Основные тенденции – смотри историю в 1 билете
-Эволюционизм (Англия, Германия, США)
Примерно середина 19 века. Основоположник – Г.Клемм, опубликовавший свою пятитомную «общую историю культуры человечества». Позже – Т.Вайц «Антропология диких народов», И.Унгер «Брак и его всемирно-историческое развитие»
Идеи эволюционизма были подхвачены и в других странах:
¨ АНГЛИЯ
¨ Эдуард Тайлор (1832-1917) – выдающий представитель теории, знаменитый английский ученый
- «Исследования в области древней истории человечества», 1865
идея о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния до современной цивилизации; о преемственности и взаимосвязи разных народов; различия между народами связаны не с расовой принадлежностью, а с разными ступенями развития культуры.
- «Первобытная культура», 1871
идея прогрессивного развития культур; человек – часть природы; все люди одинаковы по психологическим интеллектуальным задаткам; у всех народов есть одинаковые черты культуры; разнообразие культур определяется разными ступенями развития общества.
¨ Герберт Спенсер (1820-1903) – философ и социолог.
- «Основы социологии», 1876-1896
концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов; аналогия между обществом и организмом.
¨ Джеймс Фрезер
¨ Джон Леббок
¨ ГЕРМАНИЯ
¨ Адольф Бастиан (1826-1905)
- идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному. Психология – краеугольный камень единого мировоззрения людей. Единство человеческой психики обусловливает единство человеческой культуры. Психологизм и биологизация всех общественных явлений. Этнология – естественная наука.
¨ США
¨ Льюис Генри Морган (1818-1881)
«Первобытное общество», 1871; «Древнее общество», 1877.
- родовая организация – универсальная основа древних обществ; превращение материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи ее по наследству; попытка периодизации первобытного общества и истории человечества – дикость, варварство и цивилизация.
¨ Основные идеи эволюционизма:
ü человеческий род един; люди имеют равные умственные способности, что определяет единство развития культуры в разных частях света;
ü в обществе имеет место непрерывный прогресс;
ü развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур;
ü общественное развитие подчиняется законам эволюции живой природы;
ü культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.
¨ Слабые стороны эволюционизма:
· вершина развития – европейская цивилизация; все народы должны прийти к ценностям европейской культуры;
· непрерывное прямолинейное развитие культуры происходит путем чисто количественных изменений, без учета диалектики исторического процесса;
· излишняя биологизация общественных явлений и излишнее значение психологического фактора;
· прием проведения аналогии между народами, стоящими на разных уровнях развития.
-ДИФФУЗИОНИЗМ (Германия, США, Англия)
Противоположен эволюционизму. Сторонники этого направления стремились показать пространственное распространение культур или отдельных культурных элементов, выявить области их происхождения, а также пути и способы их распространения.
Диффузионизм («распространение») – распространение культурных явлений через контакты между народами – торговлю, переселение, завоевание. Диффузионизм рассматривал главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, взаимодействие культур.
Германия
¨ Фридрих Ратцель (1844-1904) – зарождение связано с этим именем.
«Антропогеография», 1882-1891
вызванные природными условиями различия между культурами народов постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через культурные контакты народов. Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языков и расовых признаков.
¨ Лео Фробениус (1873-1938) – ученик Рацтеля.
Разработал теорию, что не только этнологические объекты могут распространятся, но и целые комплексы. Отделил человека от результатов его деятельности. Также выделил патриархальные / теллурические (из земли) и матриархальные / хтонические (подземное). Придавал значение культуры как живому организму.
«Происхождение африканских культур», 1898
¨ Фритц Гребнер (1877-1934).
Теория «культурных кругов»; изменение культуры является следствием распространения не отдельных элементов, а целых комплексов явлений культуры. Культуры — живые организмы, человек — не творец культуры, а ее продукт и носитель.
¨ Основные идеи диффузионизма:
ü культура – живой организм, развивающийся в определенных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему миру;
ü факторы развития культуры – заимствования и смешение ее элементов (предметы материального быта, мифы, культы, обычаи);
ü у каждой культуры есть свой центр зарождения и распространения;
ü каждый элемент культуры возникает только однажды; по карте его распространения можно определить место возникновения каждого элемента.
¨ Слабые стороны диффузионизма:
· стремление заменить основанное на принципах историзма понимание развития культуры механистическими принципами посредством перемещения ее элементов;
· отрицание наличия всемирно-исторических законов – взамен идеи единичности и неповторимости явлений
- СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (Франция)
Главный предмет – изучение человеческого общества. Общество рассматривалось как система нравственных (моральных) связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
¨ Франция
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель школы.
- человеческие общества – закрытые статичные системы, их исследование должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов. Классификация обществ по уровню развития приводит к выводу, что всякое общество – это усложненная модификация одного и того же первобытного общества.
- учение о коллективных представлениях: человеческое сознание существует в двух формах – как коллективное и как индивидуальное. Индивидуальное сознание специфично для каждого конкретного человека и определяется особенностями его психики. Коллективное сознание находит выражение в мифах, верованиях, морали и права и укореняется в социальной жизни.
¨ Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) «Первобытное мышление» (1930)
- человек — биосоциальное существо, в котором сосуществуют два начала: индивидуальное (его основой является организм) и социальное, которое формируется обществом. Общество — это независимая от индивидов вне- и над-индивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и является источником всех высших ценностей. Общество — это совокупность коллективных представлений — общих идей, религии, правил морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев.
¨ Основные идеи социологической школы:
ü комплекс «коллективных представлений» каждого общества обеспечивают его устойчивость;
ü функция культуры – в объединении общества;
ü мораль каждого общества изменчива и динамична;
ü переход от одной стадии общественного развития происходит не плавно, а рывками.
¨ Слабые стороны социологической школы:
· несмотря на то что главным объектом исследования полагалось общество, система нравственных связей и проблемы этнопсихологии, каждое общество рассматривалось при этом изолированно, отрицались исторические законы развития.
Билет №3 Теоретические концепции в этнологии: функционализм, американская школа исторической этнологии, этнопсихологическое направление, структурализм, культурный релятивизм, неоэволюционизм.
- Функционализм
Англия
¨ Бронислав Малиновский (1884-1942)
«Научная теория культуры», 1944
- задачи этнологии состоят в изучении функции культурных явлений и их взаимосвязей. Важно раскрыть механизмы действия и воспроизводства социальных структур и культуры. Культура есть единое гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет определенную функцию, важную для целого.
¨ Альфред Радклифф-Браун (1881-1955)
Создатель социальной антропологии, задача которой − в поиске общих законов социального и культурного развития.
- жизнь общества – динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере и функциональной совместимости.
¨ Основные идеи функционализма:
ü человеческое общество – часть объективного мира, развивается как живой организм; его элементы выполняют свою функцию;
ü культура служит основным потребностям человека;
ü ключевая роль культуры – в наличии обычаев, ритуалов и моральных норм как регуляторов в поведении людей.
¨ Особенности направления:
· прикладной характер исследований;
· достоверность и обилие этнографического материала;
· оценка социальной антропологии как прикладной науки, решающей актуальные задачи в английских колониях (управление на территориях с доминированием традиционных культур);
· призыв изучать культуру каждого общества как единое явление, где все элементы связаны между собой выполнением определенных функций.
- АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ (школа Баоса)
Баос и его последователи были против европоцентристиских установок. Культура понималась как явление особого рода, не сводимое и не выводимое из биологии.
США
¨ Франц Боас (1858-1942)
Конечной целью науки о человеке Баос считал создание целостного представления о человеческой истории, основанного на изучении и описании каждого отдельного народа, его языка и культуры.
Культура в его понимании – это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им культурной роли.
¨ Альфред Кребер (1876-1960)
- последовательная критика эволюционизма и диффузионизма;
- культурные ценности разных народов несопоставимы;
- отрицательное отношение к обобщениям, к возможности выведения исторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры.
¨ Основные идеи:
ü задачи этнологии состоят в изучении каждого народа, его языка, культуры и антропологического типа;
ü в пределах конкретных географических ареалов можно найти и формы взаимовлияния, и следы диффузии отдельных культурных элементов;
ü развитие человечества и культуры происходит на основе общих законов, которые познаются с большим трудом;
ü у каждого народа свои моральные нормы и социальные идеалы.
- АМЕРИКАНСКАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Культура есть не более чем абракция, а подлинной и первичной реальностью яляется индивид, поэтому исследования культуры следует начинать с изучения индивида.
Первоначально темами исследований были процессы вхождения в культуру маленького ребенка, а также роль детсва в формировании взрослой личности.
США
¨ Абрам Кардинер (1891-1981)
Идея о наличии в каждой культуре доминирующего типа личности. Каждый народ обладает свой средней психикой, которая проявляется в форме «базовой», или «основной», личности. Базовая личность – это склонности, представления, способы связи с другими людьми.
На смену пришла теория «модальной» личности. То есть такой, которая лишь в абстрактном общем виде выражает главные психологические черты того или иного народа. «Модальная личность» - это не усредненная личность, а наиболее встречающаяся в данной культуре.
¨ Рут Бенедикт (1887-1948)
¨ Маргарет Мид (1901-1978)
¨ Основные идеи:
ü для той или иной культуры характерны определенные психологические особенности;
ü национальный характер отражает психологические особенности нации;
ü национальный характер как способ распределения и регулирования ценностей и поведенческих моделей внутри той или иной культуры.
- СТРУКТУРАЛИЗМ (Англия, Франция)
Англия
¨ Эдуард Эванс-Причард (1902-1972)
- описание конкретных фактов должно подчиняться определенной социологической теории; все элементы социальной и культурной систем, созданных человеком, составляют единое целое;
- культура имеет свою структуру, что позволяет объяснить связь всех культурных явлений;
- любые отношения людей – это своеобразные структуры, образующие сложную иерархию в форме социальной системы.
Франция
¨ Клод Леви-Стросс (1908-2009)
«Структурная антропология», 1958-1973
«Тотемизм сегодня», 1962
«Печальные тропики», 1975
- представление о некой вечной, внеисторической структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания;
- все явления мира представляют собой модификации некой исходной модели и могут быть систематизированы и классифицированы;
- человеческий разум един на всех стадиях исторического развития; в сознании превалирует разумное, а не эмоциональное и подсознательное начало;
- через структурный анализ мифов можно расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления;
- структура общества вечна и неизменна, что отражает извечные свойства человеческого сознания.
- КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ (США)
- признание равноправия различных культур, отрицание (европейского) этноцентризма;
- идея несравнимости культурных типов разных народов;
- каждая культура должна рассматриваться как закрытая система специфических форм существования;
- идея абсолютизации каждой культуры и отрицание единства человечества.
- ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В ЭТНОЛОГИИ
¨ Зигмунд Фрейд (1856-1939)
«Толкование сновидений», 1900
- сновидения – наиболее плодотворный источник познания закономерностей психической жизни человека;
- выход за пределы неврологии и психиатрии в область мифологии и литературы.
«Психопатология обыденной жизни», 1901
- теория «вытесненных импульсов»: повторяющиеся бытовые явления – оговорки, описки, забывание имен, случайные движения – проявление импульсов, вытесненных из сознания и пребывающих в подсознательной сфере.
«Тотем и табу (психология первобытной культуры и религии)», 1913
- идея сходства психологии первобытных народов и психологией невротиков; возможность интерпретации этнографических фактов на основе данных психоанализа (табуация, магия, анимизм, тотемизм);
- источники табуации находятся в «постыдных импульсах»;
- основные тезисы психоанализа («Эдипов комплекс») связаны с предполагаемыми этапами ранней истории человечества.
- НОВЕЙШИЕ КОНЦЕПЦИИ В ЭТНОЛОГИИ
(США, Франция, Англия)
¨ Неоэволюционизм
Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX века благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда.
· Отличие от эволюционизма - неоэволюционизм признаёт многовариантность развития; опирается в своих работах на конкретные науки (палеонтология, археология, историография).
· Общее - сохранились основные постулаты эволюционизма; оба направления основываются на биологическом детерминизме.
· Основоположник - американский антрополог Лесли Элвина Уайта. В своей статье «Стадии эволюции, прогресс и измерение культуры» (1947 г.) он обосновывает понятие прогресса и стадии развития. Отсюда – если у нас есть понятие «прогресса», «менее развитый» и «более развитый», то должны быть критерии оценки развитости общества. С точки зрения Уайта, такими критериями развитости общества является его энергооснащённость.
Общество с этой точки зрения – это биологическая система, которая преобразует биологическую энергию (солнечная энергия, энергия ветра и т.д), в другие её виды. Т.е с этой точки зрения культура и общество требуют для своего развития биологическую энергию. В результате эволюция выглядит как расширение ресурсов используемой энергии. Если первобытное общество использует только энергию человека, то современное общество использует энергию воды, природных ресурсов, солнца и т.д. Чем больше в обществе развиты технологии, тем больше оно может брать из окружающей среды биологическую энергию и преобразовывать её в энергию электрическую.
Зависимость эволюции от объёма преобразованной энергии получила название закона Уайта. В соответствии с этим законом, эволюция - это непрерывная борьба за освоение новых источников энергии.
Критерии общественного прогресса – это:
1) Количество энергии в год на душу населения.
2) Эффективность психологических средств контроля использования энергии (на сколько общество способно контролировать процесс производства электроэнергии).
Уайт приходит к выводу о том, что цель развития общества и культуры – это аккумулирование энергии, которая рассеяна в природной среде и придания этой энергии необходимых для общества форм.
Концепция Уайта легла в основу описания развития технологических цивилизаций. Актуальность его идей привела к тому, что в 50-60-ые годы 20-го века неоэволюционизм становится доминирующим направлением в развитии американской антропологии (т.к неоэволюционизм хорошо ложится на технологическую теорию общества).
Исходя из данной логики, становится ясно, что тот путь, по которому развивается общество и культура, зависит от энергооснащённости общества. Источником универсальности является расположение обществ на одних и тех же этапах развития. Источником многообразия пути развития являются неравномерные темпы развития общества.
С этой точки зрения нельзя сравнивать пути развития развивающихся стран и современных постиндустриальных, т.к эти общества основаны на разных этапах развития. Если в постиндустриальном обществе доминирует атомная эра, то в развивающихся странах в основном используется энергия природного топлива. Этапы развития разные, а значит говорить о неких универсальных закономерностях в развитии нельзя. Эта универсальность проявляется только для тех обществ, которые находятся на одних и тех же этапах развития.
- преодоление упрощенной прямолинейности эволюционизма;
- эволюция как поступательное развитие, происходящее по неопределенным причинам; разработка нескольких теорий эволюций: общего и частного развития, микро- и макропроцессов, закон культурной доминанты, закон потенциала развития и др.;
- история человечества понимается как сумма многолинейно развивающихся замкнутых систем в различных экологических средах.
¨ Постмодерн
- идея о превращении отдельных культур в единую глобальную культурную систему;
- сомнение в возможности построения общей универсальной антропологической теории, позволяющей объяснить все многообразие человеческих проявлений;
- понимание важности сужения проблемного поля этнологии (исследуются наиболее значимые в жизни этноса явления);
- плюрализм как осознание множественности сосуществующих этнокультурных идентичностей.
33 лайд