Признаки классификации прибыли | Виды прибыли по соответствующим признакам классификации |
Источники формирования прибыли, отражаемые в бухгалтерском учете | Прибыль от реализации продукции Прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества Балансовая прибыль |
Метод расчета | Валовая (банковская) прибыль Чистая прибыль Маржинальная прибыль |
Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия | Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
Характер налогообложения прибыли | Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не подлежащая налогообложению |
Характер инфляционной «очистки» прибыли | Прибыль номинальная Прибыль реальная |
Временной период формирования прибыли | Прибыль прошлых лет Прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль) Прибыль планового периода (планируемая прибыль) |
Характер использования прибыли | Капитализированная прибыль Потребленная (распределенная) прибыль |
Значение итогового результата хозяйствования | Положительная прибыль Отрицательная прибыль (убыток) Нормальная прибыль |
Бухгалтерская прибыль (убыток) – это конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая прибыль – это разница между выручкой и себестоимостью продаж.
Прибыль от продаж – валовая прибыль - управленческие и коммерческие расходы.
Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж + прочие доходы и расходы (по финансовой и инвестиционной деятельности).
Чистая прибыль – прибыль до налогообложения – налог на прибыль.
|
Маржинальная прибыль – это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
Номинальная прибыль – это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.
Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.
Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.
Капитализированная прибыль – это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.
Нормальная прибыль – это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.
Прибыль предприятия расходуется по его усмотрению на потребление, накопление и развитие, в том числе и на инвестиции.
Прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Выручка от продажи продукции | Себестоимость проданной продукции |
|
Валовая прибыль от продаж продукции |
Сальдо прочих доходов и расходов |
Прибыль от продаж |
|
Текущий налог на прибыль с учетом отложенных налоговых активов и обязательств и иные аналогичные платежи |
Прибыль до налогообложения |
Чистая прибыль отчетного периода | Распределенная чистая прибыль (покрытый убыток) |
Нераспределенная чистая прибыль |
Рис. Механизм формирования прибыли предприятия
Прибыль используется по следующим основным направлениям.
1.
Рис. Направления использования прибыли предприятия
Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности определяют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.
Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие:
рентабельность активов;
рентабельность собственного капитала;
рентабельность продукции;
рентабельность продаж и пр.
Рентабельность активов представляет собой процентное отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам). Показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.
Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он существенно влияет на уровень котировки акций предприятия. Показатель означает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия. Определяется как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
|
Рентабельность продукции дает представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рассчитывается как отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции.
Рентабельность продаж дает возможность узнать, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель определяется как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке. Первый способ отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализации продукции, т. е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли устанавливается, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.
Вышеперечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно варьируют по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.