Промежуточная аттестация по литературе
Учени______8 класса
____________________________________________________________
Вариант 2
Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
а) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка.
2. Назовите героев преданий:
а) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин.
Каково основное назначение лирических народных песен?
а) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя; б) рассказывать о последовательности событий в жизни героя; в) описывать природные явления; г) нет конкретного назначения, поются просто по настроению.
Что означает образное выражение «Шемякин суд»?
а) суд неправый, корыстный; б) суд справедливый; в) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином.
Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»?
а) свинья; б) мартышка; в) лошадь.
От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?
а) от имени автора-рассказчика; б) от имени Петра Гринева; в) повествование ведется от 3го лица.
7. Коварного, злого человека, «антигероя», вредившего Гриневу, звали:
а) Алексей Швабрин; б) Иван Зурин; в) Иван Игнатьич.
Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость?
а) уж и сокол; б) орел и ворон; в) аист и заяц.
9. «Мцыри» в переводе с грузинского – это…
а) одинокий; б) пленник; в) послушник, который живет при монастыре.
10. Какое образное средство употребил М.Ю.Лермонтов в строках «Мцыри» «…И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота Из ветви каждого куста…»?
а) олицетворение; б) метонимия; в) литота.
Кто из героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?
а) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий.
Откуда чиновники города N узнают о том, что ревизор ненастоящий?
а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером; б) Хлестаков сам признался в обмане; в) проговорился Осип, слуга Хлестакова.
Форма рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - это
а) полилог; б) «рассказ в рассказе»; в) рассуждение.
Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?
а) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял.
Почему герои рассказа А.П.Чехова «О любви» не остались вместе?
а) оба были несвободны; б) побоялись изменить свою жизнь и жизнь близких; в) их развел случай.
Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?
а) жена героя Вера; б) сам герой – Николай Алмазов; в) старый профессор, принимавший экзамен.
Какой прием лежит в основе рассказа М.Осоргина «Пенсне»?
а) литота; б) антитеза; в) олицетворение.
Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»?
а) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!».
Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А.Твардовского?
а) «Книга про бойца»; б) «Поэма о войне»; в) «Роман в стихах».
Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?
а) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку; в) наладить сорванную переправу.
В
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В2
Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо, – сказал я хладнокровно; – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».
– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.
– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.
– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.
- Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!
Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Ответы на задания В1-В2 необходимо дать в виде связного текста в объеме 5-8 предложений.
В1. Какую роль в дальнейшей судьбе Гринева сыграла описанная встреча? Ответ обоснуйте.
В2. Каков смысл эпиграфа к роману? Ответ обоснуйте.