III. Системы образования и педагогическая мысль в античном мире




Спартанская система воспитания, получившая свое развитие в VIII—IV вв. до п. э. в Спарте (Древняя Греция), приобрела по преимуществу военно-физический характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков — рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладелыдев, а также военными конфликтами, к возникновению которых нередко приводило торговое соперничество с соседними Афинами. i

В силу указанных социально-исторических обстоятельств главными целями спартанской педагогики являлись: полное послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «паука побеждать». Употребляемое в современном языке выражение «воспитывать по-спартански» пред­полагает суровый характер формирования личности, усиленное вни­мание к физическому развитию и воспитанию воли.

Образование в спартанском государстве было привилегией рабо­владельцев; периэки получали лишь навыки для. занятий ремеслами и торговлей, илоты же вообще ничему не обучались. Господствовала общественная система воспитания: дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению и письму, счету, много времени отводилось военно-физическим упражнениям*. В возрасте от 15 до 20 лет юные спартиаты в дополнение к этим упражнениям получали музыкальное воспитание (хоровое пение). Оно тоже входило в их военизированный уклад жизни как составной элемент. Выдержав основное испытание па выносливость (нечто подобное инициациям в первобытно-общинном строе) — публичное сечение юношей у алтаря Артемиды Ортии, они становились полноправными спартиатами, получали оружие и начинали принимать участие в систематически проводимых избиениях илотов (критиях) с целью держать их в постоянном страхе.

В плане интеллектуального развития юношей особое значение придавалось умению метко и кратко отвечать па заданные вопросы (отсюда выражение «лаконический стиль» устной и письменной речи). Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек. Кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек, чтобы их будущие дети были здоровы и крепки; они должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела: бегать, прыгать, бороться, I бросать диск, кидать копье. Действующие в Спарте Уставы исключали 9 для девушек изнеженный образ жизни. I

Некоторые принципы спартанского воспитания (главным образом, I в области военно-физической подготовки).были восприняты в XVIII— I XIX вв. во Франции и России при создании кадетских корпусов и I других военно-учебных учреждений закрытого типа. Здесь же реали- I зовывались и отдельные этические нормы спартанского воспитания — I скромность, умеренность, почитание старших. I

Более полное для своего времени развитие по сравнению со I спартанской получила афинская система воспитания и образования, \ сложившаяся в Афинах в VII—V вв. до п. э. В отличие от спартанской, I которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились I в сфере семейной педагогики. Для девочек, соответственно положению I женщины в рабовладельческом обществе, существовала только система I домашнего воспитания. Наряду с традиционными основами грамоты I (чтение, письмо, счет) их учили игре на одном из музыкальных инструментов, домоводству, шитью и рукоделию. I

Целью афинской системы воспитания являлось формирование I гармонически развитой личности. Этому подчинялось содержание I образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики начиная с 7 лет. В школе грамматиста они получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста (музыка, пенис, декламация). Достигнув 12—16 лет, подростки в школе палестра занимались гимнастикой под руководством педотриба (педотрибы — специалисты по отдельным аспектам гим­настики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска («пятиборье»). Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы па политические и нравственные темы. Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16—18 лет из наиболее знатных и состоятельных семей получали в государственном учебном заведении — гимпасии, где изучали философию, литературу, политику; в более сложных формах в этой школе осуществлялось их физическое развюие. Такая организация занятий призвана была готовить юношей к их будущей политической карьере. Более высокий уровень образования этой же направленности, основы которого закладывались в гимнасии, юношам 18—20 лет давала эфебия. Продолжая заниматься политиче­скими науками, они изучали здесь законы Афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Она продолжалась в течение двух лет в лагерях. Первый год занятий посвящался гимнастическим и военным упраж­нениям, юноши учились строить военные укрепления. На втором году они несли гарнизонную службу, обеспечивали порядок во время народных праздников и собраний, выполняли обязанности пограничной охраны, изучали военно-морское дело, принимали участие в маневрах. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин.

Охарактеризованная система школьного образования из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился жизненным предназна­чением рабов.

Рассматриваемая система воспитания получила теоретическое обос­нование в трудах великих древнегреческих философов — Платона (наст, имя — Аристокл — 427—347 гг. до п. э.) и Аристотеля (384—322 гг. до п. э.), который был воспитателем знаменитого полководца Александра Македонского. Педагогические взгляды Платона изложены главным образом в его политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Решительно утверждая право па образование только за рабовладельцами, он считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши». Воспитание, как доказывал Платон, призвано ориентироваться на обоснованную им с позиций философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Она должна заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе — развивать в пей способность воскрешения врожденных идей, привнесенных из потустороннего «царства идей». В этой связи Платон придавал большое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты, которые с наибольшей полнотой и силой напоминают человеку о доземпом истинном бытии. Главная задача педагогики — передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души. Высокие требования предъявлял Платон к наставнику молодежи. В его представлении он должен был обладать знаниями, «отрешающими от земного бытия и приводящими на грань мира идей». Целью всей своей жизни наставник призван был ставить Благоразумие и Справедливость.

Платон был не только теоретиком, по и практиком педагогики. В 378 г. до и. э. он основал в окрестностях Афин школу — Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропа­ганды его педагогических идей. В этой Академии получил философское образование Аристотель, он состоял в ней в течение 20 лет.

Вопросы педагогики и воспитания в трактовке Аристотеля нашли отражение в основном в таких его сочинениях, как «Политика» и «Этика». В трактате «О душе» Аристотель анализирует отдельные стороны психики (мышление, память, эмоции и др.). Педагогические воззрения Аристотеля наиболее тесно связаны с его учением о душе, согласно которому он различал 3 разных ее вида: растительную — проявляющуюся в питании и размножении; животную (волевую) — проявляющуюся в ощущениях и желаниях; разумную — проявляющуюся в мышлении. Этим 3 видам души; по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, которые, по убеждению философа, неразрывны. Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

В этих положениях заключалось философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности. Аристотель одним из первых в истории педагогики высказал мысль о природосообразности воспитания и, исходя из нее, сделал первую попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости — 14 лет, от 14 лет до 21 года).

Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного I строя, Аристотель выступал за придание школам характера государственных учреждений, обеспечивающих всем гражданам, за исключением рабов, которых он называл «говорящими орудиями», равное и единое образование, приучающее членов общества к поддержанию I государственного порядка. I

Нравственное воспитание, по Аристотелю, призвано было развивать в афинянах-рабовладельцах такие качества, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, чтобы способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке. Движущими силами развития личности, считал Аристотель, являются ее природные задатки, навыки и разум. Педагогическая система Аристотеля — наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование задач и путей образования и воспитания в античном мире. Аристотель занимался и непосредственно педаго­гической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликее (335 г. до и. э.; название — от храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа), просуществовавшей несколько столетий.

Видным идеологом афинской системы воспитания был также Сократ! (469—399 гг. до н. э.) — учитель Платона и греческого историка Ксенофонта. Сократ строил свою преподавательскую деятельность на! устном слове («сократовский метод» беседы). Искусство Сократа! состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном! итоге привела к нахождению истины. Сам Сократ, по ассоциации с профессией своей матери — повивальной бабки, — назвал применя­емый им метод «майевтикой» («майевтика» означает повивальное искусство). Так же, как Платон и Аристотель, Сократ не был сторонником образования народа, и свое учение, в основе которого были этические категории — Добро, Благо, Доблесть, он стремился распространить среди афинской аристократической молодежи. Считая, что человек от природы является носителем доброго начала, Сократ в качестве главной цели воспитания выдвигал освобождение челове­ческого интеллекта от негативных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей личности, стимулом развития которых является интерес к знаниям, содействующим практической деятельности человека.

Такие педагогические принципы Сократа, как отказ от принуждения! и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее! эффективным методом воспитания, применялись Плутархом (I—II вв.| н. э.) в занятиях со своими учениками, что нашло воплощение! в некоторых его трудах. В частности, указанные педагогические принципы Сократа получили отражение в «Нравственных сочинениях» Плутарха, некоторые положения были развиты в главном труде знаменитого славянского педагога Я. А. Коменского — «Великая ди­дактика» (XVII в. н. э.).

Многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования были восприняты, получили дальнейшее развитие в Риме (до VI в. п. э.). Как и в Афинах, здесь дети до 7 лет получали семейное обучение и воспитание. Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Ее целью было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, жестким и расчетливым землевладельцем. Возникшие в период ранней республики (V в. до н. э.) первые начальные школы в Древнем Риме предназначались главным образом для детей бедняков. Здесь совместно обучались в течение 4—5 лет мальчики и девочки от 7 до 11—12-летнего возраста. Школы эти были частными и влачили чаще всего нищенское существование.

После того как Рим в первой половине II в. до н. э. завоевал многие государства Средиземноморья, превратившись в могуществен­ную империю, римская система воспитания претерпела существенные изменения в сторону определенного усложнения. Широкое развитие получают грамматические школы (строились на базе элементарной) для мальчиков 11—12 лет из богатых и знатных семей. В этой повышенного типа школе изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык. К моменту окончания школы такого типа, которая строилась на первоначальных основах грамоты, полу­ченных чаще всего в домашних условиях, 15-летние подростки, пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в недалеком будущем посвятить себя деятельности политического и судебного оратора.

В последние десятилетия Римской республики (нач. и сер. I в. до н. э.) большое значение приобретают риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи. Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13—14 до 16—19 лет более глубокое по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов. Теория риторики как проявления искусства убеждения и красноречия впервые получила свое развитие в Афинах. В трактате «Риторика» Аристотель с наибольшей обстоятельностью и философским обоснованием уделил внимание красноречию.

В Риме научные основы риторики, глубоко выходя за пределы этой дисциплины в сферу философии, политики, идеологии, разра­батывали Цицерон (знаменитый древнеримский оратор) и Квинтилиан (род. ок. 35 г. — ум. ок. 96 г.). Он являлся видным теоретиком ораторского искусства и педагогики периода ранней империи. Его известный труд «Наставление в ораторском искусстве» — один из главных источников изучения современной ему системы римского образования в целом, а не только риторских школ.

Однако к этому времени, когда исчезло политическое красноречие риторика стала превращаться в схоластические правила произнесения хвалебных, заупокойных и тому подобных речи! и ведения споров по казуистическим вопросам. Тем не менее риторская школа как высшая образовательная ступень продолжала существовать в Римской империи вплоть до ее падения.

Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения. Квинтилиан стал одним из первых педагогов, который получал материальную поддержку от императорской казны.

В школе Квинтилиана основательность широкого общего образо­вания сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма. Как и многие другие философы и педагоги-мыслители античности, Квинтилиан исповедовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Он верил в то, что от природы дети, в подавляющем своем большинстве, обладают всеми физическими и духовными данными для того чтобы успешно овладевать знаниями и получить необходимое образование. Но для того, чтобы эти потенциальные возможности могли реализоваться, педагог призван внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. Серьезное значение придавал Квинтилиан осмысленному, творческому чтению, которое рассматривал как ценный источник знания, активного познания и обогащения памяти.

По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Педагогические идеи Квинтилиана приобрели большую популяр­ность в XVI—XVII вв., после того как стал известен полный текст его основного труда «Наставления в ораторском искусстве».

Существенные изменения в рассматриваемой системе образования произошли в период поздней Римской империи (сер. III в. до нач. VI в. и. э.) в результате проведенных при императоре Диокле­тиане (285—305 гг.) школьных реформ. Была создана единая система образования, в грамматических школах в качестве обязательного предмета введена математика. Все это содействовало укреплению римской школы, но в начале VI в. п. э. император Юстиниан запретил нсхристианам заниматься преподавательской деятельностью, и римская школа начала постепенно вытесняться христианскими школами раннего средневековья, а вскоре полностью уступила им место.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: