ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1. – Основная и дополнительная литература
№ | Наименование и полное библиографическое описание | Количество экземпляров в библиотеке |
Основная литература | ||
Нуркова, В. В.Общая психология: учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 524 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02583-5. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/58F4CDB4-3267-4F9F-B884-046B31F8EFC3 Дата обращения: (15.09.2017) | Электронный доступ через ЭБС Университета | |
Баданина, Л.П. Основы общей психологии. [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2012. — 448 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/3741 — Загл. с экрана. | Электронный доступ через ЭБС Университета | |
Гуревич, П. С. Психология: учебник для академического бакалавриата / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 465 с. — (Серия: Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-00942-2. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/FCDFECF6-8364-43D3-9D1C-0F862B9D0592#page/1 Дата обращения (15.09.2017) | Электронный доступ через ЭБС Университета | |
Организационная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. И. Рогов [и др.]; под общ. ред. Е. И. Рогова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 640 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3939-2. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/A71DC6AB-04AC-4166-B1C0-5AE251BED3BD | Электронный доступ через ЭБС Университета | |
Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 463 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01527-0. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/3102750F-D246-47CE-AC5E-1701A1BFD1EB | Электронный доступ через ЭБС Университета | |
Маригодов В.К. Педагогика и психология: учебное пособие/ В.К. Маригодов, С. Е. Моторная. – К.: Профессионал, 2005. – 192 с. | ||
Дополнительная литература | ||
Петражицкий, Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. В 2 частях. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2013. — 322 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/36449 — Загл. с экрана. Дата обращения: (15.09.2017) | Электронный доступ через ЭБС Университета | |
Кант, И. Основы метафизики нравственности (Пер. Я. Рубана). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2013. — 36 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/5924 — Загл. с экрана. Дата обращения (15.09.2017) | Электронный доступ через ЭБС Университета | |
Конфликтология: Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 301 с.: 60x90 1/16. – (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005724-8 https://znanium.com/bookread2.php?book=590258 Дата обращения (15.09.2017) | Электронный доступ через ЭБС Университета |
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2. – Описание информационных ресурсов, необходимых для освоения дисциплины
№ | Адрес сайта и его описание | Перечень материалов представленных на сайте |
1. | https://psychologiya.com.ua Психологический образовательный сайт (дата обращения: 21.08.2017). | Представлена информация по широкому спектру психологических проблем: тесты, тренинги, книги и новости психологии для всех, кто получает психологическое образование, интересуется психологией или профессионально ею занимается.. |
2. | https://all-psychology.ru/ (дата обращения: 21.08.2017). Сайт создан на основе материала, написанного доктором психологических наук, профессором Р.С. Немовым, известным автором многих учебников по психологии. | В основе материала сайта положена программа дисциплины «Общая психология для средних педагогических учебных заведений». Сайт построен на новом материале, отвечающем современному уровню развития психологических наук. |
3. | https://iv-pr.ru/article/ - https://flogiston.ru/ - (дата обращения: 21.08.2017). | Представлены лекции по психологии, методички, учебные пособия Конференции, блог, консультирование, статьи |
4. | https://www.psychology.ru/ (дата обращения: 21.08.2017). | Представлены новости психологии, события, конференции. Книги, тексты, словари, анонсы, обзоры. Форумы. Академия практической психологии, информация об учёных-психологах, тесты, проекты. |
5. | Режим доступа: https://www.alleng.ru/d/psy/psy078.htm (дата обращения: 21.08.2017). | Немов Р.С. Психология в 3-х томах. |
6. | Режим доступа: https://uchebana5.ru/cont/1879632-pall.html (дата обращения: 21.08.2017). | Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.—560 с. |
7. | Режим доступа: https://www.ipras.ru/08.shtmlм (дата обращения: 21.08.2017). | Психологический журнал. Представлены современные психологические исследования. |
8. | Режим доступа: https://www.twirpx.com/files/psychology/periodic/prakticheskaya_psihologiya_i_socialnaya rabota/ (дата обращения: 21.08.2017). | Журнал «Практическая психология и социальная работа». Представлены современные психологические исследования и практические разработки. |
9. | Режим доступа: https://www.voppsy.ru/frame25.htm (дата обращения: 21.08.2017). | Журнал «Вопросы психологии». Представлены теоретические и практические психологические исследования и разработки. |
10. | Режим доступа: https://www.almavest.ru/ru/archive/. (дата обращения: 21.08.2017). | Журнал «Альма Матер». Представлены вопросы развития современной психологии и образования. |
11. | Режим доступа: https://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html (дата обращения: 21.08.2017). | Психологический журнал Института психологии РАН. Представлены современные психологические исследования. |
12. | Режим доступа: https://www.twirpx.com/files/psychology/periodic/sibirskiy_psihologicheskiy_zhurnal/ (дата обращения: 21.08.2017). | Журнал «Сибирский психологический журнал». Представлены теоретические и практические исследования и разработки в области психологии. |
13. | Режим доступа: https://flogiston.ru/magazine/metodology_and_history_of_psychology (дата обращения: 21.08.2017). | Журнал «Методология и история психологии». Представлены современные психологические исследования в области методологии психологической науки и истории её становления. |
14. | Режим доступа: https://psyjournals.ru/social_psy/2014/n3/index.shtml (дата обращения: 21.08.2017). | Журнал «Социальная психология и общество». Представлены современные психологические исследования в области психологических явлений в обществе. |
ДКР ПО ОТДЕЛЬНЫМ АСПЕКТАМ ДИСЦИПЛИНЫ«ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Целью подготовки и защиты ДКР является формирование знания у студентов заочной формы обучения в областях транспортной психологии.
Требования к заданиям по дисциплине.
1. Объём задания – 15-18 страниц формата А4. При оформлении работы следует использовать шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, выравнивание – по ширине, отступ – со всех сторон 2 см, абзац 1, 25.
2. Раскрытие вопроса должно содержать знание основных источников по вопросам психологии (монографий, учебников, учебных пособий), научных статей в периодических изданиях. В конце работы студентом должен быть сформулирован вывод по вопросам рассмотрения.
3. Список литературы должен содержать не менее 7 источников, изданных не ранее 2008 года. Оформление списка литературы – см. таблица 1 данного документа.
4. Работа должна быть структурно организована и написана в соответствии с содержанием. Работа содержит, введение (нумеруется как страница 2), введение, основная часть, где раскрывается вопрос к контрольной работе, заключение, список использованной литературы. На все источники списка использованной литературы в тексте работы должны присутствовать ссылки по типу: [1, с. 56] после цитаты. Цитаты заключаются в кавычки.
5. Работа должна быть подана для проверки в сроки, которые регламентированы учебным процессом. При не соблюдении требований к содержанию или правил оформления работа возвращается студенту для доработки.
Таблица 3. Темы ДКР для студентов заочной формы обучения
№ темы реферата | Наименование темы | Семестр |
Роль общения в психическом развитии человека | ||
Межличностные отношения в группах и коллективе | ||
Восприятие и понимание людьми друг друга | ||
Интимные межличностные отношения | ||
Сознание человека и его роль в профессиональной деятельности | ||
Ощущения и восприятие в деятельности инженера | ||
Роль внимания для успешной профессиональной деятельности | ||
Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева | ||
Психоанализ – одно из направлений психологии | ||
Гештальтпсихология | ||
Гуманистическая психология К. Роджерса | ||
Трансперсональная психология С.Гроффа | ||
Методы тренировки памяти | ||
Воображение и творчество в деятельности инженера | ||
Особенности творческого мышления инженера | ||
Развитие коммуникативных способностей личности | ||
Пути и средства развития внимания и наблюдательности современного специалиста в области эксплуатации транспортных средств | ||
Развитие воображения и его роль в профессиональной деятельности специалиста в области конструирования транспортных средств | ||
Возрастные особенности юношеского возраста | ||
Основы искусства саморегуляции личности | ||
Психологические аспекты искусства общения | ||
Проблема взаимоотношения поколений | ||
Природа человеческих способностей | ||
Психология семейных отношений | ||
Темперамент и его роль для успешной инженерной деятельности | ||
Волевая регуляция поведения в профессиональной деятельности | ||
Виды и роль эмоций в жизни человека | ||
Влияние мотивации на реализацию успеха инженера | ||
Роль общения в психическом развитии человека | ||
Межличностные отношения в группах и коллективе | ||
Восприятие и понимание людьми друг друга | ||
Интимные межличностные отношения | ||
Психологические аспекты искусства общения |
Наименование методических указаний, используемых при изучении дисциплины, приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Методические указания, используемые при изучении дисциплины
№ п/п | Наименование указаний и пособий | Количество экземпляров | |
Психологическая структура личности / Сост. Моторная С.Е. Методические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплинам: «Психология» для бакалавров направления 6.050701 «Физика» дневной формы обучения и бакалавров технических специальностей всех форм обучения, «Педагогика и психология высшей школы» для магистрантов технических специальностей всех форм обучения. – Севастополь, СевНТУ, 2014. – 26 с. | |||
Основы конструктивного общения. Часть 1. Методические указания / Сост. Моторная С.Е. – Севастополь: Изд-во СевГТУ, 2013.- 28 с. | |||
Психология личности. Методические указания по дисциплине «Основы педагогики и психологии» /Сост. Моторная С.Е. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2002. – 96 с. | |||
Психические познавательные процессы. Методические указания по дисциплине «Психология» /Сост. Моторная С.Е. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2014. – 28 с. | |||
Структура научно-исследовательской работы студентов. Методические указания /Сост. Моторная С.Е. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2015. – 19 с. | |||
Написание и оформление реферата. Методические указания /Сост. Моторная С.Е., Шенгелая И.Ш. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2002. – 24 с. | |||
Причины конфликтов. Методические указания /Сост. Моторная С.Е. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. – 44 с. | |||
Восприятие. Методические указания по дисциплине «Психология» /Сост. Моторная С.Е. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2007. – 52 с. | Электронный доступ через ЭБС Университета | ||
Вид учебных занятий | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины по видам учебных занятий | ||
Лекция | Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса проводится систематическое изложение современных научных материалов. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, своими словами, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись. Вопросы, возникшие в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю. Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, при выполнении самостоятельных заданий. Целесообразно не только прослушать лекции по дисциплине, но и самостоятельно проработать их содержание. Материал проработать так, чтобы запомнить термины, ведущие понятия темы, уметь раскрыть их содержание. | ||
Практическое занятие | На практических занятиях отрабатываются наиболее значимые вопросы изучения пройдённого материала. С целью повышения эффективности практических занятий студенту необходимо изучить лекционный материал, прочитать методические указания по теме занятия, а также выполнить конкретные задания, которые даются преподавателем к данному занятию. | ||
Самостоятельная работа | Текущая самостоятельная работа студента нацелена на углубление и закрепление знаний студента по психологии, развитие их практических навыков в самоорганизации, выработке личностных качеств. К таковой относятся следующие виды деятельности студента: - работа с лекционным материалом - работа с учебниками и учебными пособиями по дисциплине - работа с тестами текущего контроля - работа с обязательной и дополнительной литературой, включённой в планы практических занятий - выполнение домашних заданий - подготовка к тестированию и зачёту. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие интеллектуальных умений, развитие общекультурных компетенций, развитие творческого потенциала личности студента. К такой форме работы относится выполнение студентом творческой работы. Творческая работа позволяет студенту научиться чётко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Творческая работа должна содержать: чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведённый анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | ||
Таблица 5 – Таблица соответствия результатов контроля знаний по разным шкалам и критерии оценивания
Сумма баллов по 100-балльной шкале | ОценкаECTS | Критерии оценивания | Уровень компетентности | Оценка по национальной шкале | |
для экзамена, КП (КР), практики | для зачёта | ||||
90 – 100 | А | Высокий (творческий) | отлично | зачтено | |
82-89 | В | Достаточный | хорошо | ||
74-81 | С | ||||
64-73 | D | Средний | удовлетворительно | ||
60-63 | Е | ||||
35-59 | FX | Низкий | не удовлетворительно | не зачтено | |
1-34 | F |
Итоговая оценка работы студента по дисциплине выставляется на зачёте; носит комплексный характер и складывается из следующих составляющих: активная работа на практических и лекционных занятиях; успешное выполнение индивидуальных заданий; собеседование на зачёте, отражающее уровень теоретических знаний и практических умений студента.
ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЁТУ
1. Цели и задачи курса «Транспортная психология».
2. Общее представление о психологии как науке. Место психологии в системе наук. Принципы психологии.
3. Возникновение психологии как науки. Основные исторические этапы развития представлений о предмете психологии.
4. Основные направления современной психологии.
5. Отрасли психологии.
6. Методы психологического исследования.
7. Чувственные формы освоения действительности. Внимание, ощущение и восприятие человека. Методы развития внимания.
8. Рациональные формы освоения действительности. Память и методы её развития.
9. Психология мышления. Аспекты мышления.
10. Понятие о личности в психологии. Устойчивость и направленность.
11. Потребности, мотивы и интересы.
12. Эмоции и чувства.
13. Психология воли. Упражнения на развитие личностных свойств.
14. Понятие о самооценке личности.
15. Психические свойства: темперамент, характер, способности.
16. Темперамент и деятельность малой группы.
17. Психологические основы жизненных программ успеха.
18. Совершенствование личности.
19. Понятие о готовности к профессиональной деятельности и её компонентах.
20. Общение – основа межличностных отношений. Основные формы общения.
21. Социально-психологический климат коллектива.
22. Конструктивное взаимодействие в коллективе.
23. Деловое общение. Умение вести деловые переговоры.
24. Элементы конфликтологии. Понятие о конфликте.
25. Психология семьи. Семейное воспитание детей.