Глава 3. Участие политической партии в избирательном процессе.




В Российской Федерации избирательный процесс состоит из определенного количества конкретный стадий, который в свою очередь состоят из процедур и действий. Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица. Из этого следует, что только совокупность норм, юридически необходимых может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов. Так же не стоит забывать о процедурах, действиях и стадиях как элементах избирательного процесса.

В целом избирательный процесс определяется регулируемую правовыми и иными социальными нормами деятельность, которая состоит из целей объединенных действиями коллективов как индивидуальных, так и в общем и целом направленных на формирование органов публичной власти, с результатами, которые не всегда могут вызывать доверие поскольку они были получены в соответствии с нормативно правовыми актами. А субъекты избирательного процесса, определены как индивидуальные и коллективные участники выборов, совершающих действия, направленные на формирование легитимных органов публичной власти[13].

Субъектами избирательного процесса являются индивидуальные и коллективные участники выборов. Эти лица совершают действия, которые напрямую направлены на формирование органов публичной власти с теми результатами, которые не могут вызывать недоверия, поскольку их получение сопровождалось с контролем со стороны нормативно-правовых актов в данной сфере.

В избирательном процессе закон насчитывает множество субъектов, их более 30 и наименование каждого отражает его роль в избирательном процессе. Что бы проще выделить функции того или иного субъекта их можно разделить на виды, по ряду оснований. Такими основаниями могу являться:

· основное содержание деятельности на различных этапах избирательного процесса;

· количество стадий избирательного процесса, в рамках которых субъекты могут реализовать (реализуют) права и/или должны выполнять (выполняют) обязанности;

· структура субъектов;

· их цели;

· доминирование в правовом статусе прав или обязанностей;

· возможность быть участником всех избирательных процессов в узком смысле;

· акты, в которых закрепляются основы правового положения субъектов и другие основания.[14]

По данным основаниям, есть возможность классифицировать субъекты на виды.

Классификация по основному содержанию деятельности на различных этапах избирательного процесса:

1. Первая группа это органы которые отвечают за назначение даты выборов. Их цель и обязанность - своим решением определить дату выборов в соответствии с действующим законодательством. При исполнении ими своих обязанностей, достигается их главная цель, это реализация периодических и обязательных выборов, так как этого требует законодательство, а значит, что и формирование органов власти не будет вызывать недоверия у граждан. Стоит отметить, что законодатель выделяет в первую группу органы власти, а не коллективы граждан, тем самым характер выборов будет именно публично-правовой, как того и требует законодательство.

2. Вторую группу заняли избирательные комиссии. В большей степени порядок выборов будет зависеть именно от них, после того как дата выборов определена. В России принято поручать проведение выборов, специальными органами, на которые государство возложило полномочия по подготовке и проведению выборов. Их первоочередная задача, провести выборы и следить за их законным проведение точно и в срок.

3. Третья группа это субъекты, которые имеют активное и пассивное избирательное право, то есть право выбирать и быть выбранными. Эта группа является самой многочисленной. Целью деятельности субъектов данной группы является реализация своих избирательных прав, она может достигаться двумя путями, такими как самовыдвижение или выдвижение от политической партии.

4. Следующая группа это средства массовой информации. Они имеют своей целью информировать население о ходе выборов и служить средством агитации в предвыборной гонке.

5. Пятая группа это субъекты осуществляющие контроль и надзор за ходом выборов. Контроль может осуществляться как от имени государства так и иными органами, для достижения честных и своевременных выборов. Контроль исполняется в двух формах: это государственных контроль (избирательные комиссии, представительные органы, суды, органы прокуратуры, правоохранительные органы) и общественный контроль (кандидаты, доверенные лица, избиратели, избирательные и иные общественные объединения).

6. Шестая группа это лица обеспечивающие выборы материально. Роль данной группы скорее второстепенна, это могут быть например собственники площадок на которых вывешены предвыборные агитационные материалы.

Законом о политических партиях устанавливается норма, согласно которой политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти[15].

В соответствии с законодательством, все другие объединения утрачивают возможность выдвигаться и учувствовать в выборах в качестве кандидатов.

Одним из важнейших направлений деятельности партии является право на участие в избирательном процессе, так как из этого права вытекает основная цель политической партии, а именно достижения власти. Первые партии появлялись с целью реализации прав национальных меньшинств на выборах и затрагиванию их интересов в органах власти. Однако нынешние партии нельзя назвать лишь субъектами, которые гоняться за лидерством в выборах, их функции гораздо шире. В данной ситуации необходимо выделить такие признаки партии как длительность ее функционирования и непрерывность ее действия, постоянная связь партии между мастными и общенациональными органами, проявление заботы о своих сторонниках и последователях, а так же принятие мер для широкой поддержи со стороны народа.

В условиях постоянного изменения Российской политической системы самой ярко выраженной проблемой является постоянный поиск точек соприкосновения для улучшения взаимоотношений между государственной властью и политическими партиями, которые в свою очередь являются ключевыми участниками политического процесса как на федеральном, так и на региональном уровне это проблема наиболее ярко выражается так как российская партийная система находиться еще на стадии становления и развития является весьма слабой и неустойчивой.

Многопартийность свидетельствует об укреплении демократических основ государства и огромном шаге на пути к гражданскому обществу. С участием партий формируется представительный и законодательный орган государственной власти – парламент[16].

Развитая многопартийность хорошо способствует выражению воли избирателей и ответы на их интересы. Без них “невозможны ни проведение политики большинства, не защита позиций меньшинства”[17].

Так же можно отметить, что нынешний состав партий весьма неоднороден, одни являются продуктом распада более крупных партий на фракции, другие продуктом кризиса традиционной идеологии, третьи образовались благодаря нововведенным правилам выборов, четвертые стали результатом необходимого удовлетворения потребностей корпоративных единиц. Но даже не смотря на все это партии реально выражают настроение и политику складывающуюся в обществе.

Так же стоит обратить внимание, что на институт многопартийности не малое влияние оказывает институт выборов. В современной России прошло уже более трех циклов процессов выборов, каждый из циклов оказал существенное влияние как на состояние партийного строительства в целом, так и на правовое положение той или иной партии, а так же на их позиции в разных вопросах.

Любая партия создается исключительно на своем учредительном съезде при помощи преобразования этой партии общероссийской общественной организации или общественного движения. В новом законодательстве уже не указано об обязательности создания партии не мене чем за год до выборов. На данный момент все гораздо проще, достаточно зарегистрироваться за один- два месяца до начала выборов, а так же за это же время зарегистрирует 45 региональных отделений и предоставит свидетельство об их регистрации в центральную избирательную комиссию.

По мимо политических партий пассивным избирательным правом обладают избирательные блоки. Избирательный блок может состоять из трех составляющих. Три либо две политические партии вправе образовать союз для совместного участия в избирательной кампании, также союз могут образовать политическая партия с одной или двумя общероссийскими общественными организациями.

Восьмая глава Федерального закона “О политических партиях” определяет критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет после создания партии ее участие в выборах не соответствует установленным критериям, такая политическая партия подлежит ликвидации

Таким образом несмотря на все трудности, институт политических партий стремительно развивается. Партии однодневки уже не имеют той силы, что раньше и предпочитают развиваться, на всероссийский уровень. От малых общественных формирований к крупным общероссийским партиям с ярко выраженной своей позицией.


 

Заключение

 

В феврале 2010 года Дмитрий Медведев инициировал поправки в закон «О политических партиях»- в связи со сложившимся понижением членов политических партий и их количеством в целом.

Сегодня в России действует множество общественных объединений из которых складывается особая система политических партий и центральное место в них занимают негосударственные организации. В нынешней сложившейся обстановке, политические партии выступают как защитники интересов отдельных групп населения, так и всего населения страны в целом в рамках существующего конституционного строя и правил поведения общепризнанных обществом.

Политическая партия по праву называется основной частью политической системы общества. Они являются прямыми конкурентами друг другу, являются средством выражения мнения общества в целом и отдельных групп населения в частности и основным связующим звеном между верховенством закона и власти и рядовым населением, являются выражением их воли. Задача партии превратить множества разрозненных интересов разных слоев и групп населения, их интересов и потребностей в один большую политическую позицию и сделать все для ее реализации, так как от этого напрямую зависит влияние партии в народе. Партии принимают участие в функционировании процессов политической власти, а так же оказывают непосредственное влияние на те или иные изменения во власти и стране. Одной из основных деятельностей партии можно указать, идеологическое воздействие на население, что укрепляет их влияние и любовь народа к курсу, который устанавливает партия, соответственно партии являются основным вектором движения и становления демократии в России.

Существует огромное множество определений политической партии, но самым универсальным на мой взгляд, возможно назвать следующее. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

- политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

- политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии. При этом гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии – по месту постоянного или преимущественного проживания;

- руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе «О политических партиях» впервые в российской истории устанавливаются в широком диапазоне ограничительные требования на создание и деятельность политических партий. Такое внимание законодателя к вопросам правового ограничения на создание и деятельность политических партий обусловлено местом и ролью политических партий в жизни современного российского общества.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: