Тема: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Выполните следующие задания:
Задание 1. Заполните схему: «Структура конституционно-правового статуса человека». Дайте определение каждому структурному элементу.
Конституционно-правовой статус человека |
неотъемлемость прав и свобод человека |
свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод |
гарантия прав и свобод |
равноправие |
Соответствие международным правовым стандартам |
единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека |
Задание 2. Заполните таблицу «Поколения конституционных прав и свобод человека и гражданина»
Поколение | Дата оформления | География формирования | Основное содержание поколения прав (какие права выделяются, какую роль играет государство и т.д.) |
первое | 1789 и 1793 | Франция | главным принципом государственной политики является ненарушение свободы и неотъемлемых, неотчуждаемых прав человека, которые принадлежат ему от рождения как представителю рода человеческого |
второе | 16 декабря 1966 г. | Международный пакт | Права человека стали пониматься как система условий и благ (материальных и духовных), без которых невозможны его нормальная жизнедеятельность, развитие его индивидуальных свойств, свободный выбор и самоопределение, реализация «гражданских интересов». |
третье | 1970—1980-х гг. | коллективные права народов | право на мир, на самоопределение, на развитие, право на здоровую окружающую среду, защиту природной среды от различных конфликтов, право на защиту от международного терроризма и организованной преступности и коррупции. |
четвертое | 1990-наст.вр. | Европа | соматические (личностные) права, получившие правовую регламентацию в международных документах и решениях международных организаций, например Декларация о клонировании человека (2005), Международная декларация о генетических данных человека (2003), Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (2005) |
Задание 3. Выделите и охарактеризуйте принципы конституционно-правового статуса человека.
- — гуманизм. Функционирование и развитие всех общественных отношений, формирование права, государственных институтов и учреждений должно быть нацелено на реализацию высшей ценности государства и права и предопределено задачей ее утверждения.
- — неотчуждаемость прав и свобод и их принадлежность от рождения. Человек имеет основные права и свободы от рождения, а не от государства, которое обязано их закрепить, а не «даровать» права по своей «милости» или отнять их по своему произволу
- — всеобщее уважение прав и свобод. Подразумевает признание незыблемого авторитета прав и свобод человека и гражданина и следование этим ценностям.
- — равенство прав и свобод человека и гражданина. Означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.
- — гарантированность прав и свобод, их защищенность государством. В своих конституциях и законодательстве государства предусматривают систему мер государственной, судебной и иной защиты прав и свобод человека и гражданина.
- — справедливость прав и свобод. С позиций конституционной справедливости оцениваются нормы уголовного, уголовно-процессуального, избирательного, жилищного, социального, предпринимательского и иного права.
Задание 4. Заполните пропуски и охарактеризуйте каждую группу прав:
1. В зависимости от субъекта права конституционные права человека делятся на:
А) права, свободы человека
Б) права, свободы гражданина.
2. В зависимости от порядка реализации конституционные права подразделяют на:
А) Индивидуальные
Б) Коллективные
3. По генезису права можно классифицировать на:
А) естественные
Б) производные
4. По степени обобщения выделяют права и свободы:
А) основные
Б) частные
5. По степени неотъемлемости права человека и гражданина принято делить на:
А) абсолютные
Б) относительные
6. В зависимости от степени обобщенности выделяют:
А) позитивные
Б) негативные
7. Классификация прав и свобод по их содержанию выделяет:
А) гражданские
Б) политические
В) социально- экономические
Г) культурные
Выполненные задания Вам необходимо направить преподавателю до
20.05.2020 на адрес электронной почты aleksandrajuda94@mail.ru
Литература:
1. Права человека в России: история, теория и практика: учебное пособие / Д. Т. Караманукян [и др.]; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск: Омская юридическая академия, 2015. – 308 с
2. Глушкова С. И. Права человека в России [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 Юриспруденция и специальности 021100 Юриспруденция / С. И. Глушкова. - М.: Юристъ, 2006. - 494 с. - (Institutiones). - Библиогр.: с. 440-447.
3. Абашидзе, А. Х. Универсальные механизмы защиты прав человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. Х. Абашидзе, А. О. Гольтяев; А. Х. Абашидзе. - Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 135 с.
4. Караманукян Д.Т.Права человека в России: история, теория и практика [Электронный ресурс]: / Д. Т. Караманукян [и др.] учебное пособие / Д. Т. Караманукян [и др.]; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск: Омская юридическая академия, 2015. – 308 с..
5. Варданянц, Г. К. Социологическая теория права [Текст]: [монография] / Г. К. Варданянц. - М.: Академический Проект, 2007. - 439 с. - (Gaudeamus) (Технологии). - Библиогр.: с. 403-433. - ISBN 978-5-8291-0915-8; 10 экз.: 210-00.