Сообщение педагога-психолога «Внимание как познавательный процесс»




Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе

(собрание-студия)

 

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

 

 

Цели:

ü познакомить с определением понятия внимания и его основ­ными свойствами;

ü показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.

Подготовительная работа:

изготовление приглашений на собрание для родителей;

предварительное проведение анкетирования родителей;

подбор слайдов «Внимание как познавательный процесс»;

подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;

подбор материалов с описанием игр и упражнений.

Оборудование:

v литература о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности (оформление выставки);

v игровые места для трех родительских групп;

v материалы с описанием игр и упражнений;

v листы бумаги, цветные карандаши, газета, мелкие предметы;

v мультимедийная установка для показа слайдов;

v слайды «Внимание как познавательный процесс»;

v аудиозапись бодрой музыки.

 

Участники:

воспитатель;

родители;

педагог-психолог.

Форма проведения: собрание-студия.

 

Ход собрания.

I Организационная часть

Родители под музыку занимают места за тремя столами — образуют три рабочие группы.

 

Воспитатель. Представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу правильно выпол­нит вашу просьбу, или, как правило, начнет задавать массу уточняю­щих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень разви­тия внимания и готовности ребенка к школе. Итак, тема нашего собрания — «Как помочь ребенку стать внимательнее».

Сегодня будет собрание-студия, поэтому мы разделили вас на три группы.

Предлагаю каждой группе участников продолжить фразу: «Вни­мательный ребенок - это...»

(Представитель каждой группы читает вслух коллективно продол­женную фразу, а воспитатель обобщает мнения участников собра­ния):

«Внимательный ребенок — это умеющий сосредоточиться, усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу».

Затем рассказывает о результатах заранее проведенного анкетиро­вания родителей (Приложение 1).

II. Основная часть

Сообщение педагога-психолога «Внимание как познавательный процесс»

Педагог-психолог демонстрирует слайды «Внимание как познава­тельный процесс». (Первый слайд — название темы родительского собрания.)

Педагог-психолог. Успехи вашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него спо­собности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака (на втором слайде — отрывок стихотворения):

Жил человек рассеянный

на улице Бассейной

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

— Оказалось, это брюки...

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки...

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человек а. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить(слайд третий— определение термина «внимание».)

 

Внимание — важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания — своеобраз­ного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Об особенностях распределения вни­мания судят по тому, легко ли ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдать за окружающим и т.п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются допол­нительные разъяснения и беглые замечания педагога и родите­лей.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требу­ет взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы та­кие невнимательные», а вместо этого произносит: «Когда я го­ворю „внимание", я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», — дети тут же начинают его понимать.

Внимание — не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа.

Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:

1. Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.

2. Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.

3. Во время занятий родитель должен быть спокойным и добро- желательным.

 

Возьмите памятки, в них вы найдете простые рекомендации как развить внимательность дошкольника (см. Приложение 2).

 

2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания. Игровой практикум

(На слайде — фотографии детей группы во время игры.)

 

Педагог-психолог. К числу эффективных средств развития внима­ния и других познавательных качеств личности дошкольника отно­сятся игры и игровые упражнения.

Все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, должны быть преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.

Воспитатель и педагог-психолог предлагают родителям побывать и роли детей и выполнить упражнение, направленное на развитие внимания (для каждой группы свое). Время выполнения — не более пяти минут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: