Северо-восточный джаз. Страйд




Введение

Актуальность проблемы исследования, в наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени.

Сегодняшний мир музыки крайне разнообразен, и мы, наблюдая смешение все большего числа всемирных культур, приближаемся к тому, что, в сущности, уже становится «всемирной музыкой». Вот и джаз уже не может не попадать под влияние различных звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара.

На сегодняшний день джаз имеет все большее проникновение в мировую культуру. Приобретает все более активное значение в развитии современных музыкантов. Постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний его характеристик не может быть полностью применен сегодня. Сфера культуры не успевает выпускать все больше качественных передач и запускать известные джазовые стандарты на радио. Несмотря на то, что молодое поколение подвержено сильному влиянию действующих, на данный момент, принципов и взглядов, о том, что попса – это самое что ни на есть модное и профессиональное, джаз имеет своих продвиженцев и тем более достойную историю.

Цель провести сравнительную работу между видали джаза и найти их характерные черты

Задачи:

1. Найти информацию о видах джаза

2. Сравнить их

3. Найти характерные черты

 

 


Понятие джазовой музыки. Виды джаза.

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Виды джаза:

1. Свинг Бибоп

2. Биг-бэнды

3. Мейнстрим

4. Северо-восточный джаз. Страйд

5. Джаз Западного побережья

6. Кул (прохладный джаз)

7. Хард-боп

8. Ладовый (модальный) джаз

9. Соул-джаз

10. Криэйтив

11. Фьюжн

12. Постбоп

13. Эйсид-джаз

14. Смуc-джаз

15. Джаз-мануш

Рассмотрим первые 6 видов по отдельности.

 


Свинг Бибоп

Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

В начале 40-х годов прошлого века в джазовой музыке появился стиль, который отличался от традиционного быстрым исполнением и сложными импровизациями. Он получил название бибоп и стал настоящей революцией в джазовом мире. Боперы по-новому трактовали само значение музыки, обыгрывая гармонию, а не мелодию. Родоначальниками стиля стали ДиззиГиллеспи (труба), Чарли Паркер (саксофон), ТелониусМонк и Бад Пауэлл (клавишные), Макс Роуч (барабаны). Они исполняли «музыку для музыкантов», основанную на ритме, значительно отдалившись от танцевального стиля, в основе которого была мелодия. Слушатели далеко не сразу оценили сложные импровизации, они говорили, что новое направление слишком резко и быстро, даже «жестоко».

Предвосхитил появление бибопа кризис джазовой музыки 30-х годов, когда создавалось огромное количество биг-бэндов, играющих модную танцевальную музыку. Участники коллективов не ставили цель выразить дух джаза, а только зарабатывать деньги, буквально паразитируя на заготовках и приемах лучших коллективов. Будущие боперы предприняли попытку вырваться из порочного круга. Основная роль в этом досталась нью-йоркским музыкантам, среди которых был DizzyGillespie (труба), CharlieParker (альт-саксофон), KennyClarke (ударные) и TheloniousMonk (клавишные). С легкой руки Гиллеспи музыка, которую они исполняли, стала называться bebop. Согласно легенде, это имя образовалось от блюзовой квинты, которую он напевал этим сочетанием слогов.

Главным отличием бопа от традиционного джаза стала сложная гармония, построенная на иных принципах. Паркер и Гиллеспи ввели сверхбыстрый темп исполнения, таким образом, предотвратив появление непрофессионалов среди боперов. Импровизация в бибопе начиналась с синкопированной или второй доли, нередко она обыгрывала гармоническую сетку или уже известную тему. Этот стиль идеально подходил для игры небольшого коллектива, типа квартета и квинтета. Боп стал популярен в городских джаз-клубах, куда публика приходила послушать известных джазменов, а не танцевать. Музыканты постепенно превратили bopjazz в интеллектуальную форму, отдалив его от истоков — чувств.

Еще одним ярким отличием стало эпатажное поведение музыкантов нового направления. До сих пор они остались символами бибопа: шляпы Монка, изогнутая труба Гиллеспи, выходки Паркера. Боп был богат на таланты и революции. ДиззиГиллеспи продолжил свои эксперименты и основал направление афро-куба, популяризировал латино-джаз и открыл миру немало звезд этого стиля.

Исполнители: Joe Pass, Frank Sinatra, Benny Goodman, Norah Jones, Michel Legrand, Oscar Peterson, Ike Quebec, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Mills Brothers, Stephane Grappelli.

 


Биг-бэнды

Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в Нью-Йорке и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи.

Название этого направления в джазе произошло от «ри-боп» — слова, характеризующего манеру исполнения музыкантов данного стиля. В этой музыке на первый план выступает солист, его музыкальная вдохновлённость и виртуозное владение инструментом.

Бибоп — это экспериментальное творческое направление в джазеБоп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на обыгрывании гармонической составляющей пьес вместо мелодий.

Ярким примером творчества биг-бэндов в эпоху свинга были активные оркестры с афроамериканскими музыкантами и, в первую очередь, оркестры КаунтаБэйси и Дюка Эллингтона.Ядро биг-бэнда КаунтаБэйси возникло в Канзас-Сити в первой половине 30-х годов. А сам оркестр сформировался в Нью-Йорке в 1937-38 гг., с помощью все того же импресарио Джона Хэммонда. Базис индивидуального звучания (саунда) этого оркестра составляют блюзы. Бэйси всегда следовал джазовой традиции, на основе которой достиг отличного свинга, мощного плотного звучания. В его оркестре ясно ощущаются стилевые приемы, характерные для такого типа бэндов. Среди них – взаимодействие секций оркестра, вопрос-ответная форма, использование оркестровых риффов.

Рифф-техника – это особая мелодическая техника джазового исполнительства, основанная на непрерывном и многократном повторении группой музыкантов или всем оркестром на протяжении импровизации солиста короткой, однообразной, легко запоминающейся музыкальной фразы (обычно 2-х или 4-х тактовой) с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Рифф также происходит из принципа антифона. В процессе развития джаза ответная функция антифона постепенно превратилась в функцию аккомпанемента, и наиболее активно этот процесс проходил в период свинга.
Рифф-техника широко распространена в биг-бэндах, где она используется для усиления контрастности и интенсивности сопровождения, а также в качестве фона (“бэкграунд”) для солиста или группы музыкантов. Рифф применяется не только как аккомпанемент импровизирующему солисту или певцу, но и в ансамблевой игре, а иногда могут исполняться одновременно два (или три) риффа у разных секций мелодической группы бэнда. Рифф, являясь видом оркестрового сопровождения, может употребляться также и в качестве темы. Разумеется, рифф-техника используется и в современном джазе.
В состав оркестра КаунтаБейси всегда входило большое число великолепных солистов, каждый из которых был крупнейшей фигурой своего времени.

Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер, трубач ДиззиГиллеспи, пианисты Бад Пауэлл и ТелониусМонк, барабанщик Макс Роуч.


Мейнстрим

Если переводить дословно, мейнстрим с английского – главное течение, поток. Им обозначают один из периодов свинга, когда исполнителям удалось избежать уже устоявшихся стилевых штампов, и продолжить традиции коренных негритянских джазовых музыкантов, щедро сдабриваемых импровизациями.

Термин также включает в себя музыку послевоенного периода, сохраняющую верность традициям и в меру, использующую выразительные средства, характерные для современного джаза. Выразительные средства, как Вы неверно знаете используются не только в джазе, но и в литературе. Рекомендую к прочтению книги Александры Марининой. Александра Маринина достигла известности благодаря своим детективам, например такими как: “Смерть как искусство”, “Личные мотивы” и т.д.

Мейнстрим отличается типично простой, но выпуклой, выразительной мелодической линией, четко выраженной ритмикой с ярким драйвом и традиционной гармонией. По окончании царившей моды крупных оркестров эпохи биг-бенда, в то время как музыке больших групп на сцене пришлось потесниться из-за маленьких джазовых ансамблей, свинг продолжил звучать.

Множество знаменитых свинговых солистов, отыграв концерт в болл-руме, любили оставаться и играть в своё удовольствие. Такие спонтанные джемы устраивались в маленьких клубах на нью-йоркской 52-ой улице. Причем оставались не только «сайдмены» больших оркестров, как, к примеру, КоулменХокинс, Рой Элдридж, Бак Клэйтон, Лестер Янг, Джонни Ходжес, Бэн Уэбстер, но и непосредственные руководители больших бэндов – Бенни Гудмен, Джин Крупа, Джек Тигарден, КаунтБэйси, Гарри Джеймс, Дюк Эллингтон.

Будучи «по первой профессии» солистами, а не обязательно дирижерами, они тоже любили играть отдельно от возглавляемых ими крупных коллективов. Отвергая большинство новаторских приёмов активно наступающего бибопа, музыканты-«консерваторы» держались традиционной свингу манеры, при этом демонстрируя неиссякаемую фантазию, исполняя импровизационные партии.

Обозначение «современный мейнстрим», называемый также постбибоп, используют сегодня в отношении многих стилей, не имеющих близких связей с историческими стилями джаза. В Соединенных штатах антрепренеры Норман Гранц и Джордж Уэйн (тот самый организатор известного джазового фестиваля 50-х, проходившего в Ньюпорте, штат Род-Айленд), поддержали фактически сформированную идею мейнстрима.

Он определялся как классический джаз, строящийся по проверенным схемам – коллективно сыгранные темы – сольная импровизация – репризы темы, а также используя выразительные средства 1930-х годов. Отдельно тщательно отбирались приемы поздних стилей.

К мейнстриму, учитывая это, можно отнести музыкантов «Джаза в Филармонии» – антрепризы Гранца. В более широких значениях мейнстрим – это практически весь корпус джаза до начала 60-х годов, не исключая бибопа и его поздних разновидностей.

Северо-восточный джаз. Страйд

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку вЧикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.

Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая Семёрка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд.

Страйд, полное название англ. HarlemStride (Piano), буквально «Гарлемский шагающий» — джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки — арпеджио, гаммы и др. Стиль страйд возник в Гарлеме и Манхэттене во время Первой мировой войны. Его возникновение связано с тем, что пианисты должны были исполнять музыку каждую ночь, что требовало вносить разнообразие в монотонные рэгтаймы и превращать их в более виртуозные произведения. Со временем пианисты страйда стали аранжировать подобным образом практически любую популярную мелодию своего времени, превращая её в джазовое произведение, хотя ещё в 1920-е годы подобный стиль назывался скорее «рэгтайм», чем «страйд» или «джаз».

Левая рука в страйде обычно исполняет четырёхударный пульс, используя одиночые басовые ноты, октавы, септимы или децимы на первом и третьем ударах, и аккорд на втором и четвёртом ударах. В отличие от более раннего Сент-Луисского стиля, в страйде левая рука совершает более интенсивные движения на клавиатуре, «шагая» по ней (откуда и название стиля), а темп игры стал в среднем более высоким, хотя существуют и отдельные страйдовые произведения в медленном темпе. Правая рука играет мелодию, рифф, а нередко и контрапункт, тогда как левая в основном поддерживает ритмический рисунок (например, блуждающий бас). Для придания окраски тону вместо одиночных басовых нот нередко используются октавы. Считается, что Джеймс Джонсон и ФэтсУоллер первыми ввели в обиход «блуждающие децимы», когда исполнитель играет децимы, «блуждающие» вверх и вниз по клавиатуре, вместо привычных терций или одиночных басовых нот.

Пионерами страйда были Лаки Робертс, Джеймс Джонсон и ФэтсУоллер. Среди других известных исполнителей страйда — Уилли "Лев" Смит, Арт Тейтум, Дональд Ламберт, Клифф Джексон, Юби Блейк, Дик Уэллстуд, Клод Хопкинс, Ральф Саттон, Хэнк Дункан, Дик Хаймен, Дон Юэлл, Майк Липскин, Марк Бирнбаум, Джим Хешен.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: