Эффективным путем снижения трудовых затрат на приемно-сдаточные испытания и сокращения их продолжительности является применение имитационных методов испытаний.
Имитационными называются методы, позволяющие осуществлять ходовые режимы приемно-сдаточных испытаний судового оборудования в условиях судостроительного завода с использованием технических средств при условии получения спецификационных параметров проверяемого изделия.
Перечень судового оборудования, проверяемого с применением имитационных методов и средств, устанавливается судостроительным заводом при участии проектанта по согласованию с заказчиком и представителями Классификационных обществ.
Наиболее сложными и трудоемкими являются испытания главной энергетической установки. В состав главной энергетической установки входят:
– главный двигатель;
– валопровод;
– движитель (гребной винт);
– вспомогательный механизмы;
– устройства;
- системы.
Вспомогательные механизмы, как правило, проверяют и окончательно принимают в период швартовных испытаний. На последующих этапах испытаний они обеспечивают испытания главной энергетической установки и судна в целом.
Главный двигатель при испытании на швартовах не может развить номинальную мощность, а гребной винт – частоту вращения. При неподвижном судне частота вращения гребного винта в ходовом режиме достигается только в том случае, если мощность двигателя превышает расчетную. Чтобы избежать этого, надо разгрузить винт по моменту и упору до ходовой мощности.
Для разгрузки винта применяют имитационные устройства, которые должны обеспечить воспроизведение мощности и частоты вращения главного двигателя.
|
Один из видов имитационных устройств – потоконаправляющая камера (см. рис.11.2).
Потоконаправляющая камера представляет собой плавучий понтон с круговыми внутренними каналами. Понтон прикрепляется к корпусу в районе гребного винта. Камера имеет собственные автономные средства затопления и осушения своих цистерн плавучести. Разгрузка винта достигается созданием набегающего потока воды, скорость которого приближается к скорости натекания его при соответствующем режиме хода судна.
Потоконаправляющие камеры можно применять для испытания одно- и двухвинтовых судов.
Рис. 11.2. Схема потоконаправляющей насадки с эллиптическими телами обтекания.
1 – цистерна плавучести; 2 – горизонтальная платформа; 3 – палуба;
4 – тело обтекателя; 5 – днище; 6 – направляющая решетка;
7 – разделитель потока; 8 – руль; 9 – винт испытуемого судна.
С применением имитационных методов испытывается большая часть судовых устройств.
Для испытаний якорного устройства применяют различные нагружатели, которые имитируют отдачу якоря, снятие судна с якоря, прохождение якорной цепи через клюзы (см. рис.11.3.)
Имитационные испытания на швартовах рулевого устройства проводят путем нагружения рулевой машины и узлов рулевого устройства струей воды, отбрасываемой винтом, а также гравитационными или гидравлическими нагружателями.
С помощью имитационных методов проводят испытания и настройку навигационного, радиолокационного оборудования и другого оборудования.
Рис. 11.3. Универсальный нагружатель для испытания якорного устройства.
|
С помощью нагружателя можно имитировать режимы свободной отдачи якоря, снятия судна с якоря, а также проверять прохождение цепи через клюзы.
Нагружатель монтируется на специальном понтоне 3. Механическая часть нагружателя представляет собой грузовой вал 4 с сидящими на нем звездочками разных калибров 5, тормозным барабаном 15 и шкивом 7 клиноременной передачи.
Электрическая часть состоит из приводного электродвигателя переменного тока 9, переносного пульта дистанционного управления, исполнительных электродвигателей постоянного тока 10.
Гидромеханическая часть нагружателя представляет собой колодочный тормоз 16, приводимый в действие грузовым винтом17 и регулируемый гидравлическим поршневым приводом 6 с помощью переносного мультипликатора 2.
Гнезда 12 в палубе и направляющие 11 обеспечивают необходимую при переналадке перестановку роликов 13 и 14.
Понтон оборудован штатными тросами с талрепами и кнехтами для раскрепления его в носу испытываемого судна.
Для некоторых заводов, на которых затруднено проведение ходовых испытаний из-за ледостава, разработан полный комплекс имитационных испытаний, позволяющий выполнять на швартовах всю программу ходовых испытаний. Сдачу судна в таком случае производят в навигационный период во время контрольного выхода.