1. Приведите примеры из литературных источников или из жизни сформированных коллективов. Определите, на каком этапе развития находится данный коллектив, какие признаки ему присущи?
Темы рефератов
1. Историческое развитие теорий о коллективе.
2. Коллективная практическая деятельность – основа создания и сплочения коллектива.
3. Соотношение понятий «индивидуальное и коллективное».
4. Усложнение целей и перспектив деятельности коллектива.
5. Современные требования к организации коллективной практической деятельности детей.
6. Педагогическая теория о воспитании личности в коллективе.
Литература
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. / Ю.П. Азаров. – М: Просвещение. - 1979. – 324 с.
2. Амонашвили Ш. А. Как живете дети. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 225 с.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Цели и содержание образования
План
1. Проблема целеобразования и целеполагания в педагогике.
2. Педагогические цели и образовательные стандарты.
3. Проблемы формирования содержания образования.
Основные понятия | образование, общее образование, профессиональное образование, содержание образования, цель образования, целеобразование, целеполагание. |
Вопросы для обсуждения
1. Сопоставьте содержание целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО и РФ, и дайте ответы на вопросы:
· какие общие тенденции наблюдаются в формулировках целей образования различных стран мира?
· какие качества личности вышли в разряд первоочередных и будут ли они приоритетными в ХХI веке?
2. Какие проблемы возникли перед учеными и практиками в связи с введением образовательных стандартов? Кто эти проблемы должен решать в первую очередь и что может сделать школа и учитель в сложившейся ситуации?
Темы рефератов
1. Проблемы целеобразования: история и современность.
2. Исторические и современные тенденции развития содержания общего среднего образования.
3. Образование и нравственность.
Литература
1. Мировов В. Б. Образование в странах Запада в конце XX века // Сов. педагогика. – 1990. – № 2.
2. Монахов В. М. Тенденции развития содержания общего среднего образования // Педагогика. – 1992. – № 1.
3. Лернер И. Я. Прогностическая концепция целей и содержания образования / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М.: Педагогика, 1994. – 214 с.
4. Лернер И. Я. Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М.: ИТПИМИО, 1994. - 288 с.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Процесс обучения как целостная система
План
1. Сущность, движущие силы и функции процесса обучения.
2. Структура процесса обучения
3. Цикличность процесса обучения.
4. Философские и психологические основы учения.
Основные понятия | мотивы учения, познавательная деятельность школьника, преподавание, процесс обучения, структура процесса обучения, усвоение, учение, функции процесса обучения |
Вопросы для обсуждения
1. Как сущность обучения связана с задачами преподавания в структуре обучения?
2. Докажите, что центральным противоречием процесса обучения является противоречие между образовательными потребностями учащихся и возможностями их удовлетворить.
3. Докажите взаимосвязь и взаимообусловленность образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.
4. Докажите, что каждый цикл процесса обучения – это определенный этап овладения школьником всеми компонентами содержания образования и выпадение хотя бы одного из циклов либо приводит к невозможности организации учебного процесса, либо отражается на качестве обучения.
5. Объясните, в чем суть учебного познания и каковы его результаты; что составляет психологическую основу процесса учения; покажите, в чем различие процесса учения, в котором происходит усвоение знаний, и процесса усвоения.
Темы рефератов:
1. Развитие мотивации учения в процессе усвоения.
2. Роль эмоций в процессе усвоения.
3. Единство и специфика процессов познания и учения.
4. Воспитание в процессе обучения.
5. Система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.
6. Психологические основы учения.
Литература
1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие / В. К. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1989. – 325 с.
2. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1990. – 245 с.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема: Дидактические системы, теории и технологии.
План
1. Основные дидактические концепции.
2. Дидактические теории.
3. Характеристика традиционных и современных моделей обучения.
Основные понятия | блочное обучение, дидактическая система, личностно-ориентированное обучение, модульное обучение, педоцентристская дидактика, теория поэтапного формирования умственных действий теория, проблемное обучение, программированное обучение, развивающее обучение, современная дидактика, сообщающее обучение, технология обучения, традиционная дидактика |
Вопросы для обсуждения
1. Каково значение теории поэтапного формирования умственных действий и какие практические технологии разработаны на основе данной теории?
2. В чем отличие развивающего обучения от традиционного, объяснительно сообщающего и почему традиционное обучение преобладает в школьной практике?
3. На основе каких теорий и концепций разрабатывалась та или иная практическая технология? Каковы достоинства и недостатки каждой?
4. Какая технология обучения обоснована с позиций теории поэтапного формирования умственных действий, технологична, вбирает в себя идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения?
Темы рефератов
1. Проблемное обучение: теория и практика.
2. Программированное обучение: история и современность.
3. Модульное обучение в школе: проблемы и перспективы.
4. Возможности применения блочного обучения в школе.
5. Критический анализ традиционных и новых моделей обучения.
Литература
1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич - М.: Педагогика, 1986 - 367 с.
2. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер.с польск. / В. Оконь. – М.: Высш.шк., 1990.- 382 с.
3. Скаткин М. Н.. Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. – М.: Педагогика, 1982. – 412 с.