В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Базой практического исследования является ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж». Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в ГОУ СПО “Тотемский педагогический колледж” является патриотическое воспитание. Культурно-массовые мероприятия проводятся в рекреации колледжа, где размещена государственная символика Российской Федерации. При прохождении различных видов практики студенты колледжа так же пользуются государственной символикой и краеведческими материалами о г.Тотьма и Тотемском районе, тем самым прививая учащимся любовь к Родине.
В колледже есть свои традиции, которые ежегодно поддерживаются:
1. чествование ветеранов труда и ВОВ;
2. чествование Дней воинской славы Отечества;
3. поздравление мужчин и юношей с 23 февраля;
4. участие в митингах, посвящённых Дню Победы и возложение венков к памятнику погибшим воинам т.д..
Составной частью патриотического воспитания в колледже является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
Под военно-патриотическим воспитанием иногда понимается все, что прямо или косвенно способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, привязанности к родным местам, формированию патриотических чувств.
Основной формой военно-патриотического воспитания является участие в районных и областных военно-спортивных играх и конкурсах:
- на уровне района студенты колледжа регулярно участвуют в конкурсе “Призывник года” и военно-спортивной игре “Зарница”.
- четыре года подряд студенты колледжа участвуют в областных военно-спортивных сборах-соревнованиях “Осень”.
Призывник года»
Данный конкурс проводится среди учебных заведений г.Тотьма и преследует главную цель - воспитание позитивного отношения к службе в рядах вооруженных Сил РФ.
Основными задачами являются: выявление уровня подготовки допризывной молодежи к службе в армии; поддержка призывников, желающих обучаться в военных образовательных учреждениях.
Организатором конкурса выступает МЦ «Тотьма». Возраст участников 14-17 лет, следовательно в данном конкурсе могут участвовать студенты 1 - 2 курсов.
Конкурс проводиться в 3 этапа.
1. Спортивное многоборье:
- бег 3000 и 100 м;
- подтягивание на перекладине;
- отжимание от пола;
2. Военно-прикладное многоборье:
- Стрельба из пневматической винтовки;
- Разборка - сборка АК-74;
- Пользование средствами индивидуальной защиты;
- Строевая подготовка;
- Спортивная полоса препятствий;
3.Интеллектуальный конкурс:
- знание общевоинских уставов;
- знание российской военной истории в рамках школьного курса «История России»;
- знание о герое России С.А. Приминине;
- творческий конкурс: домашнее задание (представление участника при помощи группы поддержки с обязательным участием конкурсанта).
К последнему интеллектуальному конкурсу допускаются пять участников, которые показали лучшие результаты в спортивном и военно-прикладном многоборьях. Ежегодно студенты колледжа доходят до финала. В 2005-2006 учебном году Двойнишников Андрей и Поспелов Иван, студенты 207 группы по специальности 050720 Физическая культура, стали финалистами конкурса «Призывник года» (2 и 3 места соответственно). Ежегодно студенты являются лидерами в таких конкурсах как: «Строевая и физическая подготовка», «Меткий стрелок», «Сборка-разборка АК-74».
Зарница»
Детско-юношеская оборонно-спортивная игра «Зарница» проводится с целью развития и совершенствования у учащихся навыков действий в экстремальных условиях, во время дорожно-транспортных происшествий и при пожарах, а также подготовке к службе в Российских Вооруженных Силах.
Участниками игры являются учащиеся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений города и района. Возраст участников 12-16 лет. Состав команды 8 человек (в том числе 3 девушки). Команды формируются по возрастному признаку (студенты колледжа участвует в старшей возрастной группе 14 - 16 лет). В этом конкурсе кроме специальности 050720 Физическая культура принимают участие и студентки специальности 050709 Преподавание в начальных классах.
Содержание соревнований:
1 блок: «Сильные, ловкие»;
2 блок: «Безопасность»;
3 блок: «Оборонно-спортивное многоборье»;
4 блок: «Командная военно-спортивная полоса препятствий»;
5 блок: «Во славу Отечества»;
Команда колледжа является достойным соперником для команд школ города и профессионального лицея № 47. Каждый год наши студенты занимают первые места в конкурсах: «Сильные и ловкие», «Оборонно-спортивное многоборье», «Военно-спортивная полоса препятствий», «Пожарная эстафета», «Медико-санитарная подготовка».
Осень»
Военно-спортивные сборы-соревнования «Осень» проводятся среди начальных и средних профессиональных учебных заведений Вологодской области по военно-патриотическому воспитанию, физической культуре и спорту, подготовке к военным профессиям и службе в Российских Вооруженных Силах.
Целью сборов-соревнований является развитие юнармейского движения в Вологодской области.
Основными задачами соревнований являются: выработка у участников качеств, умений и навыков, необходимых для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил и действий в экстремальных ситуациях; воспитание патриотизма, гражданской ответственности за защиту Отечества; приобщение молодежи к героической истории Российского государства и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны; пропаганда здорового образа жизни.
Участниками являются команды - представители учреждений начального и среднего профессионального образования. Возраст участников: 16-18 лет. Состав команды - 7 человек.
Военно-спортивные сборы-соревнования включают в себя следующие конкурсы:
«Комплексное спортивное многоборье »
«Меткий стрелок»
«Разборка- сборка»
«Медико-санитарная подготовка»
«Защита»
«Строевая подготовка»
«И снова ратной славы даты»
«Военизированная полоса препятствий»
«Приемы с оружием»
«Приемы рукопашного боя»
«Военная теория»
«Дорога безопасности»
Команда колледжа принимает участие в данных сборах соревнованиях с 2004-2005 учебного года. За время участия наши студенты показали хорошие результаты в конкурсах: «Рукопашный бой» («Осень - 2005» - 2 место; «Осень - 2006» - 1 место; «Осень - 2007» - 1 место), «Медицинская подготовка» («Осень - 2005» - 1 место; «Осень - 2006» - 1 место; «Осень - 2007» - 5 место), «Строевая подготовка» («Осень - 2007» - 3 место), «Операция Защита», «Физическая подготовка» («Осень - 2007» - 3 место), «Юнармейская песня».
При анализе результатов участия в военно-спортивных играх и конкурсах видно, что наибольших успехов студенты добиваются в таких видах конкурсов как: «Рукопашный бой», «Медико-санитарная подготовка», «Операция Защита», «Физическая подготовка», «Военно-спортивная полоса препятствий», «Пожарная эстафета».
Наиболее активное участие в этих играх и конкурсах принимают студенты специальности 050720 Физическая культура.
Для выявления патриотических чувств среди студентов колледжа проводился опрос, в который входили следующие вопросы:
1. Я считаю себя патриотом своей страны;
2. Я уверен, у России великое будущее;
3. Я хотел бы жить в другой стране;
4. Я стал бы защищать Родину с оружием в руках;
При анализе ответов получились следующие результаты:
1. Патриотами своей страны считают себя 68 % опрошенных. 32 % сомневаются в ответе.
2. В том, что у России великое будущее никто из опрошенных не сомневается. Все верят в то, что «…не смотря на проблемы, Россия займет достойное место среди высокоразвитых государств мира…».
3. Только 8 % студентов хотят жить в другой стране, так как их не устраивает сложившаяся ситуация в политике и экономике страны.
4. И юноши и девушки без сомнения готовы защищать Родину с оружием в руках.
Для юношей, принимавших участие в военно-спортивных конкурсах и соревнованиях отдельно задавались вопросы:
1. Армия - школа жизни;
2. Я хочу служить в Российской армии;
3. Российская армия - самая сильная на сегодня в мире;
4. Военно-спортивные конкурсы и соревнования изменили моё мировоззрение. Если ДА, то как?
Все участники соревнований ответили, что, только пройдя армию, молодые люди становятся настоящими мужчинами, понимают весь смысл жизни, заново пересматривают все происходящее вокруг и по-настоящему начинают любить Родину.
Все юноши выпускной 407 группы по специальности 050720 Физическая культура собираются вступать в ряды Вооруженных Сил и с честью стоять на защите Родины. Никто из них не сомневается, что Российская армия - самая сильная на сегодня в мире.
На последний вопрос из 19 студентов 13 ответили, что поняли как трудно, но почетно быть патриотом и защитником своего Отечества. А 6 из студентов ответили, что участвовали в данных видах соревнований потому, что хотят в дальнейшем связать свою жизнь с армией.
Заключение
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Военно-спортивная игра на местности – это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в ГОУ СПО “Тотемский педагогический колледж” является патриотическое воспитание. Культурно-массовые мероприятия проводятся в рекреации колледжа, где размещена государственная символика Российской Федерации. При прохождении различных видов практики студенты колледжа так же пользуются государственной символикой и краеведческими материалами о г.Тотьма и Тотемском районе, тем самым прививая учащимся любовь к Родине.
Составной частью патриотического воспитания в колледже является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы.
Главной формой военно-патриотического воспитания является участие в районных и областных военно-спортивных играх и конкурсах:
- на уровне района студенты колледжа регулярно участвуют в конкурсе “Призывник года” и военно-спортивной игре “Зарница”.
- четыре года подряд студенты колледжа участвуют в областных военно-спортивных сборах-соревнованиях “Осень”.
Основными участниками военно-спортивных конкурсов и соревнований являются студенты специальности 050720 Физическая культура.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
2. Буров А.И. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников: (сборник сочинений). - М.: Просвещение, 1975 г.
3. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004.
4. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
5. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. - М.: Изд-во ДОСААФ, 1996 г.
6. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. - М.: Педагогика, 1982 г.
7. Каунас А.Я. Сборник статей. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание. - М.: «Швиеса», 1976 г.
8. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1978 г.
9. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978 г.
10. Ребята растут патриотами. Из опыта военно-патриотического воспитания школьников, / Под редакцией Н.И. Монахова. - М.: Просвещение, 1971 г.
11. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: Сборник научных трудов //АН СССР, 1975 г.
12. Становов Н.М. Военно-патриотическое воспитание призывной молодежи: Сборник статей. - М.: Издательство ДОСААФ, 1975 г.
13. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
14. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
15. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
16. «Патриот отечества» №9,2004 г.
17. Тупикин Е.А., Евтеев В.А. «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 г.
18. Методический и практический журнал «Воспитание и обучение» №6,2007г.
19. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2,2003 г.
20. Справочник руководителя Образовательного учреждения №08 август 2005г.
21. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ №11,2006 г.
22. Стрельников В. Исторический опыт патритического воспитания. ОБЖ №1,2006 г.
Приложение 1