Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.




Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять сидя или лежа на полу. Размахивая руками и ногами.

Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой-нибудь яркий предмет. Следите за предметом глазами, не двигая головой.

Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание и т.д. Затем выполните последовательность: два щелканья, два цоканья, два посвистывания и т.д.

Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные на полу предметы. Руки ставьте крест-накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.

Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.

Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

Комплекс №5.

Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).

Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.

Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).

Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.

Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.

Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

 

Также очень полезен самомассаж рук. Он является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.

Наша школа большое внимание уделяет здоровью детей и работает по программе «Здоровьесберегающие технологии». Учителям начальных классов было рекомендовано использовать кинезиологические упражнения как для профилактики соматических заболеваний, так и для профилактики нарушений чтения и письма. Рекомендуется использовать статические упражнения для пальцев, так называемые хасты.(определенные комбинации пальцев). Йоги считают, что с помощью хаст в организме восстанавливается циркуляция энергии. К примеру, поставив цель улучшить зрение, можно выполнять хасту «Жизнь», которая, по представлению йогов врачует болезни глаз, и хасту «Вода», которая оказывает целебное действие на печень и желчный пузырь.

Хаста «Жизнь». Сложите подушечки безымянного пальца, мизинца и большого пальца. Указательный и средний пальцы расслаблены и выпрямлены.

Хаста «Вода». Мизинец правой руки согните так, чтобы он прикасался к основанию большого пальца. При этом большим пальцем слегка прижмите согнутый мизинец. Левой рукой обхватите правую руку снизу. А большой палец левой руки положите на большой палец правой руки.

Хаста «Черепаха» помогает восполнить энергию, преодолеть усталость, с ее помощью создается энергетический сгусток, используемый организмом для восстановления нарушенных функций. Пальцы правой руки переплетите с пальцами левой. Большие пальцы соедините концевыми фалангами, как бы образуя голову черепахи, держим параллельно полу.

Хасты выполняются одновременно двумя руками, без напряжения. Положение тела свободно. Спина прямая, голова приподнятая. Пальцы желательно направлять вверх. Чтобы получить желаемый эффект, надо выполнять хасты по несколько минут, набирая за день 40-60 минут.

Разработан комплекс кинезиологических упражнений, которые можно использовать для профилактики соматических заболеваний, для профилактики нарушений зрения, для развития слуха и зрения, дыхательные упражнения, упражнения для работы девиантными подростками, упражнения для снятия стресса. Нельзя не затронуть вопрос о нарушении чтения и письма у леворуких учащихся. Это нарушение не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Причины нарушений носят зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если к 4 годам ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, зааикание, ночное недержание мочи.

Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэттому иногда возникает зеркальное отражение. Важно помнить, что предпочтение слева направо или справа налево регулируется мозгом. Частота зеркального отражения у леворуких составляет 85 %. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается после 10 лет, так феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.

 

 

2.4. Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе.

 

1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2. Положите обе ладошки на парту. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнения выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4. Зажмите карандаш средним и указательными пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.

5. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях.

6. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.

7. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

8. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.

9. Прочитайте зеркально-поэтический текст:

 

В.Хлебников, 1912

Перевертень.

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем, молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод, чем меч долог?

Пал, а норов худ и дух ворона лап.

А что? Я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Иди, иди!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз. Зов, и толп, и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

Зол, гол лог лоз.

И к вам и трем с смерти мавки.

Следует помнить, что леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой – значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. Для повышения эффективности обучения леворуких учащихся необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти.

 

 

Заключение.

Подытоживая вышесказанное, мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть некоторые ключевые моменты.

 

Дисграфия и дислексия - это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и, непосредственно нарушения письменной речи. (А.Н. Корнев)

 

Многолетние собственные исследования и наблюдения коллег позволяют утверждать, что дислексия и дисграфия являются не только логопедической, но и в равной мере педагогической, психологической и медицинской проблемой. Эти нарушения письменной речи у всех детей оказываются включенными в сложные синдромы психопатологических нарушений в виде психического инфантилизма, явлений незрелости ряда психических функций. Перцептивные и сенсомоторные процессы характеризуются у описываемых детей определенной незрелостью, имеется слабость межанализаторной интеграции и межсенсорного переноса, незрелость высших форм произвольной зрительно-моторной координации., которая создает определенные трудности при усвоении звуко-буквенной символики. Неполноценность одновременно нескольких звеньев, составляющих функциональный базис чтения и письма, приводит к избирательным тяжелым и довольно стойким нарушениям. Если у ребенка страдает лишь незначительная часть этих предпосылок, то дислексия и дисграфия может и не возникнуть, но латентная предрасположенность к ним имеется. Она может актуализироваться при возникновении обстоятельств, способных дезадаптировать ребенка: астении, педагогической запущенности, билингвизме, хронической конфликтной ситуации в семье и др. Даже при недоразвитии устной речи, если оно не слишком тяжелое, специфические нарушения чтения и письма возникают только тогда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других неречевых функций, составляющих функциональный базис этих навыков.

Дисграфия и дислексия не ограничивает жизненные способности человека. Большинство людей, страдающих нарушениями чтения и письма, не пытаются определить ее причину и удовлетворяются констатацией факта, что «чего-то не умеют» (недостаточно хорошо читают, не знают математики и т.д.) В результате многие люди предпочитают смириться со своими проблемами, чем публично признать их и получить профессиональную помощь.

Авторы данной методики считают, что одной из причин данного состояния является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих наблюдается значительный прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями. Нам известно, что нарушение межполушарных отношений мозга могут быть причиной речевых расстройств. Дислексия, алалия, афазия возникают исключительно при поражениях левого полушария, однако благодаря высокой пластичности детского мозга может происходить восстановление речевых функций, нарушенных даже в возрасте 6 лет.

Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная нервномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.

Авторы практической кинезиологии считают, что используя эти упражнения можно, у подавляющего большинства детей, предотвратить дислексию и дисграфию, а также корректировать проблемы обучения чтению и письму. Кинезиологические упражнения улучшают внимание, память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - учащиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

 

Список литературы.

1.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964.

2.Волкова Л.С. (ред.) Логопедия. М.,1989,1995.

3.Выготский Л.С.Собр. сочинений, т.2.М.,1982.

4.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.

5.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.

6.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.,1998.

7.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.

8.Лалаева Р.И.Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М.: Просвещение, 1983.

9.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973.

10.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.,Просвещение,1995.

11.Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграции головного мозга. М.,1994.

12.Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников. М.,1977.

13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.,1996.

14.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М.,1999.

15.Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. Вопросы психологии.-1956.-№5.-с.51-59.

16.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М.:АРКТИ,1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: