Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Конкуренция действует тогда, когда есть возможность выбирать среди продавцов и есть свобода появления новых продавцов на рынке. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы. Фирмы - конкуренты могут соперничать на местном, региональном, национальном или даже мировом рынках...
Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами... но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов.
Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. В рыночной экономике не требуется одобрение со стороны центральных плановых органов, большинства в парламенте или рыночных конкурентов. Тем не менее конкуренция заставляет предпринимателей и поддерживающих их инвесторов быть расчётливыми; их идеи должны выдержать «проверку реальностью». Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи. Конкуренция как бы «открывает» тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. Иными словами, конкуренция управляет личным корыстным интересом и заставляет его работать на благо общества.
|
В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждены служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере, равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё.
(К. Вилкокс)
Какие условия, необходимые для существования конкуренции, упомянуты в тексте? (Назовите два условия.) На какой вопрос, по мнению автора, помогает найти ответ конкуренция? Как автор описывает связь конкуренции с личным интересом?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос, например: — возможность выбирать среди продавцов; - свобода появления новых продавцов на рынке; (Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае указания двух условий.) 2) ответ на второй вопрос, например: какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции; 3) ответ на третий вопрос, например: конкуренция управляет личным корыстным интересом и заставляет его работать на благо общества ИЛИ в конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждены служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере, равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста | |
Правильно даны ответы на три вопроса | |
Правильно даны ответы на любые два вопроса | |
Правильно дан ответ на любой один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «предприниматель». Какие требования, по мнению автора, конкуренция предъявляет к предпринимателям (фирмам)? (Назовите любые два требования.) На каких рынках могут соперничать фирмы? (Назовите все виды рынков по тексту.)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) объяснение, например: липо. которое чянимяетг.я ригкгтянной, самостоятельной, законной деятельностью в целях получения прибыли; (Может быть дано другое объяснение.) 2) ответ на первый вопрос, например: — быть расчётливыми; —их идеи должны выдержать «проверку реальностью»; — уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи; — минимизировать удельные издержки производства; -эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей; (Ответ на первый вопрос засчитывается только в случае указания любых двух требований из упомянутых в тексте.) 3) ответ на второй вопрос, например: местный, региональный, национальный, мировой рынок. (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания всех рынков, упомянутых в тексте.) Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста | |
Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса | |
Правильно приведены любые два элемента ответа | |
Правильно приведён любой один элемент ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
|
Автор пишет, что удачливым «конкурентам приходится вести дела лучше чем это делают фирмы-соперники», и «добиваться этого можно различными способами». Опираясь на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примером любые два таких способа.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие способы, например: 1) выпуск продукции высокого качества, отличающейся от других (например, фирма Z выпускает обувь более высокого качества, чем другие фирмы); 2) особые условия обслуживания потребителей (например, фирма Z, продающая компьютерную технику, выдаёт потребительские кредиты непосредственно в магазинах). Могут быть названы другие способы, приведены другие примеры | |
Правильно названы и проиллюстрированы примером два способа | |
Правильно названы один-два способа, один из которых проиллюстрирован | |
Правильно названы два способа. ИЛИ Приведены два примера | |
Правильно назван один способ. ИЛИ Приведён один пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Автор отмечает, что «фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса». Какую функцию рынка иллюстрирует данная цитата? Назовите ещё две любые функции рынка и кратко поясните каждую из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: санируюшая. ИЛИ оздоравливаюшая. ИЛИ регулятивная (регулирующая); 2) две другие функции рынка с пояснениями, например: - ценообразующая функция (допустим, в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена); - информационная функция (допустим, цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки); - посредническая функция (допустим, рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли- продажи). Могут быть названы другие функции рынка, даны другие пояснения | |
Правильно дан ответ на вопрос, названы и пояснены две другие функции (приведены всего пять позиций) | |
Приведены любые четыре позиции | |
Приведены любые две-три позиции | |
Приведена одна любая позиция. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Социальные нормы в системе социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым ы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указании по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не нскажашишс его смысла) | Баллы |
При анализе ответа учитывается: - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; - корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль». 2. Виды социальных норм: а) мораль; б) право; в) эстетические нормы; г) политические нормы; д) религиозные нормы и др. 3. Причины возникновения социальных норм. 4. Функции социальных норм как элемента социального контроля: а) контроль; б) регулирование; в) оценка; г) социализация и др. 5. Социальные нормы и социальные санкции. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах | |
Отсутствие любых двух из 2, 4, 5 пунктов тана (представленных а виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по сущесту |
Гражданин был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание развитию институтов гражданского общества, защите прав и свобод граждан. Он регулярно встречается с жителями населенных пунктов области, стремится максимально реализовывать пожелания жителей. Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.
Содержание верного ответа и указании по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос — рациональный/рационально- легальный/легальный; 1) 2) другие типы с соответствующей характеристикой, допустим: 2) - традиционный лидер (власть основана на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией); - харизматический лидер (власть опирается на веру в сверхъестественную святость, героизм, гениальность или иные достоинства властителя, не подлежащие точному определению или понятному объяснению). Могут быть приведены другие формулировки элементов ответа | |
Правильно дан ответ на вопрос, названы два других типа и характеристика | |
Правильно дан ответ на вопрос, названы два других типа. ИЛИ Правильно дан ответ на вопрос, назван один другой тип и характеристика | |
Правильно дан ответ на вопрос, назван один другой тип. ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос | |
Дан неправильный ответ на вопрос (ответ отсутствует) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социальных институтов.
Содержание верного ответа н указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества, которая регулируется нормами, обычаями, традициями; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, опирающейся на знание курса, например: К социальным институтам в экономической сфере относят бизнес, рынок и др.; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более социальных институтах в экономической сфере.) 3) одно предложение. с опорой на знание курса, раскрывающее любую функцию социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают этим действиям организованный и предсказуемый характер. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее любую функцию социальных институтов.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании --------------------------------------------------------------------------------- |
1. «Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей - сор для головы и памяти». (В.Г. Белинский)
2. «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
3. «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». (М. Малерб)
4. «Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению или решению». (И.А. Ильин)
5. «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности - анархия». (Ф. Ламенне)
Назовите н проиллюстрируйте примерами любые три вида гражданско-правовых договоров.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки олвета. не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами | |
гражданско-правовые договоры: 1) договор купли-продажи (например, А. заключил с автосалоном договор купли-продажи автомобиля); 2) договор аренды (например, предприниматель В. заключил с фирмой Z на определённый срок договор аренды помещения); 3) договор займа (например, И. одолжил у П. 50 тысяч рублей сроком на один месяц). Могут быть названы и проиллюстрированы другие виды гражданско-правовых договоров, приведены другие примеры | |
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три вида договоров | |
Правильно названы два-три вида договоров, два из которых проиллюстрированы примерами | |
Правильно названы однн-три вида договоров, один из которых проиллюстрирован прнмером(-ами) | |
Правильно названы только однн-три вида договоров. ИЛИ Приведён(-ы) только пример(-ы) одного-трёх видов договоров. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл |