Типологические характеристики убеждающего текста




Особенности рационалистического мышления

Рационалистическое мышление, в сущности, родилось в недрах монотеизма как теология, то есть наука о сущности Бога, Божественном промысле и мире Божием. Теология претендовала на научность прежде всего в смысле систематической рефлексии постулатов богословия, приведения их в согласие с логическими законами умозаключения и догматами веры.

Можно выделить что-то вроде элементов сознания и простейшие законы их взаимосвязи: ощущения, образы памяти — чувствуемы и различимы; более сложные образования — представления, мысли — возникают как сложение простых элементов по особому принципу. Накапливаясь, ощущения и впечатления образуют устойчивые взаимосвязи на основе порядка следования (зима—весна), частоты совместной встречаемости (стол—стул) или сходства (яблоко—груша). Возникновение одного из впечатлений оживляет движение воспоминаний по всей цепи ассоциаций. Таков основной закон ассоцианизма. А соединения представлений, то есть следов памяти,

образуют мысли. Мысль переходит от одного предмета к другому, следуя ассоциативным связям, в зависимости от того, «как привычка расположила в теле образы вещей»

Принципы рационалистического мышления:

● Разделение объекта и субъекта познания, реальности и ее субъективного образа;

● Мышление в понятиях;

● Децентрация (вариативность позиции);

● Интроспекция (развитие способности к самонаблюдению);

● Ощущение неизменности мирового порядка (после первотолчка Божественного творения);

● Внутренний контроль над процессами умозаключения;

● Ассоциация идей по сходству и смежности;

● Дедукция (восхождение от общего к частному через достоверные посылки);

● Строгая причинность, каузальность (от лат. causalis — причинный);

● Разграничение интеллекта и аффекта, появление критичности мышления как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой;

● Дифференциация Я и индивидуального сознания от группового Мы и коллективного бессознательного.

Логическая строгость рассуждений автора стала самым сильным средством воздействия на читателя. Наука выделяет два непременных качества в любом рассуждении: правильность и истинность. Первое означает соответствие законам и правилам формальной логики. Второе — реальной действительности.

 

 

Определение термина «идеологема»

Идеологема – это типологическая единица убеждающего воздействия, сращивающая в единое образное представление факт и идеал. Действительность и мощь идеологемы не в знании, которое всегда относительно, и не в вере, которая чревата сомнениями, а в уверенности, с которой человек действует. Огромное значение при этом имеют упорство и умелость тех, кто использует ее как практический ориентир

 

Типологические характеристики убеждающего текста

Социально-коммуникативные функции Базовые психические процессы Выразительные средства
● Конкретизация идейно- нравственной перспективы социума. ● Продвижение или ниспровержение научных концепций, социальных программ, идеологических систем. ● Формирование народных убеждений. ● Развитие индивидуального самосознания. ● Организация синхронных действий больших масс людей в процессе социальной практики. ● Сопряжение актуальных фактов и вечных ценностей в целях практической ориентации. ● Оформление и продвижение идеологем и т.п.   ● Стремление к адекватности сознания как к объективной или даже абсолютной истине. ● Ассоциации субъективных идей по сходству и смежности. ● Доверие к выводному знанию. ● Понимание причинности как всеобщей связи вещей и действий. ● Точечное сопряжение сознательного и бессознательного в «Ага-переживании». ● Убеждения как сознательно-бессознательные паттерны поведения. ● Рационализация чувств страха, вины, надежды и т.д. ● Переосмысление импульсов табуирования ● Наслаждение игрой ума и т.п ● Интерпретация фактов как инобытия идеологии. ● Предъявление символов как практических ориентиров. ● Дедуктивное умозаключение. ● Менторский тон. ●Ссылки на императивные постулаты идеологии и нормы морали как на аксиомы, не требующие доказательства (опорная идея). ● Продвижение паттернов практического поведения (рабочая идея). ● Сюжет, выстраиваемый как доказательное рассуждение, приводящее «к общему знаменателю» живую картинку реальности и архетипический образ. ● Ритуально-многозначительное повествование. ● Риторические фигуры. ● Высокая лексика, перемежаемая просторечными сравнениями и словечками. ● «Фундирующая» эрудиция. ● Замедление темпоритма в ключевых моментах изложения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: