Вузовское образование далеко не всегда удовлетворяет требованиям современного общества, особенно в сфере формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) как одного из параметров профессионализма.
Повышение эффективности педагогического труда, совершенствование учебно-воспитательного процесса должно начинаться с заботы о будущих педагогах, с психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к своему здоровью, ознакомления с производственными факторами риска для здоровья и обучения методам профилактики профессионально обусловленных состояний. Разрабатываемые концепции и педагогические условия повышения квалификации направлены на создание таких форм и методов образования, которые обеспечат эффективное раскрытие индивидуальности педагога, его личностных качеств; на создание таких условий, которые инициируют мотивацию профессионального роста, в том числе и в сфере формирования ЗОЖ. С целью сохранения и укрепления здоровья педагогов необходимо уделять большое внимание разработке и внедрению социальных и медико-профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного педагогического образования.
Большинство специалистов в области образования не знают и не проводят простые, доступные мероприятия по профилактике факторов риска развития основных заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. Несомненно, что исключение профилактических мероприятий из образа жизни не может не отразиться на заболеваемости.
Используя несложные и доступные средства физической культуры – упражнения – можно снизить риск возникновения различных заболеваний, в том числе и профессиональных, или поспособствует более лёгкому протеканию болезни.
|
Метод Шульца
Немецкий психолог И.Шульц разработал очень простой метод, который помогает полностью расслабиться, чтобы на время отключиться от скоростного ритма повседневной жизни. Именно неумение вовремя переключаться с одной проблемы на другую, невнимание к собственному организму подчас приводят к состоянию хронической усталости, депрессиям, заболеваниям нервной системы. Но если время от времени проводить релаксирующие упражнения, многих проблем со здоровьем можно избежать.
Упражнения следует выполнять не реже одного раза в день в течение нескольких месяцев.
1. Лёжа на коврике с закрытыми глазами, вызовите в себе силой мысли ощущение спокойствия, а затем – тяжести в левой руке. Этого можно достигнуть, говоря себе: «моя левая рука тяжела» и одновременно ощущая это. Потом таким же образом распространите ощущение тяжести на все тело. После этого согните руки в локтях и сделайте 2-3 глубоких вдоха. Повторите то же с другой рукой.
2. Положите руку на область сердца. Постарайтесь ощущать его биение всем телом. Потом таким же образом внушите себе: «всё моё тело дышит».
3. Освоив предыдущие упражнения, научитесь расслаблять мышцы пресса. Для этого сосредоточьтесь мысленно на области солнечного сплетения и подумайте: «моё солнечное сплетение тёплое-тёплое». Скоро вы почувствуете, как вы будто погружаетесь в горячую ванну – вам тепло, вы тяжелы, вас укачивают ритм собственного дыхания и биение сердца.
4. Научитесь создавать особый температурный режим головы. Сосредоточьтесь на словах: «мой лоб приятно прохладен». Вы должны научиться концентрироваться до такой степени, чтобы ваши сосуды на лбу сужались и вы ощущали как бы дуновение прохладного ветерка.
|
Занимайтесь этой методикой тогда, когда вас ничто не будет смущать и никто не помешает. Не делайте упражнения сразу после еды – желудок не должен отвлекать вас. Но и голодным быть не следует – это не поможет сосредоточиться.
Стретчинг
Для выработки правильной осанки, что немаловажно для правильного дыхания и, как следствие, хорошего снабжения организма кислородом, можно порекомендовать следующий комплекс упражнений:
1. Встать, держа кисти рук на затылке. Наклонить голову вперед, после чего медленно отвести ее назад, оказывая при этом несильное сопротивление руками. Выполнить 14 раз.
2. Взять в руки легкие гантели. Наклониться, прогнувшись, вперед, стараясь держать спину прямой. Отвести руки назад, прогнуться, пытаясь соединить лопатки, после чего вернуться в исходное положение. Выполнить 14 раз.
3. Лечь на спину, держа руки вдоль туловища. Согнуть ноги, поставив ступни на пол. Поднять туловище, помогая себе локтями, ступнями и затылком, и задержаться в этом положении около 5 секунд, после чего — вернуться в исходное положение. Выполнить 14 раз.
4. Лежа, как в предыдущем упражнении, выпрямить ноги. Прогнуться, опираясь о пол локтями, не поднимая таза, и задержаться в этом положении около 5 секунд, после чего вернуться в исходное положение. Выполнить 14 раз.
5. Лечь, согнув ноги и держа руки вдоль туловища. Приподнять таз, помогая себе затылком и локтями, прогнуться и продержаться в этом положении 5 секунд. Выполнить 6 раз.
|
6. Лечь на спину, держа ноги выпрямленными, а руки — вдоль туловища. Приподнять туловище, помогая себе головой, руками и пятками, слегка прогнуться. Выполнить 6 раз.
7. Лечь на живот, держа руки вдоль туловища. Затем завести руки за спину и сомкнуть их «замком». Приподнять голову, плечи, прямые руки и одну из ног, прогнуться и задержаться в этом положении на 5 секунд. Ноги следует чередовать. Выполнить 10 раз.
8. Лечь на живот, положив руки вдоль туловища. Затем поднять руки и положить их на затылок. Потянувшись головой в направлении стоп, приподнять голову, плечи и сомкнутые ноги. Выполнить 8 раз.
9. Лечь на живот, расположив руки вдоль тела. Затем вытянуть руки вперед и приподнять их вместе с выпрямленными ногами, головой и плечами. Прогнуться и задержаться в этом положении на 5 секунд. Выполнить 5 раз.
10. Сесть на пол, опершись руками сзади. Приподняв таз, отвести голову назад, прогнуться и задержаться в этом положении на 5 секунд. Выполнить 10 раз.
11. Сесть в позицию предыдущего упражнения. Приподняв туловище, отвести голову назад. Затем приподнять одну из ног, опираясь на другую. Ноги надлежит чередовать. Выполнить 10 раз.
12. Взять стул и сесть к нему спиной. Положить голову на сиденье. Приподнять туловище, опираясь головой о стул и задержаться в этом положении на 5 секунд. Выполнить 8 раз.