Психологические типы текстов. Типы текстов по Е.Е. Прониной
Особенности позитивистского мышления
· Выделение субъективного в объективном (Мир = опыт).
· Избегание субъективности (Я = «черный ящик»).
· Основание вывода — дедукция (восхождение от общего к частному).
· Интегральная единица общения — мифема.
· Предпричинность (слияние мотива и причины) как основа всеобщей связи.
· Артифициализм.
· Интегральная единица общения — идеологема.
· Каузальность (объективная причинность) как основа всеобщей связи.
· Закономерность.
· Накопление успешных действий по типу St-*R.
· Эксперимент.
· Основание вывода — индукция (восхождение от частного к общему).
· Интегральная единица общения — конструкт.
· Результативность (прагматическая причинность) как основа всеобщей связи.
· Контекстуальность
· Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность», непроизвольность, интуиция).
· Единство аффективного и интеллектуального.
· Власть коллективного бессознательного.
· Внутренний контроль над процессами умозаключения.
· Появление критичности как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой.
· Авторитет разума
· Расширение критичности на сферу достижений разума.
· Относительность истины.
· Успех как единственный критерий.
· Программирование (прогнозирование и верификация) поведения.
Конструкт – не спонтанно возникший, а специально смоделированный для предъявления предмет (образ и алгоритм), позволяющий надежно распознавать его аналоги в реальности и эффективно оперировать с ними.
Типологические характеристики прагматического текста
|
Социально-коммуникативные функции | Базовые психические процессы | Выразительные средства |
Информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения | Ориентировочный рефлекс | Презентация событий как практически значимых лично для реципиента |
Развитие самосознания и самокоррекции поведения срединных слоев обществ | Спонтанное сопряжение сознательного и бессознательного в поведенческой реакции | Алгоритмизированное предметное предъявление |
Активизация, оформление и формулирование общественного мнения | Деятельностная реакция на символический раздражитель | Индуктивное умозаключение |
Продвижение или разоблачение общественно-политических программ | Накопление опыта действий по типу St-»R | Деритуализация |
Организация кампаний поддержки или протеста | Метод проб и ошибок как сознательно/бессознательный паттерн поведения | Композиция пошагового «ответа на вопросы» по типу программированного обучения |
Распространение полезных сведений, навыков, умений | Вероятностное прогнозирование и моделирование будущего | Апелляция к данным статистики, прецедентам, мнениям специалистов и очевидцев |
Участие в программированном обучении | Рационализация стремлений к обладанию, преодолению и т.п. | Расположение деталей «по степени убывания важности» |
Оформление и продвижение конструктов и т.п. | Безоценочность, как бы «отстраненность» и даже обезличенность стиля авторской речи | |
Перебои (замедления/ ускорения) темпоритма изложения и т.п. |
|
Пример прагматического текста (фрагмент) из СМИ
Как ухаживать за волосами, чтобы они не стали «карантинными»? И что делать с лысой головой? Инструкция «Медузы» - https://meduza.io/feature/2020/04/25/kak-uhazhivat-za-volosami-vo-vremya-karantina-i-chto-delat-s-lysoy-golovoy
Выразительные средства | Базовые психические процессы | Социально-коммуникативные функции |
Апелляция к прецедентам («если волосы не выдержат, вы можете их частично лишиться — в каких-то случаях местами у вас будут только короткие остатки волос. Если не из-за средства для обесцвечивания, то, возможно, из-за краски, которую вы нанесете следом ») | Вероятностное прогнозирование и моделирование будущего | Участие в программированном обучении |
Композиция пошагового «ответа на вопросы» по типу программированного обучения («Как мыть голову», Как укладывать волосы ») | Метод проб и ошибок как сознательно/бессознательный паттерн поведения | Распространение полезных сведений, навыков, умений |
Индуктивное умозаключение («Чем реже вы используете фен, утюжок и прочие горячие устройства, тем лучше (раз в неделю — нормальный вариант). А когда используете, лучше делать это на минимальной возможной температуре ») | Спонтанное сопряжение сознательного и бессознательного в поведенческой реакции | Информационное обеспечение личной инициативы, когда основные события недоступны для индивидуального наблюдения |
Алгоритмизированное предметное предъявление · («Используйте мыло с более низким pH (в обычном мыле он 9,5–11). · Негорячая вода — лучший выбор. · Вытирайтесь без фанатизма. · Сразу после нанесите увлажняющее средство. Лучше мазь или крем с маслом, глицерином, молочной кислотой, мочевиной и (или) вазелином. Не ленитесь экспериментировать: не подошло что-то одно — подойдет другое. Что-то более легкое можно использовать, когда вы не дома. · Следите за уровнем относительной влажности дома. И если нужно, принимайте меры ») | ||
Презентация событий как практически значимых лично для реципиента («В холодное время года голова может особенно сильно мерзнуть (даже не на улице, а просто ночью во сне), поэтому не забывайте про шапки и платки. Лучше выбирать мягкие материалы. Если вы спите с непокрытой головой и возникает раздражение из-за контакта с наволочкой, попробуйте сатиновую ») | ||
Апелляция к мнениям специалистов и очевидцев («Американская академия дерматологии советует: если у вас прямые волосы, подождите, пока они немного высохнут, и только потом аккуратно расчешите расческой с редкими зубьями. Если волосы кудрявые, ждать не нужно — расчесывайте сразу ») |
|