Преобразование информации путем рассуждений.




Преобразование информации по заданным правилам.

Разработка плана действий и его запись

 

Мы уже знакомы с наглядными формами представления информации, способами обработки информации и изменением формы представления информации. Рассмотрим пример. На светофоре горит красный сигнал. Мы получаем зрительную информацию. Нам поступил сигнал, что нужно остановиться, т.е. мы полученную информацию обработали. Значит конечный результат – наше решение. Что получилось? Красный свет – входная информация, а наше решение – выходная. Значит, мы входную информацию путем обработки преобразовали в выходную информацию. Во многих информационных задачах требуется установить правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. Рассмотрим примеры. ПРИМЕР1. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может сообщать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Вопросы Коли и ответы Пети в этой игре: а ~ б; мама ~ нбнб; весна ~ гётоб. Отгадайте, какое правило задумал Петя. Решение Анализ первой пары «а ~ б» позволяет предположить, что Петя каждую букву в исходном тексте заменяет на следующую по алфавиту. Проверим наше предположение на второй и третьей парах. Теперь можно сформулировать правило преобразования информации: каждая буква в исходном тексте заменяется на следующую по алфавиту. Таким образом, мы установили возможное правило преобразования входной информации в выходную. А можно ли предложить другое правило, обеспечивающее такой же результат? Конечно, можно. Мы можем заменять не на следующую, а на предыдущую букву и т.д. В результате обработки имеющейся (входной) информации, мы получаем новую (выходную) информацию. ПРИМЕР 2. Представьте себе, что вы стоите на автобусной станции и ждете автобуса. Смотрите на часы и видите время 16.30. Вы знаете, что ваш автобус должен прибыть в 17.00. В данном случае время на часах – входная информация, обработав которую, то есть проанализировав, мы получаем выходную информацию – автобуса осталось ждать 30 минут. Информацию можно преобразовывать также по заданным правилам. В школе на уроке математики вы решаете примеры. Это и есть один из примеров получения новой информации, преобразовывая данные по некоторым правилам. ПРИМЕР 3. 25+ (6+7)*8= Какие правила мы тут используем? Первое: сначала выполняем действия в скобках. Второе: результат, полученный в скобках, мы должны умножить на 8. И третье: к результату от умножения прибавить 25. В конце мы получаем итог – новую преобразованную по правилам информацию – 129.     Еще одним примером таких задач являются геометрические задачи. Задача1 В прямоугольнике ABCD сторона AB = 15 см, а сторона BC на 6 см меньше стороны AB. Найдите периметр прямоугольника. Опять же следуем правилам: В прямоугольнике противоположные стороны равны, значит P = 2*AB + 2*BC ВС = AB – 6 =9 (см) Значит, P = 2*15 + 2*9 = 48 (см) Решение задач, то есть преобразование входной информации в выходную, может проходить путём логических рассуждений. Вначале вы анализируете имеющуюся информацию, выделяете значимые объекты и устанавливаете между ними связи. Рассуждая, вы взвешиваете различные варианты и делаете некоторый выбор. При этом вы задействуете не только знания, полученные в школе, но и свой жизненный опыт. Задача2 Робот Знайка совсем растерянный. С гномом Отгадайком случилось нечто необычное. Он начал странно разговаривать. Вы хотите услышать? Знайка говорит: «На улице солнечная погода». А Отгадайка продолжает: «Итак, время идти на прогулку». Знайка продолжает: «На дереве сидит кот». Отгадайка предполагает: «Итак, он скрывается от собаки». Знайка замечает: «Стало прохладно. Идет дождь. Деревья в хорошем золотом наряде». Гном снова комментирует: «Итак, наступила осень». Как вы думаете, что случилось с Отгадайкой? Да, гном Отгадайка просто мыслит логически, и из входной информации делает вывод, получая при этом выходную, новую информацию. Конечно, на такую заданную информацию каждый человек бы ответил по-разному. Каждый человек умеет мыслить логически и делать свои выводы, согласно своим знаниям и опыту. Например, на фразу «На улице солнечная погода» можно было бы логически ответить: «Целый день будут петь птицы», «Можно идти гулять», «Хороший день для поездки в гости» и т.д. Давайте подведем итог. 1. При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации. 2. Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат. 3. План действий может быть записан по пунктам, в виде таблицы или блок-схемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: