Электромонтажные работы
Электромонтажными работами (ЭМР) называют производственные операции, выполняемые в цехе и на судне, по подготовке, монтажу и испытаниям в действии всего электрооборудования и судовых кабельных трасс.
Проводку электрической энергии на судах осуществляют с помощью кабелей и проводов разных марок. Прокладка кабелей может быть свободной – в трубах и желобах, проходящих через корпусные конструкции, или неподвижной – на панелях, мостах, в кассетах (см. рис.10.1).
в)
Рис. 10.1. Схемы крепления кабелей на переборке.
а – в подвеске; б – с помощью скобы и моста, в – с помощью системы быстрого монтажа
При прокладке кабелей приходится пересекать корпусные конструкции, в том числе непроницаемые. При проходе кабеля через непроницаемые конструкции применяют уплотнительные устройства – индивидуальные или групповые сальники или кабельные коробки (см. рис.10.2). Пересечение кабеля с проницаемыми конструкциями выполняют через вырезы, окантованные для предохранения кабеля от повреждения.
Рис. 10.2. Проход кабелей через непроницаемые конструкции.
а – через индивидуальные сальники; б – через трубу;
1 – нажимной сальник; 2 – корпус сальника; 3 – шайба;
4 – резиновое уплотнение кольца; 5 - корпусная конструкция; 6 – труба.
В соответствии с технологической классификацией кабели разделяют:
– магистральные (проходящие через несколько переборок или палуб);
– местные (проложенные в пределах одного помещения);
– внутриузловые кабели (входят в состав электромонтажных узлов).
Пример технологической классификации кабелей показан на рис.10.3.
Рис. 12.3. Техническая классификация кабелей.
1 – магистральный кабель; 2 – групповые сальники; 3 – местные кабели;
4 – внутриузловые кабели; 5 – районы разводки кабелей; 6 – смежные кабели;
7 – районы ввода кабелей.
Современные суда имеют высокий уровень электрификации и автоматизации управления. Трудоемкость ЭМР на судах достигает 8% трудоемкости постройки судна.
Электромонтажные работы выполняются судостроительным заводом совместно с цехом электромонтажного предприятия (ЭМП).
Электромонтажные работы включают целый комплекс работ, которые выполняются в несколько этапов, связанных с процессом постройки судна.
1 этап – подготовительные работы в цехе.
Судостроительное предприятие изготавливает фундаменты под оборудование, доизоляционные и послеизоляционные электромонтажные детали и конструкции: подвески, кассеты, кронштейны, панели, кабельные коробки, держатели для светильников и прочее.
Подготовительные работы цеха электромонтажного предприятия включают:
– комплектацию электрооборудования, кабелей и материалов;
– монтаж агрегатированных сборочных единиц электрооборудования;
– изготовление монтажных узлов электрооборудования;
– разделку и оконцевание кабелей и т.п.
2 этап – подготовительные работы на судне.
Судостроительное предприятие осуществляет:
– установку на судне изделий для крепления оборудования и кабельных трасс;
– установку фундаментов и опорно-монтажных конструкций для монтажа электромонтажных деталей и конструкций;
Цех электромонтажного предприятия осуществляет монтаж электрооборудования на фундаментах на судне.
3 этап – собственно электромонтажные работы на судне
Цех электромонтажного предприятия выполняет:
– внешний электромонтаж (прокладка, разделка и маркирование кабелей);
– внутренний электромонтаж (подключение электрокабелей в электрооборудовании).
4 этап – подготовка и проведение испытаний электрооборудования.
Цех электромонтажного предприятия выполняет:
– стендовую регулировку оборудования в цехе;
– проверку работы электрооборудования на судне.
В соответствии с методом постройки судна определяют состав технологических районов электромонтажа, а также последовательность выполнения работ в этих районах.
Электромонтажный район – это часть судна, которая характеризуется относительной функциональной автономностью размещаемого в нем электрооборудования, а также технологической автономностью части корпуса. Это может быть блок судна или строительный район.
С учетом деления судна на электромонтажные районы применяют следующие основные технологии электромонтажных работ:
– параллельная технология;
– автономно-районная технология;
– агрегатно-блочная технология.
Параллельная технология применяется при суммарной длине прокладываемого кабеля до 100 км, когда под электромонтаж может быть сдан целый корпус судна.
Параллельная технология основана на одновременном проведении внешнего и внутреннего монтажа электрооборудования во всех подготовленных к монтажу помещениях судна с прокладки каждого магистрального кабеля от источников электроэнергии к потребителям без промежуточных бухтовок. Первоначально укладываются магистральные кабели, затем – местные кабели. При такой технологии монтаж судового электрооборудования выполняется в короткие сроки, однако требуется большое число рабочих и выполнение работ возможно только после сдачи под монтаж всего судна.
Автономно-районная технология основана на выполнении работ в отдельных автономно-монтажных районах независимо от готовности остальных районов судна. А втономно-монтажные районы включают группу помещений в пределах блока корпуса судна или несколько ярусов надстройки. Последовательность выполнения электромонтажных работ определяется последовательностью формирования корпуса судна и надстройки.
Электромонтажные работы начинаются с прокладки местного кабеля. Прокладка магистральных кабелей между автономно-монтажными районами осуществляется после выполнения основного объема работ по укладке местных кабелей.
Для проведения испытаний при автономно-районной технологии электроэнергетическая система судна должна получать временное питание от береговой сети.
Автономно-районную технологию рекомендуется применять на средних и крупных судах в условиях блочного и секционного методов постройки судна.
Агрегатно-блочная технология целесообразна при блочном методе постройки судна. Выполнение электромонтажных работ осуществляется вне стапеля, что позволяет применять средства механизации при выполнении электромонтажных работ. Перенос основного объема электромонтажных работ в цех сокращает стапельный период постройки и улучшает условия труда.
10.2. Установка электрооборудования,
подготовка и монтаж кабелей на судне
Для установки оборудования используют фундаменты, кронштейны, каркасы, подвески. В зависимости от требований к вибро- и ударостойкости оборудования его могут устанавливать на амортизаторах либо без них.
При установке оборудования вблизи него не должно быть фланцевых соединений труб, клапанов и устройств, из которых при эксплуатации могут поступать вещества, способных разрушить изоляцию и вызвать короткое замыкание. Должен быть обеспечен доступ для ввода кабелей в аппаратуру, для регулярного осмотра и проверки работоспособности оборудования.
На судне устанавливают крепежные изделия (см. рис.10.1), корпуса устройств уплотнений (см. рис.10.2) и обрамления вырезов в проницаемых переборках и деталях корпусного набора.
Внешний электромонтаж начинают с прокладки кабелей. Подготовка к монтажу (затяжке, укладке и разводке)) кабеля предусматривает выполнение замеров длин магистральных кабелей на головном судне, доставку кабелей на судно, расстановку технологических барабанов (см. рис.10.4,1), получение вспомогательных материалов и маркировочных бирок.
Рис. 10.4.Схема затяжки магистральных кабелей в помещения судна.
1 – технологический барабан с кабелем; 2 – прокладываемый кабель;
3- тяговая лебедка; 4 – тяговый трос; 5 – концевой захват троса;
6 – лебедка возврата троса; 7 – направляющие ролики для прохода кабеля.
На судне демонтируют оборудование и системы, мешающие прокладке кабелей, подготавливают групповые сальники и кабельные коробки и устанавливают технологическую оснастку для затяжки кабелей (ролики и рольганги, см. рис.10.4,7).
Кабели наматывают на барабаны в соответствии с очередностью затяжки. Для затяжки кабеля используют транспортно-тросовую систему, которая состоит из лебедок (рис.10.4, 3 и 6), транспортного троса (рис.10.4, 4) и направляющих (рис.10.4, 7). Каждый кабель затягивают по трассе до места назначения. После затяжки кабели окончательно укладывают в корпусных конструкциях и маркируют штатными бирками.
Далее выполняют разводку кабелей, то есть их разветвление и крепление в районе установки электрооборудования в порядке, обеспечивающем подвод к каждому сальнику (см. рис.10.5).
Затем кабели вводят в корпуса электрооборудования через соответствующие каждому кабелю отверстия.
Рис. 10.5. Разводка кабеля.
1 – жилы кабеля; 2 – крепление жил перед разводкой;
3 – крепление пучка кабеля; 4 – электрооборудование.
Внутренний электромонтаж предусматривает подготовку и подключение жил кабеля к контактам электрооборудования согласно монтажным схемам. Одновременно проводится проверка комплектности и штатной маркировки электрооборудования.
После внутреннего электромонтажа выполняют наладку и регулировочно-сдаточные испытания электрооборудования судна.
Программа испытаний электрооборудования является самостоятельным разделом программы испытаний судна в целом.
В испытания электрооборудования входят:
– проверка пуска первичных двигателей генераторов;
– запуск генераторного агрегата на холостом ходу и под нагрузкой;
– испытания преобразователей электроэнергии;
– испытания вспомогательных механизмов с электроприводом и другое.
Для проверки систем и устройств на электромонтажных предприятиях создают специализированные стенды, на которых проверяют целостность электрических цепей и работоспособность оборудования.
Наиболее сложным видом испытаний, проводимых во время швартовных испытаний, является проверка судовых электрических систем методом натурных коротких замыканий.
проверяют электродинамическую и термическую стойкость электрооборудования, чувствительность электрической защиты, фактические значения токов короткого замыкания.
Короткие замыкания создают при параллельной работе максимально возможного числа генераторных агрегатов при нагрузке, близкой к наибольшей. По результатам натурных испытаний делают заключение о правильности выбора генераторных агрегатов и всего входящего в систему электрооборудования.