Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.
В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:
1. тоталитарные;
2. авторитарные;
3. демократические.
Характерные черты тоталитаризма:
- Всеобщая политизация и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — партии.
- Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».
- Легальная политическая оппозиция отсутствует.
- В стране признается право на существование только одной правящей партии.
- Строгая цензура, запрещено критиковать представителей власти.
- Полиция, армия, спецслужбы выполняют доп.функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.
- В обществе функционирует только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные идейные течения.
- Власть держится преимущественно на насилии. Религия и церковь формально отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.
- Экономика находится под жестким контролем государственных органов.
- Несмотря на жесткий контроль, государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем по-другому».
- Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
- Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.
Характерные черты авторитаризма:
- Наиболее влиятельная политическая сила общества - правящая группировка (доминирующая), в ее руках прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
- Политические права и свободы граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне государства.
- Государство едва терпит легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия.
- В стране может быть несколько партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль.
- Существует цензура над всеми СМИ, которым разрешено критиковать отдельные недостатки государственной политики.
- Полиция, армия, спецслужбы выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. Они на страже правящего режима и часто используются на подавлении общественных сил.
- В обществе доминирует официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее лояльно относящиеся к правящему режиму. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.
- Устойчивая поддержка власти в обществе, которая основана не только на насилии, ион на разделяемой многими официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в целом поддерживает правление.
- Обширный государственный сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.
- При полной регламентации всех сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность, коррупция, кумовство при разделе официальных должностей.
- Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
- Права национальных меньшинств существенно урезаются.
Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
Характерные черты демократической системы:
- Власть разделена на независимые друг от друга исполнительную и законодательную и судебные власти. Верховный законодательный орган - парламент. Исполнительная высшая власть действует в пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
- Граждане обладают большим объемом прав и свобод. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».
- Легальная оппозиция пользуется всеми политическими правами и свободами. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым элементом политического процесса.
- Функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов.
- СМИ полностью свободны от цензуры.
- Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены законом.
- В обществе отсутствует какая-то одна официальная идеология. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит светский характер.
- Граждане открыто и свободно выражают мысли и позиции.
- Наряду с государственной существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным регулированием. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.
- В демократическом обществе могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны властей. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности
- Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти.
- Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:
- открытые системы;
- закрытые системы.
Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса.
В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода. Соответственно выделяются системы:
- рабовладельческие;
- феодальные;
- капиталистические;
- командно-административные.
Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.
Выделяют политические системы переходного типа, включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы. Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.
Существуют различные типологии политических систем, разделенных по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.
В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.
Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.
Современные системы является еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными. [3]