Как уменьшить конфликты по организационной причине




Управление конфликтами в организации

1. Причины конфликтов: социальная, психологическая, организационная.

2. Организационные конфликты. Неумелый менеджмент (отсутствие регламентации, запутанные бизнес-процессы, непрописанные цели и задачи и т.д.). Плохо организованные рабочие пространства: скученность, неэргономичность, удаленность и т.д. Как решить организационные проблемы: на примере отдела кадров.

3. Психологические конфликты. Конфликты из-за трудных характеров коллег. Что такое характер, формула характера. Особенности учета характера при формировании коллектива.

4. Социальные конфликты. Конфликты между социальными группами. Какие есть виды неформальных групп и почему они враждуют. Как погасить вражду неформальных групп.

 

Причины проблем в коллективе:

• Психологическая (характер работника не позволяет эффективно выполнять данную работу)

• Социальная (в коллективе не сформирована доминирующая группа и неформальные группы ведут борьбу)

• Организационная (не установлены «правила игры», не прописаны алгоритмы взаимодействия)

 

Психологическая причина: характер работника

Теория Формулы характера (М.Е.Литвак)

Я + ВЫ+ ОНИ+ ТРУД+ - нормальный характер

Я- ВЫ+ ОНИ+ТРУД+ /Я+ВЫ-ОНИ+ТРУД+ - и т.д. – формулы характеров с изъянами

Можно ли работать с такими работниками?

Самый опасный для работы: Я+ ВЫ+ ОНИ+ТРУД-

Как уменьшить конфликты по психологической причине:

• Идеал: не брать работников с характерами с изъяном. Возможно ли?

• Распознавать и учитывать характер работника при приеме на работу и распределении заданий. Если не учли - увольнять

• Не брать на работу с «минусом» в позиции ТРУД. Если взяли, быстро распознавать и увольнять.

Что не поможет:

• Беседы

• Наказания

Социальная причина – борьба неформальных групп

Виды неформальных групп (по М.Е.Литваку)

 

Что делать если Вы руководитель и «карьерист»?

Учебно-курьерская Культурно-развлекательная Алкогольная

формировать -постараться заинтересовать уволить

доминирующую группу - если мешают – уволить;

- если не мешают: пока оставить,

- поручить рутинную работу

Что делать если Вы руководитель и «культурник»?

уволить формировать доминирующую группу уволить

 

Что делать если Вы не руководитель и не подходите руководителю по группе?

Увольняется и искать свою группу или самому стать руководителем

 

Как уменьшить конфликты по социальной причине:

• Диагностировать проблемный коллектив

• Сформировать доминирующую группу (какую – в зависимости от руководителя и его целей) (прием-увольнение)

• Проводить мониторинг по поводу изменений в группе.

Что не поможет пока нет доминирующей группы:

• Беседы

• Тим-билдинги

• Наказания

 

Организационные причины

• Не установлены «правила игры» внутри подразделения

• Не прописана технология работы внутри подразделения

• Не прописаны бизнес-процессы взаимодействия между подразделениями

• Стихийное формирование корпоративной культуры и неопределенность правил поведения в компании

Как уменьшить конфликты по организационной причине

• Проанализировать оргструктуру и распределение зон ответственности между подразделениями

• Прописать типовые бизнес-процесс между подразделениями (регламенты, приказы)

• Описать технологию работы в подразделении (инструкции)

• Установить правила взаимодействия в отделе (распоряжение)

• Определить основные ценности компании, правила поведения, описать их, внедрять в корпоративную культуру

Приложения

Таблица 1. Основные типы характера

Формула характера Дефект характера Название Описание
«Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+» Отсутствует Здоровый характер Работать с такими людьми, как с начальниками, так и с коллегами и с подчиненными, одно удовольствие: они хорошо относятся и к коллегам, и к клиентам, и к процессу труда, и к себе.
«Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД-» Плохое отношение к труду «Евгений Онегин» Люди с большими способностями, которым учеба давалась с легкостью, не привыкли к систематическому, упорному труду. Так как процесс труда не вызывает у них не интереса ни удовлетворения, они находят смысл жизни в любовных похождениях и в алкогольных вечеринках.
«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД+» Плохое отношение к близким людям «Высокомерный творец» Эти люди интересны в общении при первых контактах. Но как только он освоиться на новом месте неизбежно начинает конфликтовать с окружением - коллегами, начальником, подчиненными. И хотя профессионал он отличный, работать с ним становиться невозможно.
«Я-, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+» Плохое отношение к себе «Гадкий утенок» Это безропотные «рабочие лошадки», которые ведут себя неуверенно и в любых конфликтах винят себя. Поведение робкое, часто «тянут» на себе всю работу отдела, не требуя ничего для себя.
«Я+, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД+» Плохое отношение к посторонним людям «Творческий сноб» Эти люди хорошо общаются только с узким кругом близких людей (семья, коллеги), но на новые контакты идут с большим трудом. Общение с новыми людьми для них крайне затруднительны.
«Я+, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД-»/ «Я-, ВЫ+, ОНИ-, ТРУД-» Нестабильность, проявляется в зависимости от оценки ситуации «Раболепствую- щий тиран» Эти люди в одних ситуациях ведут как «Высокомерные творцы», а в других, как «Гадкие утята», они- то заносчивы и высокомерны, то робки и застенчивы. Работать с ними трудно, так как они весьма непредсказуемы.

 

 

Таблица 2. Особенности работы с работниками в зависимости от типа характера

Наименование Возможности и особенности сотрудничества
«Евгений Онегин» К сожалению, в данной формуле характера присутствует дефект в самой важной для работодателя позиции, в позиции «ТРУД». Именно поэтому, человек, не желающий упорно и методично трудиться, скорее всего, трудовому коллективу не нужен. Корректировка такого характера возможна при долгой и тщательной работой человеке над собой под руководством опытного психолога. Как только нам становиться ясно, что у кандидата «минус» в позиции «ТРУД», необходимо вежливо с ним распрощаться.  
«Высокомерный творцам» Как правило, кандидаты с такой формулой характера хорошие профессионалы, но как подчиненные они все время спорят с начальником, считая его недалеким человеком. А как начальники они уверены в глупости подчиненных, не дают им и шага ступить самостоятельно. Да и к коллегам относятся пренебрежительно. Как видим, таким работникам противопоказана работа в команде. Если этот человек является ценным профессионалом и предполагается его индивидуальная работа на отдельном участке и минимум контактов с другими работниками, то возможен его прием на работу в компанию. Причем начальнику такого работника необходимо тщательно соблюдать дистанции и формализовать выдачу заданий.
«Гадкие утята» Иногда такие работники бывают настоящей находкой. Потому, что трудятся самозабвенно и никогда не возражают ни против дополнительной работы, ни против пренебрежительного отношения, хотя внутреннее, конечно, страдают. Они не принесут компании проблем, а будут переживать в душе. Вот только, карьеру они, как правило, не строят и даже отказываются от повышения, если ими предложат, так как считают себя недостойными. Поэтому их включение в кадровый резерв, скорее всего, не принесет результата. Начальнику необходимо хвалит такого работника как можно чаще, так как поругать он всегда готов себя сам, и кроме того, наблюдать, чтобы другие работники не сваливали свою работу на этого безответного человека.
«Творческий сноб» Если такой кандидат все же решиться оставить свою прежнюю работу и перейти в Вашу компанию, ему потребуется специальная (более длительная) программ адаптации. Но прижившись в коллективе, он сможет проработать долгие годы, без помыслов о смене работы. И относиться к своему, родному, коллективу будет прекрасно. Вот только выполнять работу, которая требует постоянно общения с клиентами, особенно с новыми, он не сможет, сразу же проявиться его затруднения в общении с новыми людьми. Это как раз тот кандидат, которого не стоит принимать на позицию «менеджер по продажам».
«Раболепствующий тиран» На собеседовании кандидат с такой формулой может быть кротким и приятным, а при возникновении первой же стрессовой ситуации на работе стать резким и презрительным. Он может униженно вести себя перед начальником и тиранить подчиненных, или совершенно распустить подчинённых и вызывающе вести с начальником. Так как интерес к труду у таких людей, как правило, сохранен, надо помочь ему так влечься трудовым процессом, ведь именно труд является естественным психотерапевтом.

 

 

Таблица 3. Перечень индикаторов учебно-карьеристской группы и ее лидера

Наименование признака Описание
  Постоянная учеба и внедрение нового Члены группы и руководитель постоянно осваивают новые методы работы (самообучение, обучение в группе, обучение у стронных преподавателей) и применяют их
  Работа с энтузиазмом Члены группы и руководитель могут работать бесплатно на авторитет группы (например, взять внеплановую работу, не предусмотренные должностной инструкции, остаться после работы без оплаты)
  Общий интерес - труд Группа имеет общий интерес - труд в рамках специальности (деятельности), отсутствуют кружки по интересам, обсуждение хобби, развлечений
  Стиль управления - демократический Совместно принимается решение, но существует жесткая технологическая дисциплина; свобода в том, как выполнять работу, но не в том, что и когда сделать
  Атмосфера - дружелюбная Руководитель и подчинённые общаются дружелюбно, присутствует юмор и смех, не принято доносительство, все проблемы обсуждаются всем коллективом
  Деятельность организована Работа плановая, систематизирована, авралы - редкость, установлены регламенты текущей работы (которые периодически модернизируются), имеются стратегические планы, организована проектная работа
  Эффективность группы растет Производительность и результативность группы растет за счет применения новых методов (выполняются новые проекты, выпускается новый товар, сокращаются расходы за счет роста производительности и т.д.), известность и влияние группы расширяются
  Руководитель - профессионал высокого класса Руководитель профессионал своего дела, имеет собственные разработанные методы; имеет сертификаты, награды, публикации, иные независимые доказательства научной деятельности; учит подчиненных, не боится конкуренции. Не вникает в мелочи, поощряет самостоятельность подчинённых. Всегда обсуждает инициативы подчиненных, при реальности внедрения - поддерживает. Физически здоров, не поощряет переработки, спокойно уходит в отпуск. Кажется, как будто все в коллективе все работает без него, не яркий. Формирует собственный стиль и уникальные методы работы группы.
  Типичные фразы представителя «У меня идея», «У меня предложение по этой ситуации», «А давайте вот так сделаем...», «Пока не получается, что Вы посоветуете?», «Как это делается, научите, пожалуйста», «А можно я вот этим вопросом займусь», «Это можно сделать еще лучше, вот так…», «Здорово, что у нас получилось».

Таблица 4. Перечень индикаторов культурно-развлекательной группы и ее лидера

  Отсутствие учебы и внедрение нового В коллективе не принято учиться, все работает по давно утвержденным инструкциям, инициативность наказуема
  Работа «от и до» Работники работают строго по правилам, но без энтузиазма, судьба группы им безразлична, мотивировать, возможно только деньгами.
  Наличие побочных интересов и хобби У работников есть хобби, побочные интересы вне работы, которые они склонны обсуждать во время работы, когда не видит руководитель
  Стиль управления - авторитарный Руководитель вмешивается во все, принимает решения без участия подчиненных, никому не доверяет, требует повиновения даже в мелочах
  Атмосфера - напряженная Руководитель кричит на подчиненных, пользуется услугами информаторов; подчиненные бояться сделать не так или не то; руководитель находит «любимчиков» и «козлов отпущения», царит атмосфера подавленности и страха
  Деятельность - авральная Деятельность плохо планируется, системности нет, стратегия не разрабатывается, конфликты из-за устаревших регламентов, постоянные авралы, сверхурочные.
  Эффективность группы не растет Эффективность группы остается постоянной продолжительное время, поддерживается стабильность за счет применение проверенных методов; эффективность начинает падать после внедрения нового конкурентами вплоть до распада группы. В бюджетируемых организациях группа может существовать на том же уровне сколь угодно долго.
8. Руководитель остановился в развитии Характерные признаки: 1.Нескончаемая подготовка (обсуждение с вовлечением все большего количества работников). 2. Побочная специализация (вместо разработки новых методов в своей специальности углубленно занимается частными вопросами). 3. Качельный синдром (постоянно меняет требования, угодить ему невозможно). 4. Игра в демократию (обращение к работникам по вопросам, которые обязан решать руководитель). 5. Борьба за форму (требует строгое соблюдение формы документов без рассмотрения сущности вопроса). 6. Лихорадочные поиски новизны (призывы внедрять новое - без поддержки инициатив, формальное внедрение чужих методов без учета особенностей организации). 7.Папирофобия/Папирофилия (либо стол завален бумагами и невозможно ничего найти, либо документы на столе отсутствуют вообще). 8. Псевдодемократия (общение с нижестоящими на несколько уровней, слушает их, формирует мнение на основе их высказываний)
  Типичные фразы представителя группы. «Я делаю то, что мне поручили», «В моей должностной инструкции этого нет», «В регламенте это не написано», «Мне это делать не поручали», «Мой рабочий день с девяти до шести, приходите завтра», «Я не могу ответить, мне надо спросить руководителя», «Не знаю», «Мы всегда так делали», «Я такие вопросы не решаю».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: