Рабочая программа дисциплины
Б1.Б.5 Социология
Направление подготовки
080100.62 Экономика
Направленность (профиль) подготовки
Экономика труда
Финансы и кредит
Мировая экономика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Новокузнецк 2014
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 3
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 4
3.1. Объём дисциплины по видам учебных занятий (в часах) 4
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 5
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах) 5
4.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам) 6
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 8
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине 9
6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы 9
6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций 14
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 15. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины 16
|
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 17
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 18
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 18
12. Иные сведения и (или) материалы
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине 18
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Целью освоения дисциплины «Социология» является формирование у студентов социологического мышления и восприятия окружающей реальности, которые включают навыки научного анализа социальных процессов.
В ходе достижения этой цели решаются следующие основные задачи:
1. Изложение основных социологических понятий, концепций и методов социологических исследований;
2. Формирование у студентов умений и навыков по использованию социологических знаний для объяснения различных социальных явлений (экономических, политических, культурных) и самостоятельного исследования социальных проблем;
3. Формирование у будущего выпускника общекультурных компетенций:
- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
|
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-8).
В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Социология»:
Код компетенции | Формируемые компетенции | Результат освоения дисциплины |
ОК-2 | Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы | Базовый уровень: · Знать сущность социально и личностно значимых проблем. · Уметь анализировать социальные проблемы на уровне личности и на уровне общества. · Владеть принципами социального анализа. Повышенный уровень: · Знать понятийный аппарат, теории и подходы макро и микросоциологии. · Уметь приметь полученные социологические знания для понимания и интерпретации социальных и личностно значимых проблем. · Владеть навыками социологического анализа для выявления актуальных проблем функционирования общества. |
ОК-4 | Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем | Базовый уровень: · Знать основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне и микроуровне, методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов; · Уметь используя отечественные и зарубежные источники, собирать и анализировать данные, · Владеть навыками использования и построения стандартных теоретических и экономических моделей. Повышенный уровень: · Знать статистические методы исследования экономической конъюнктуры, анализа временных рядов и прогнозирования развития социально-экономических процессов, · Уметь измерять и моделировать сложные социально-экономические процессы в динамике, · Владеть современными статистическими методами исследования, моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов, методологией национального счетоводства и макроэкономических расчетов. |
ОК-8 | Способен находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность | Базовый уровень: · Знать основные категории и приемы экономического анализа, основы построения современных систем экономических показателей. · Уметь анализировать данные и принимать на основе анализа управленческие решения. · Владеть навыками сбора и обобщения экономической информации, разработки комплекса организационно-технических и социально-экономических мероприятий. Повышенный уровень: · Знать современные отечественные и зарубежные приемы, способы и модели экономического анализа, систему экономической информации, необходимой для принятия решений, методы и способы организации учета состояния и использования ресурсов в целях управления хозяйственными процессами. · Уметь собирать и обобщать экономическую информацию, сравнивать показатели хозяйственной деятельности по периодам, оценивать степени отклонения показателей и определять социально-экономические факторы отклонений, на примерах конкретных ситуаций оценивать эффективность производства, сбыта и управления затратами с помощью смет и систем бюджетирования. · Владеть навыками принятия управленческих решений и анализа их эффективности. |
|
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Социология как наука призвана изучать закономерности социальных взаимодействий и давать практические рекомендации по решению различных социальных проблем благодаря своей уникальной методологии получения знания о реальной жизни людей. Благодаря способности исследовать социальные процессы в целостности, социология является основой для других социальных наук, изучающих отдельные стороны общественной жизни, например, политологии, экономики, правоведения.
Особые отношения можно отметить между социологией и философией: до своего становления в качестве самостоятельной науки социология развивалась в рамках социальной философии, поэтому многие теоретические обобщения о социальных явлениях и процессах, сделанные социологией, в конечном счете, зависят от особенностей философского понимания сущности социальной реальности.
Данный курс также тесно связан с такими дисциплинами, такими как история, культурология и психология, поскольку опирается на знания об историческом развитии российского общества, о культурных ценностях, традициях общества и о поведении человека.
Приступая к изучению курса социология, студент должен знать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук, уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Дисциплина «Социология» относится к гуманитарному, социально-экономическому циклу ООП, преподается во 2-м семестре 1-го курса обучения и участвует в формировании компетенций в последовательном изучении следующих дисциплин:
ОК-2 ( способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы)
1 семестр Б1.Б.1 История
1 семестр Б1.В.1 Культурология
1 семестр Б1.ДВ2 Основы кадрового делопроизводства
3семестр Б1.Б.2 Философия
5 семестр Б1.ДВ3 Государственное регулирование рынка труда
5 семестр Б1.ДВ3 Государственное регулирование экономики
ОК-4 (способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем)
1 семестр Б1.Б.1 История
1 семестр Б1.В.1 Культурология
1 семестр Б1.ДВ1 Основы кадрового делопроизводства
1 семестр Б3.Б.2 Микроэкономика
2 семестр Б3.Б.1 Макроэкономика
3 семестр Б1.Б.2 Философия
3 семестр Б1.ДВ4 Деловая этика
4 семестр Б1.ДВ3 Государственное регулирование экономики
4 семестр Б3.Б.7 Деньги, кредит, банки
5 семестр Б1.ДВ3 Государственное регулирование рынка труда
5 семестр Б3.В13 Основы планирования профессиональной деятельности
5 семестр Б1.ДВ3 Государственное регулирование экономики
6 семестр Б2.ДВ1 Методы принятия инновационных решений
6 семестр Б2.ДВ1 Методы управления инновациями в трудовых отношениях
7 семестр Б3.ДВ2 Оценка эффективности систем управления персоналом
8семестр Б3.ДВ4Товарная и ценовая политика предприятия
ОК-8 (способность находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность)
3 семестр Б1.Б6 Психология
3 семестр Б1.ДВ4Деловая этика
4 семестр Б3.Б.10 Менеджмент
4-5 семестр Б1.В.2 Экономика предприятия (организации)
5 семестр Б3.В.13 Основы планирования профессиональной деятельности
5-6 семестр Б3.Б.12 Мировая экономика и международные экономические отношения
6 семестр Б3.В12 Управление качеством и конкурентоспособностью предприятия
6-7 семестр Б3.В2 Планирование на предприятии
6-7 семестр Б3.В.2 Планирование на предприятии
8 семестр Б3.В.1 Мировая экономика и международные экономические отношения
8 семестр Б3.В.1 Управление конфликтами в социально-трудовой сфере
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.