О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ





Случается, что маленький ребенок самостоятельно, без целенаправленного обучения со стороны взрослого, уже в четыре - пять лет начинает читать. Правда, в наши дни это явление, и всегда-то бывшее не очень распространенным, стало вовсе редкостью. Некоторые родители относят успех на счет той развивающей среды, в которой живет ребенок; другие, напротив, полагают такое раннее обращение малыша к книге делом наследственности, личного склада ума, проявления особых способностей. И те и другие по-своему правы: действительно, в доме, где вовсе нет книг, и никто не читает, вряд ли появится юный читатель. С другой стороны, во множестве семей, где взрослые в буквальном смысле не выпускают книги из рук, у детей возникают те же проблемы с обучением чтению, что и в умеренно или даже мало читающей семье. Случается, что в одной и той же семье есть дети с небольшой разницей в возрасте, один из которых легко и «самопроизвольно» овладевает чтением еще в дошкольном возрасте, а другой мучается с ним в школе.

Существенным является и то, что, если даже современный малыш самостоятельно или с помощью взрослых «зачитал» к пяти-шести годам, он практически никогда не делается потребителем художественной литературы. Успешно обученный читать ребенок совершенно не склонен пользоваться своим умением. Он любит, кода ему читают вслух, с удовольствием рассматривает книги, иногда бывает склонен продемонстрировать свое умение читать и получить дань восхищения и восторга от кого-то из родственников или знакомых - но он совершенно не стремится читать книги для себя, чтобы узнать, что там написано. Оказывается, что чтение для него ценно само по себе, как самодостаточный процесс. Ему интересно разбираться в механизме, устройстве слов. Когда же этот интерес удовлетворен - склонность к чтению сразу пропадает. Взрослые думают, что это только самое начало, что вот теперь-то пойдет самое интенсивное обучение - а оказывается, что это уже конец: научился, понял, как это получается, - и все! Как будто новый конструктор подарили: покрутил его, освоил разные способы креплений и приемы сборки - а чтобы строить что-то по настоящему большое и интересное - это не для нас.
Кроме того, когда ребенок начинает читать, взрослые, как правило, перестают читать ему вслух на том основании, что он уже умеет это делать сам. А ребенок самостоятельно еще только осилил одну-две детские книжки и те прочитал в течение длительного времени. Таким образом, чтение малыша неоправданно сокращается именно в то время, когда он по своему умственному и личностному развитию становится способным к осмысленному, эмоциональному восприятию относительно больших и сложных детских книг.


Обычно раннее проявление способностей влечет за собой некое особое отношение к ребенку. На него возлагаются надежды, его начинают по-особому учить. И все его близкие переживают горькое разочарование, когда заканчивается возрастной период, в который он был «вундеркиндом».
Эти неприятные последствия связаны с неправильным пониманием взрослыми природы и закономерностей детского развития и, как следствие, с искажением этого процесса. Какие стадии должен пройти маленький ребенок для того, чтобы грамотно войти в начала грамоты родного языка?
Совсем маленькие дети, лет до двух с половиной - трех, как правило, не замечают вокруг себя букв и вообще надписей. Ребенок не обращает внимания на титры, идущие до и после любимого мультика, рассматривает картинки в книжках, не замечая даже крупно напечатанных заголовков.
В то же время именно в этом возрасте они вполне способны научиться различать буквы и освоить их названия, если взрослые введут их в мир ребенка в подходящем виде, будут их показывать и о них говорить.
Подходящий вид - это крупно написанные на бумаге или картоне разноцветные буквы, объемные пластмассовые, деревянные, мягкие игрушки в виде букв, или, наконец, всем знакомые кубики с буквами. Все это предметы, несущие буквы, с которыми ребенок может действовать.
Этот возраст - до трех лет - характерен тем, что именно в нем абсолютное большинство детей овладевает активной речью. Ребенок впитывает в себя новые слова, как губка, - так что ему каких - то тридцать три простых названия с несложными фигурками, которые они означают!
Научить нормально развивающегося двухлетнего малыша различать и называть несколько (а то и большую часть) букв совсем не сложно, надо только, чтобы эти самые буквы стали персонажами, с которыми взрослый и ребенок общаются, играют.

Но тут возникает другой вопрос: а нужно, целесообразно ли, не вредно ли для развития ребенка учить буквы в столь раннем возрасте? Привычный тезис, гласящий, что всякое знание полезно, в случае с маленькими детьми не проходит. Что дает знание букв маленькому ребенку? Что он может с ними делать?
Вероятно, делать он с ними может то же самое, что и с другими предметами, окружающими его: брать их в руки, рассматривать, крутить, складывать в коробку, разбрасывать, называть, сооружать из них какие-нибудь простые постройки, наделять их жизнью и индивидуальностью, разговаривать с ними, делать из них героев простеньких историй.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: