Теоретические сведения и методические указания




Практическая работа № 8

Тема: Разработка урока теоретического обучения

(лекция)

Цель работы:

Изучение методики разработка урока теоретического обучения (лекция)

 

Содержание работы:

Задание 1. Составить план урока теоретического обучения (лекция) для избранного своего занятия (согласуется с преподавателем).

Задание 2. Разработать ход проведения этапов урока.

Задание 3. Разработать план-конспект по составленному плану урока.

 

Исходный материал: рабочая программа междисциплинарного курса, типовая структура урока теоретического обучения (приложение Г.1).

 

Литература: 1, 2, 3, 5.

Порядок выполнения работы

1. Уточните тему урока, цели и основные задачи занятия.

2. Уточните тип занятия.

3. Выберите методы обучения.

4. Определите основные этапы урока, наметьте методы их проведения.

5. Произведите предварительное распределение времени по этапам урока.

6. Уточните материально-техническое и дидактическое оснащение урока.

7. Продумайте и кратко запишите содержание каждого этапа занятия и проведите проверку нормирования этапов урока.

8. Распишите ход урока с указанием всех конкретных моментов (вопросы для повторения; способы закрепления изученного; краткое содержание нового материала; используемые проблемные ипоисковые ситуации, объем и виды домашнего задания и т.п.) (приложение Л).

 

Теоретические сведения и методические указания

Рациональная структура урока – важный фактор организации учебного процесса. Каждый урок решает свои конкретные задачи в системе обучения квалифицированных рабочих.

Одна из форм теоретического занятия – лекция. Существуют классификации лекций по различным основаниям:

· по месту в лекционном или учебном предметном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

· по преимущественной форме обучения (очная, очно-заочная);

· по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т.п.);

· по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, лекция-дискуссия и т. п.) и др.

Однако, строгая классификация в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

В зависимости от дидактических целей лекция может быть следующих типов:

Вводная лекция проводится в начале изучения дисциплины с целью в сжатой, схематичной форме представить структуру и содержание того объема материала, который предполагается изучать. Обучающийся получает целостное представление о предмете изучения, о его месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Здесь же устанавливается объем предъявляемых требований, что необходимо сделать (контрольные и промежуточные зачеты), как работать с лекционным материалом, как его конспектировать. На вводной лекции может быть дан список основной литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на практических занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий.

Установочная (установочно-обзорная) лекция включает основной материал предмета, дает обучающимся общие установки на самостоятельное овладение содержанием дисциплины или ее части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер с использованием демонстрационного материала. На них лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание обучающихся на нерешенных проблемах.

Обзорная лекция близка по своей сути с установочной лекцией, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу обучающихся.

Проблемная лекция представляет собой занятие, предполагающее инициированное преподавателем привлечение обучающихся к решению проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений. Проблемные вопросы отличаются тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения. Лекция, базирующаяся на современных достижениях науки, культуры и техники, должна носить проблемный характер.

Итоговая (заключительная) лекция завершает изучение дисциплины, обобщает пройденный материал за весь период. При ее подготовке целесообразно учесть пробелы в знаниях обучающихся, выявленные на практических и других видах занятий, и дать им установку на их устранение и на дальнейшее совершенствование своей подготовки в данной области. Подводятся итоги изучения дисциплины, обсуждается вопрос о подведении итогов изучения предмета – сдаче зачета или экзамена.

Каждый вид лекции имеет в своей структуре некоторые особенности и, как правило, включает:

· организационно-подготовительную часть;

· теоретическую часть;

· практическую часть;

· организационно-заключительную часть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: