| Объем дисциплины | Всего часов | |
| Для очной формы обучения | Для заочной / очно-заочной формы обучения | |
| Общая трудоемкость дисциплины | ||
| Контактная работа обучающихся с преподавателем | ||
| Аудиторные занятия (всего) | ||
| В том числе: | ||
| Лекции | ||
| Семинары | ||
| В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: | ||
| Курсовое проектирование | ||
| Творческая работа (эссе) | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Вид итогового контроля - зачет |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
| № | Раздел дисциплины | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||
| Общая трудоемкость | Аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | ||||
| Лекции | Семи-нары | |||||
| Предметно-методологические основы социологии. | ||||||
| 1. | Социология как наука | Доклад | ||||
| 2. | История развития социологии | Доклад | ||||
| 3. | Методология социологического исследования | Проект | ||||
| Макросоциология | ||||||
| 4. | Общество как система | Доклад | ||||
| 5. | Социальная структура общества | Контрольная работа | ||||
| 6. | Социальные общности | Тест | ||||
| 7. | Социальные институты и социальные организации | Доклад | ||||
| Микросоциология | ||||||
| Личность и проблемы социализации | Собеседование | |||||
| Социологические теории личности | Тест | |||||
| Отраслевая социология | ||||||
| Социология культуры | Собеседование | |||||
| Социология девиантного поведения | Доклад | |||||
| Социология конфликта | Тест | |||||
| Итого | Зачет |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Содержание лекционных занятий
| № | Наименование темы дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
| Социология как наука | Объект и предмет социологии. Сущность социального. Социология в системе наук. Структура социологического знания. Понятие макросоциологии и микросоциологии. Отраслевые и специальные теории. Методы и функции социологии. | |
| История развития социологии | Предпосылки возникновения социологии как науки. О.Конт как родоначальник социологической науки. Основные этапы развития социологии: классический, неоклассический, постклассический. Особенности становления и развития социологии в России. | |
| Методология социологического исследования | Понятие социологического исследования. Виды и основные этапы социологического исследования. Программа социологического исследования и ее значение. Основные разделы программы: методологический, методический, организационный. Понятие о генеральной и выборочной совокупностях. Требование репрезентативности выборки. Методы конструирования выборочной совокупности. Методы сбора социологической информации. Качественные и количественные методы. Опрос и его разновидности: интервьюирование, анкетирование, социометрическая процедура. Особенности метода анализа документов. Виды документов. Процедура контент-анализа. Метод наблюдения: классификация, достоинства и недостатки. | |
| Общество как система | Понятие общества в социологии. Признаки общества Э. Шилза. Сущность системного подхода к изучению общества. Эволюция системного взгляда на общества. Модели общества К. Маркса и Т. Парсонса. Институциональная структура общества. Понятие о социальном институте. Структура социального института. Функции социальных институтов. Классификация институтов современного общества. Институционализация: суть, этапы. Особенности социальных институтов современной | |
| Социальная структура общества | Сущность социальной структуры общества и ее основные элементы. Социальная стратификация как способ представления социальной структуры общества. Теория социальной стратификации П. Сорокина. Основания и критерии стратификации. Исторические типы социальной стратификации. Понятие о закрытых и открытых обществах. Классы и их возникновение. Классовая структура современного общества. Социальное расслоение в советском обществе. Особенности стратификационной модели современного российского общества. Определение и классификация социальной мобильности. Индивидуальная и групповая мобильность. Понятие о структурной мобильности. Показатели мобильности. Представление о каналах и барьерах социальной мобильности. Закрытость и открытость российского общества. | |
| Социальные общности | Понятие о социальной общности. Разновидности социальных общностей. Кровнородственные общности: род, племя, клан, семья, народность, народ, нация. Признаки социальной группы. Классификация социальных групп. Малая группа и групповая динамика. Методы исследования групповой динамики. | |
| Социальные институты и социальные организации | Понятие о социальном институте. Структура социального института. Функции социальных институтов. Классификация институтов современного общества. Институционализация: суть, этапы. Особенности социальных институтов современной России. Общие понятия о социальной организации. Организационный эффект. Типология организаций. Организация как социальная система. | |
| Личность и проблемы социализации | Сущность социологического подхода к объяснению человека. Понятия «человек», «индивид», «личность». Социализация: сущность, этапы. Первичная и вторичная социализация. Агенты и институты социализации | |
| Социологические теории личности | Социологические подходы к исследованию личности. Возникновение социального Я. Ролевая теория Дж. Мида. Концепция «зеркального Я» Ч. Кули. Десоциализация и ресоциализация. | |
| Социология культуры | Культура как социологическая категория. Культурные элементы и культурные комплексы. Формы культуры: элитарная, народная, массовая. Субкультура и контркультура. Суперкультура Культура как ценностно-нормативная система и ее основные элементы. Ценности в системе культуры. Нормы и их разновидности. Сущность традиций. Основные функции культуры в обществе. | |
| Социология девиантного поведения | Социальный контроль: его формы и элементы. Социальные нормы и санкции. Агенты формального и неформального контроля. Девиантное и делинквентное поведение. Факторы и виды отклонений. Теории отклоняющегося поведения. Понятие аномии. | |
| Социология конфликта | Понятие о социальном конфликте, его виды. Причины социальных конфликтов. Теории конфликта в социологии. Диалектическая теория конфликта (Маркс, Дарендорф). Функциональная теория конфликта (Зиммель, Козер). Этапы развития конфликта. Факторы развития конфликтной ситуации. Конструктивный и деструктивный конфликт, их значение. Понятие об инциденте. Открытый и закрытый инцидент. Основные характеристики конфликта: причина конфликта, острота конфликта, длительность и последствия конфликтов. Способы управления конфликтами. Природа социальных конфликтов в современной России |
Содержание практических занятий
| Номер раздела дисциплины | Темы практических занятий |
| Раздел 1 | 1. Характеристика предметной области социологии 2. Предпосылки и основные этапы развития социологии 3. Социологический практикум: составление программы, подготовка инструментария |
| Раздел 2 | 4. Проблемы социальной структуры современного общества 5. Стратификационная модель современного российского общества 6. Характеристики социальных институтов современного общества |
| Раздел 3 | 7. Проблемы формирования личности |
| Раздел 4 | 8. Проблемы массовой культуры 9. Формы девиации в молодежной среде 10. Проблемы управление конфликтами |