ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СТРАН
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА
В О П Р О С ЫИ З А Д А Н И Я
Прочтите текст и выполните задания
1. Каковы причины зарождения воспитания и образования как особых сфер общественной деятельности и появления государственных форм воспитания в странах Древнего Мира?
2. Каковы были общественные идеалы и идеалы воспитания в странах Древнего Востока? Как они отражались в религиозных (буддизм, иудаизм, язычество) и философских (конфуцианство, даосизм) учениях?
3. Раскройте взгляды на воспитание и образование Конфуция.
3. Составьте схему типов школ стран Древнего Востока и по следующему типу:
Страна | Возраст учеников (если он указан в источниках) | Тип школы (название) | Содержание образования |
4. Как Вы понимаете суть идеала калокагатии в образовательной системе Древней Греции?
5. Дайте в письменной форме сравнительно сопоставительный анализ образовательных систем в Афинах и Спарте (типы школ, цели, принципы, содержание, формы организации обучения).
6. Каковы взгляды на основные педагогические вопросы древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).
7. Каковы цели, особенности, ступени системы образования в Древнем Риме?
8. Дайте характеристику педагогическим идеям Цицерона и Квинтилиана.
II. Древневосточная цивилизация — прародина образования
Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.
|
В таких школах, например в Египте, обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет. Содержание образования составляли письмо, чтение и счет. Обучение письму строилось на сложной системе иероглифов (их было около 700). Поучения, которые встречаются в древнеегипетских папирусах, свидетельствуют, что овладение грамотой было трудным и долгим процессом («Пиши целый день пальцами своими и читай ночью» — таково одно из поучений). Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Когда ученик овладевал письмом, он получал «тетрадь» — длинный, узкий (16 см) свиток папируса. Судя по датам в «тетрадях», норма переписки в день составляла 3 страницы. Ученики писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную краску. Новые абзацы начинали красной краской — отсюда происходит так называемая «красная строка». Письменные упражнения имели определенную нравоучительную направленность, например: «Не сиди, если стоит тот, кто старше тебя или выше тебя по чину». Текстами для переписки являлись религиозные поучения, сказки, гимны и т. п. В текстах восхвалялись положение писца и преимущества его работы по сравнению с ремесленником и земледельцем.
|
Сохранившиеся математические папирусы (один из них имеется в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) свидетельствуют, что занятия счетом имели отчетливо выраженный практический характер: вычислялись объемы закрома и амбара, площадь участка поля, определялось необходимое количество рабочей силы для выполнения различных работ и рассчитывались запасы продовольствия для обеспечения рабочих питанием. Дошедшие до нас математические папирусы дают представление об уровне и объеме соответствующих знаний учащихся. Они знали 2 арифметических действия (умножение и деление производили путем последовательного сложения и вычитания), вычисляли площадь и объем различных геометрических фигур, умели вычислять площадь круга. Дроби употребляли только с единицей в числителе (кроме 3/4 и 2/3), решали уравнения с одним неизвестным. В «тетрадях» записывали ход решения задачи и ответ, после которого часто встречается фраза «Ты нашел хорошо».
Кроме наук, в египетской школе уделялось внимание гимнастике, плаванию и воспитанию хороших манер, говоря современным языком, навыкам культуры поведения.
Но в школе царила суровая палочная дисциплина. Это подтверждают дошедшие до нас древние папирусы и содержащиеся в них школьные поговорки (например, такая: «Уши мальчика на его спине»).
Обучение в школе писцов было столь же долгим, сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах.
|
Как уже говорилось, в школе писцов обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики уже работали в канцеляриях, выполняли простейшие из обязанностей писцов. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера, обед приносили из дому, обычно он состоял из 3 хлебцев и 2 кружек пива.
В жреческих школах содержание образования было более широким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилонском государстве, кроме обычных основ общей грамотности (письмо на клинописной основе, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование.
Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах, которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об элитарном характере всех указанных школ можно судить по следующей записи на папирусе, сделанной одним из придворных: «...по приказу фараона учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (т. е. знатных. — Авт.), но не из сыновей бедняков».
Среди стран древневосточной цивилизации известным своеобразием в развитии систем образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом. Однако специфические особенности образования в этих странах выделяются не более отчетливо, чем свойственные им общие черты.
Прежде всего характерно, что первые школы и различные формы образования возникли почти одновременно и в Индии, и в Китае в долинах больших рек, где благодаря плодородной почве широко
развивались земледелие и в целом хозяйственная жизнь, производственная деятельность народов этих стран.
Археологические данные свидетельствуют, что уже в третьем тыс. до н. э. в долине Инда возникли рабовладельческие государства с достаточно высокой для той эпохи культурой. Пришедшие им па смену (в сер. 2-го тыс.—сер. 1-го тыс. до н. э.) новые рабовладельческие общества образовались также в долинах рек Ганга и Джамны. Примерно в это же время появились первые рабовладельческие государства в Китае по берегам реки Хуанхе. Дошедшие до нас памятники письменности — надписи па костях и панцирях черепах свидетельствуют о развитии грамотности и культуры в китайских государствах той эпохи. Вывод о том, что письменность, а следовательно, и писцы, обучение грамоте в Китае появились во 2-м тыс. до н. э. основывается на археологических свидетельствах о том, что примерно в этот исторический период появляются летописи на бамбуковых и деревянных планках; па шелку начали писать в III в. до н. э., а бумага появилась в 105 г. н. э.
Как в Индии, так и в Китае развитие образования в рассматриваемую эпоху было тесно связано с религиозно-философскими учениями, и по источникам, их отражающим, можно воссоздать общую картину исторического процесса в сфере образования и культуры.
Так, основные данные об этом процессе в Индии содержатся в Ведах — древнейших памятниках индийской религиозной литературы, а также в Упанишадах (религиозно-философских произведениях). В частности, по этим источникам есть возможность судить о характере образования в школах для двух высших сословий — брахманов и кшатриев. В этих школах одновременно жили до их окончания и обучались ученики в возрасте от 6—12 лет до 22—24 лет. Большая часть учебного времени посвящалась заучиванию с большой точностью, не допускающей изменения ни одного слова, стихов, гимнов и других религиозных текстов. Уделялось внимание изучению философии и обучению красноречию, чтобы выпускники школы могли участвовать в диспутах на религиозно-философские темы. После окончания школы брахманы становились жрецами, а кшатрии получали специальную военную подготовку, поскольку представители этого сословия занимали высшие военные должности. Книги Вед характеризуют основной круг предметов, которые изучались в этих школах: грамматика и литература, математика, история, медицина, этика, танцы и музыка.
Набор предметов свидетельствует, что в школах общее образование сочеталось в известной мере со специальным (медицина), а тот факт, что кроме жрецов и военачальников школа готовила также сборщиков налогов и дани, казначеев и других чиновников, позволяет сделать вывод, что в преподавании некоторых предметов (грамматика, математика) обеспечивалась определенная жизненно-практическая направленность, ориентированность на предстоящее ученикам после школы выполнение тех или иных чиновничьих обязанностей.
Ведущим типом школы в Китае в 3-м и 2-м тыс. до н. э. являлись общинные школы. В них юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, религиозным пениям и обрядам. Несколько позже (в сер. 1-го тыс. до п. э.) состав учебных предметов пополнился еще тремя: управление конем, письмо и счет. Но поскольку писец в китайском обществе, в отличие от египетского, не занимал сколько-нибудь значимого положения по сравнению, например, с военачальником, то последним двум предметам не уделялось должного внимания.
Важным фактором, способствовавшим совершенствованию обучения грамоте и образования в целом явилась проведенная в III в. до н. э. унификация всех иероглифов (до этого в различных провинциях одни и те же знаки писали по-разному). Правда, и после реформы количество знаков достигало нескольких тысяч.
Школьное обучение начиналось с 6—7 лет, сыновье знатных родителей получали домашнее воспитание.
Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвящалась заучиванию учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов.
Однако охарактеризованная система общего образования предназначалась для аристократии и детей чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых практических знаний.
Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии.
В основе всей системы образования в Древнем Китае лежало этико-политическое учение, основоположником которого был Конфуций (551—479 гг. до н. э.). По его имени оно получило название конфуцианства. Под влиянием этого учения, ставшего официальной государственной идеологией, образование приобрело па 2 тысячи лет вперед в основном гуманитарный характер. Это негативно сказалось на развитии науки и культуры, поскольку система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань (206 г. до н. э.—220 г. п. э.) рост таких наук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела.
Положительными чертами конфуцианства на ранней стадии его развития были призыв к нравственному совершенствованию, критика жестокого отношения правителей к народу, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (нормы, правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности).
Со II в. до н. э. при династии Хань реформированное конфуцианство превращается в официально господствующую идеологию, в основе которой теперь — учение о небе как о божестве и верховном судье, определяющем и контролирующем поступки людей, о «воле неба» (тянь мин), от которой будто бы зависело восхождение государей на престол и их свержение.
Педагогические взгляды Конфуция и его учеников подробно изложены в «Луныои» и «Ли цзи». Основная цель образования, согласно учению Конфуция, — воспитать «благородного мужа», «совершенного человека», людей, знающих и соблюдающих принципы конфуцианской морали.
Свое учение Конфуций непосредственно передавал своим ученикам в созданной им школе, в которой он обучил 3 тысячи человек, однако только 70 из них овладели целостной системой взглядов, составлявших содержание конфуцианства.
Наряду со школой Конфуция существовали другие подобные учебные заведения, которые создавались при философах. В этих школах юнрши готовились к активной деятельности в области политики 44 дипломатии. С этой целью они изучали философию, красноречие, обучались ораторскому искусству, умению вести полемику, участвовать в диспутах. В дальнейшем ревностные последователи и поклонники Конфуция значительно исказили смысл и гуманистическую направленность его учения, выхолостили его прогрессивное содержание: установку на развитие самостоятельного мышления учащихся, внимание к формированию их способностей и склонностей, личностно ориентированный подход к каждому ученику. Книжная мудрость вытеснила живую речь и общение между учащимися, обучение логике, умению самостоятельно рассуждать уступило место зубрежке и схоластике, школа стала готовить догматиков и начетчиков, а не творчески мыслящих философов. Все это прикрывалось именем Конфуция, которому в Китае сотворили культ, объявив его национальным гением, величайшим из мудрецов. Его объявили главным покровителем школ и ученых, «учителем 10 тысяч поколений». Каждый ученик, переступивший порог школы, кланялся его портрету, в день его рождения школьники освобождались от занятий. Так называемое реформированное конфуцианство нанесло серьезный ущерб китайской системе образования — схоластика и догматизм вытеснили естественнонаучные и прикладные дисциплины, возвели барьер между школой и жизнью, теорией и практикой, отгородили обучение от полезных знаний и трудовых умений, жизненно важных навыков.
Многократные попытки реформировать систему образования, построенную на идеях и принципах позднего конфуцианства, оказались безрезультатными. Только в 1902 г. была отменена старая система образования с присущим ей схоластико-доктринерским стилем «багу-вэнь». По рекомендации видного государственного деятеля Чжан Бо-Си (1847—1907 гг.) была введена новая структура образовательных учреждений, известная под названием «Жэньинь», которая состояла из следующих звеньев: детский сад (4 года) — первая ступень начальной школы; вторая ступень начальной школы (3 года) и средняя школа (4 года). Но через год, в 1903 г., в эту структуру были внесены изменения, в результате которых сложилась новая система «Гуймао»: 9-летняя начальная школа (5 + 4) и средняя школа с 5-летним сроком обучения. Основные принципы этой системы образования — почитание императора и соблюдение конфуцианских заповедей. Продолжительность школьного обучения, отчасти вызванная трудностями овладения на начальной ступени образования иероглифами (в период господства конфуцианства на это уходило не менее 10 лет упорного труда), негативно сказывались на развитии духовной и социально-культурной сфер жизни общества, тормозила подготовку новых кадров, способных содействовать научно-техническому прогрессу.
Цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего Востока, явилась одним из важных источников дальнейшего развития мировой духовной культуры, в частности образования*. Ее традиции и прогрессивные тенденции были восприняты и углублены прежде всего в античном мире, где сложились три во многом схожие и вместе с тем своеобразные системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.