Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе
(собрание-студия)
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Цели:
ü познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;
ü показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.
Подготовительная работа:
изготовление приглашений на собрание для родителей;
предварительное проведение анкетирования родителей;
подбор слайдов «Внимание как познавательный процесс»;
подбор литературы о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности;
подбор материалов с описанием игр и упражнений.
Оборудование:
v литература о методах развития внимания ребенка и о психологии познавательных процессов его личности (оформление выставки);
v игровые места для трех родительских групп;
v материалы с описанием игр и упражнений;
v листы бумаги, цветные карандаши, газета, мелкие предметы;
v мультимедийная установка для показа слайдов;
v слайды «Внимание как познавательный процесс»;
v аудиозапись бодрой музыки.
Участники:
воспитатель;
родители;
педагог-психолог.
Форма проведения: собрание-студия.
Ход собрания.
I Организационная часть
Родители под музыку занимают места за тремя столами — образуют три рабочие группы.
Воспитатель. Представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу правильно выполнит вашу просьбу, или, как правило, начнет задавать массу уточняющих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности ребенка к школе. Итак, тема нашего собрания — «Как помочь ребенку стать внимательнее».
|
Сегодня будет собрание-студия, поэтому мы разделили вас на три группы.
Предлагаю каждой группе участников продолжить фразу: «Внимательный ребенок - это...»
(Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу, а воспитатель обобщает мнения участников собрания):
«Внимательный ребенок — это умеющий сосредоточиться, усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу».
Затем рассказывает о результатах заранее проведенного анкетирования родителей (Приложение 1).
II. Основная часть
Сообщение педагога-психолога «Внимание как познавательный процесс»
Педагог-психолог демонстрирует слайды «Внимание как познавательный процесс». (Первый слайд — название темы родительского собрания.)
Педагог-психолог. Успехи вашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака (на втором слайде — отрывок стихотворения):
Жил человек рассеянный
на улице Бассейной
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
— Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человек а. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить(слайд третий— определение термина «внимание».)
|
Внимание — важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания — своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдать за окружающим и т.п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания педагога и родителей.
Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: «Когда я говорю „внимание", я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», — дети тут же начинают его понимать.
Внимание — не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа.
Вот условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:
1. Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
|
2. Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.
3. Во время занятий родитель должен быть спокойным и добро- желательным.
Возьмите памятки, в них вы найдете простые рекомендации как развить внимательность дошкольника (см. Приложение 2).
2. Знакомство с играми и упражнениями, развивающими основные свойства внимания. Игровой практикум
(На слайде — фотографии детей группы во время игры.)
Педагог-психолог. К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые упражнения.
Все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, должны быть преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Воспитатель и педагог-психолог предлагают родителям побывать и роли детей и выполнить упражнение, направленное на развитие внимания (для каждой группы свое). Время выполнения — не более пяти минут.