Пример прагматического текста (фрагмент) из СМИ




Психологические типы текстов. Типы текстов по Е.Е. Прониной

Особенности позитивистского мышления

· Выделение субъективного в объективном (Мир = опыт).

· Избегание субъективности (Я = «черный ящик»).

· Основание вывода — дедукция (восхождение от общего к частному).

· Интегральная единица общения — мифема.

· Предпричинность (слияние мотива и причины) как основа всеобщей связи.

· Артифициализм.

· Интегральная единица общения — идеологема.

· Каузальность (объективная причинность) как основа всеобщей связи.

· Закономерность.

· Накопление успешных действий по типу St-*R.

· Эксперимент.

· Основание вывода — индукция (восхождение от частного к общему).

· Интегральная единица общения — конструкт.

· Результативность (прагматическая причинность) как основа всеобщей связи.

· Контекстуальность

· Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность», непроизвольность, интуиция).

· Единство аффективного и интеллектуального.

· Власть коллективного бессознательного.

· Внутренний контроль над процессами умозаключения.

· Появление критичности как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой.

· Авторитет разума

· Расширение критичности на сферу достижений разума.

· Относительность истины.

· Успех как единственный критерий.

· Программирование (прогнозирование и верификация) поведения.

Конструкт – не спонтанно возникший, а специально смоделированный для предъявления предмет (образ и алгоритм), позволяющий надежно распознавать его аналоги в реальности и эффективно оперировать с ними.

Типологические характеристики прагматического текста

Социально-коммуникативные функции Базовые психические процессы Выразительные средства
Информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения Ориентировочный рефлекс Презентация событий как практически значимых лично для реципиента
Развитие самосознания и самокоррекции поведения срединных слоев обществ Спонтанное сопряжение сознательного и бессознательного в поведенческой реакции Алгоритмизированное предметное предъявление
Активизация, оформление и формулирование общественного мнения Деятельностная реакция на символический раздражитель Индуктивное умозаключение
Продвижение или разоблачение общественно-политических программ Накопление опыта действий по типу St-»R Деритуализация
Организация кампаний поддержки или протеста Метод проб и ошибок как сознательно/бессознательный паттерн поведения Композиция пошагового «ответа на вопросы» по типу программированного обучения
Распространение полезных сведений, навыков, умений Вероятностное прогнозирование и моделирование будущего Апелляция к данным статистики, прецедентам, мнениям специалистов и очевидцев
Участие в программированном обучении Рационализация стремлений к обладанию, преодолению и т.п. Расположение деталей «по степени убывания важности»
Оформление и продвижение конструктов и т.п.   Безоценочность, как бы «отстраненность» и даже обезличенность стиля авторской речи
    Перебои (замедления/ ускорения) темпоритма изложения и т.п.

 

Пример прагматического текста (фрагмент) из СМИ

Как ухаживать за волосами, чтобы они не стали «карантинными»? И что делать с лысой головой? Инструкция «Медузы» - https://meduza.io/feature/2020/04/25/kak-uhazhivat-za-volosami-vo-vremya-karantina-i-chto-delat-s-lysoy-golovoy

Выразительные средства Базовые психические процессы Социально-коммуникативные функции
Апелляция к прецедентам («если волосы не выдержат, вы можете их частично лишиться — в каких-то случаях местами у вас будут только короткие остатки волос. Если не из-за средства для обесцвечивания, то, возможно, из-за краски, которую вы нанесете следом ») Вероятностное прогнозирование и моделирование будущего Участие в программированном обучении
Композиция пошагового «ответа на вопросы» по типу программированного обучения («Как мыть голову», Как укладывать волосы ») Метод проб и ошибок как сознательно/бессознательный паттерн поведения Распространение полезных сведений, навыков, умений
Индуктивное умозаключение («Чем реже вы используете фен, утюжок и прочие горячие устройства, тем лучше (раз в неделю — нормальный вариант). А когда используете, лучше делать это на минимальной возможной температуре ») Спонтанное сопряжение сознательного и бессознательного в поведенческой реакции Информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения
Алгоритмизированное предметное предъявление · («Используйте мыло с более низким pH (в обычном мыле он 9,5–11). · Негорячая вода — лучший выбор. · Вытирайтесь без фанатизма. · Сразу после нанесите увлажняющее средство. Лучше мазь или крем с маслом, глицерином, молочной кислотой, мочевиной и (или) вазелином. Не ленитесь экспериментировать: не подошло что-то одно — подойдет другое. Что-то более легкое можно использовать, когда вы не дома. · Следите за уровнем относительной влажности дома. И если нужно, принимайте меры »)    
Презентация событий как практически значимых лично для реципиента («В холодное время года голова может особенно сильно мерзнуть (даже не на улице, а просто ночью во сне), поэтому не забывайте про шапки и платки. Лучше выбирать мягкие материалы. Если вы спите с непокрытой головой и возникает раздражение из-за контакта с наволочкой, попробуйте сатиновую »)    
Апелляция к мнениям специалистов и очевидцев («Американская академия дерматологии советует: если у вас прямые волосы, подождите, пока они немного высохнут, и только потом аккуратно расчешите расческой с редкими зубьями. Если волосы кудрявые, ждать не нужно — расчесывайте сразу »)    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: