Профессиональные заболевания студентов-педагогов и причины, способствующие появлению заболеваний




В вузы гуманитарного профиля поступает преимущественно ослабленный контингент, так как нет строго отбора по показателям здоровья. Результаты ежегодной диспансеризации студентов выявили группы заболеваний:

§ болезни органов опоры и движения (23%, из них на долю нарушений осанки приходится 57%);

§ заболевания сердечно-сосудистой системы (2%);

§ болезни дыхательного аппарата (1,5%);

§ заболевания органов зрения (4%);

§ заболевания мочевыделительной системы (2%);

§ болезни органов пищеварения (4%);

§ аллергические заболевания (4%).

У 41% студентов-гуманитариев выявлено наличие хронической патологии.

Профессия педагога связана с риском возникновения таких заболеваний, как нарушение голосообразования, неврозы, психосоматические расстройства, болезни органов зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей. Первые годы работы в школе, связанные с адаптацией к трудовой деятельности, характеризуются частыми простудными заболеваниями, аллергическими реакциями и формированием нейроциркулярной дистонии.

У ряда педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируется патология голосообразования: афония и дисфония. Дисфония разной степени выраженности регистрируется у 40% педагогов, в основном – у учителей начальной школы, филологов, преподавателей иностранного языка.

Изучение функционального состояния организма у учителей выявило значительное напряжение таких интегрирующих систем как нервная и сердечно-сосудистая, нарастание данного напряжения к концу рабочего дня, рабочей недели, учебного года. В результате у большинства учителей определяется постоянная тревожность и у 40% - высокая кратковременная тревожность, а у 30% педагогов показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Психосоматическую природу имеют также «педагогические кризы», которые возникают у части учителей через 10-15 лет работы в школе, когда возникают ощущения усталости, раздраженности, неудовлетворенности результатами своего труда. При этом появление "педагогических кризов" совпадает с развитием гипертонической болезни, ишемической болезни сердца. В более старших стажевых группах появляются болезни психосоматической природы, такие, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, неврозы.

Малая двигательная активность ослабляет все функции организма и является общим условием для развития большинства заболеваний. Недостаточно развиваются центральные и периферические сосуды. Состояние организма, препятствующее широкой двигательной активности, оказывает и отрицательный психологический эффект. Низкая двигательная активность формирует наиболее общие особенности врачебно-педагогической характеристики учащихся, а именно:

§ Отставание в биологическом развитии, половом созревании, физическом и интеллектуальном развитии. Оно бывает выражено в той или иной мере в зависимости от степени общего снижения двигательной активности и конкретной формы заболевания. Отставание психического развития проявляется в трудном освоении теоретических предметов, слабости внимания, памяти и пр.

§ Недостаточное развитие двигательных качеств. При отклонениях в состоянии здоровья страдают все физические качества, но в большей мере выносливость к работе большой интенсивности. Иногда могут не страдать быстрота и сила сокращения отдельных мышечных групп при отставании общих скоростных и силовых качеств.

§ Снижение общих адаптивных свойств организма, высокая предрасположенность к заболеваниям. Это выражается главным образом в предрасположенности к простудным заболеваниям и к обострению хронически текущих болезней. При заболеваниях два и более раз в год организм следует считать ослабленным.

§ Ослабление общей работоспособности, проявляющееся в низких показателях учебной деятельности. Учащиеся быстро утомляются во время занятий. Срыв адаптационных и компенсаторных механизмов ослабленного организма, приводящий к обострению заболевания, может произойти как под воздействием значительных физических нагрузок, так и умственных, эмоциональных. Перегрузки легко вызываются неблагоприятными факторами среды и условий труда. Это создает особенно высокие требования к организации труда и отдыха, соблюдению оптимальных гигиенических условий. Кроме того, требуются дополнительные средства, снимающие утомление, восстанавливающие работоспособность.

§ Нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий характер. Одним из нарушений такого рода является ослабление функционального состояния центральной нервной системы. При гиподинамии повышается и возбудимость, и утомляемость под влиянием самых различных раздражающих факторов, нарушается способность нервной системы регулировать вегетативные функции (обменные процессы, дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы и т.д.) С этим связана общая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения и общего самочувствия и т.п. Нарушение регуляции вегетативных функций является причиной повышенной реакции всех функциональных систем организма на физические нагрузки, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Другим нарушением общего характера является ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Ряд заболеваний непосредственно затрагивает аппарат кровообращения и само сердце. Любое заболевание, сопровождающееся гиподинамией, приводит к ослаблению сердечной мышцы, уменьшению сети капилляров в тканях и к другим изменениям, ограничивающим функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Эти изменения определяют нерациональную реакцию сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки: чрезмерное учащение пульса или повышение кровяного давления, долгий период восстановления и др.

В условиях ограниченной двигательной активности недостаточно развиваются грудная клетка, участвующие в дыхании, недостаточна диффузия газов в легочной ткани из-за плохо развитой капиллярной сети малого круга кровообращения и т.д. Это создает недостаточность функции дыхательного аппарата при выполнении физических упражнений и предрасположенность легочной ткани, бронхиального дерева к воспалительным заболеваниям. Общим проявлением нарушения функциональных свойств организма являются также расстройства со стороны пищеварительной системы.

§ Неблагоприятное состояние опорно-двигательного аппарата. Общая мышечная слабость, гипотомия и гипотрофия приводят часто к нарушению осанки различного характера, к уменьшенной или чрезмерной подвижности суставов, деформации стоп.

Статистические данные о здоровье педагогов и студентов-педагогов говорят о следующем:

§ 10% учителей несколько раз в год отмечают у себя признаки дисфонии, у 52% дисфония бывает ежегодно, у 20% - изредка. Дисфония чаще отмечается среди учителей начальной школы, филологов, и ее частота нарастает по мере увеличения педагогического стажа.

§ Различные формы нарушения сна отмечает у себя 89% учителей, две трети педагогов предъявляют жалобы на частые головные боли, у 40% регистрируется стойкое повышение артериального давления. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще встречаются у преподавателей точных дисциплин и лингвистов, которые также нарастают с увеличением стажа педагогической деятельности.

§ Более 60% учителей для устранения психоэмоционального напряжения курят (27%), употребляют алкоголь (54%), переедают (33%), принимают снотворные или успокаивающие лекарственные препараты (56%).

§ Острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом 51% педагогов переболевает несколько раза год; один раз в год болеют 25%, реже одного раза в год – 24% педагогов. ОРВИ и грипп чаще отмечают у себя преподаватели общественных дисциплин и лингвисты.

§ В структуре заболеваемости по данным обращаемости преобладают болезни органов дыхания (26%), органов кровообращения (18%), органов пищеварения (15%), нервной системы и органов чувств (12%), инфекционные и паразитарные болезни (12%).

§ Для преподавания физико-математических дисциплин характерна высокая умственная нагрузка, выраженная гиподинамия, работа с вычислительной техникой, что также является фактором риска развития гипертонической болезни и ишемической болезни сердца.

§ Один из высоких уровней заболеваемости зафиксирован среди преподавателей-лингвистов. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания и системы кровообращения. У преподавателей-лингвистов высокий уровень заболеваемости во многом определяется выраженной нагрузкой на голосообразующий аппарат, необходимостью проведения дополнительных занятий с учащимися выпускных классов, интенсифицировать преподавание своего предмета.

§ Среди преподавателей начальной школы, естественных дисциплин, организаторы безопасности жизнедеятельности и валеологии, физической культуры уровень заболеваемости ниже среднего уровня, в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, а показатели обращаемости по поводу болезней органов кровообращения не превышают зафиксированного среднего уровня.

Опрос среди молодых специалистов - педагогов показал, что только 8% респондентов считают себя абсолютно здоровыми (рис. 1).

Рис. 1. Показатели здоровья специалистов-педагогов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: