Проблемы и перспективы развития малого бизнеса




 

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

– сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

– низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

– негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

– неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

– слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. «Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой». [35, с. 23].

Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого, предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям.

Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% – что им нужны надежные законодательные гарантии». [34, с. 51].

Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% – в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки.

Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются:

Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.

Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Третье условие – налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ.

Четвертое условие – активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;

второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий.

Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления:

– «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

– создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

– организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». [22, с. 114].

Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

– финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

– льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др.

Важную роль в механизме поддержки малого предпринимательства должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств: городского бюджета; от приватизации имущества; фондов занятости; муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства; других внебюджетных источников финансирования, Добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Основное предложение на рынке микрофинансовых услуг в регионах формируют небанковские микрофинансовые организации: фонды поддержки предпринимательства, кредитные кооперативы, частные компании, а также кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции.

«На начало 2007 г. в России действовало более 1500 кредитных потребительских кооперативов разных видов, а также около 300 государственных и муниципальных фондов, распоряжающихся портфелем займов в сумме не менее 15 млрд. руб. и обслуживающих около 250 тыс. субъектов малого предпринимательства». [26, с. 36]. Следующий по численности сегмент рынка – частные фонды поддержки предпринимательства и некоммерческие партнерства.

Все более заметную роль в предоставлении микрофинансовых услуг играют коммерческие организации в форме хозяйственных обществ.

По итогам 2006 г. выдачу микрозаймов осуществляло около 20 коммерческих организаций, имеющих более 100 филиалов в 40 регионах, с совокупным портфелем займов более 1,5 млрд. руб. Поскольку эти организации ведут свою деятельность за счет собственных средств, а также кредитов банков, без привлечения средств населения, риски финансовой системы маловероятны.

В последнее время особое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса, созданию разветвленной и всеохватывающей системы оказания розничных финансово-кредитных услуг, и все большую роль в этом призваны играть органы местного самоуправления.

Позитивный опыт работы небанковских организаций микрофинансирования уже накоплен в ряде субъектов РФ: Воронежской, Белгородской, Смоленской, Свердловской, Ленинградской, Волгоградской областях, а также в республиках Удмуртия, Татарстан и т.д. В этих регионах в рамках федеральной программы и мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, а также при участии администраций регионов, банков созданы и действуют различные микрофинансовые организации, кредитный портфель которых составляет 3,2 млрд. руб.

Типичный клиент (заемщик) программы небанковского микрокредитования – это предприниматель, который работает сам либо с 1–3 наемными работниками и нуждается в небольших краткосрочных займах для ведения своего бизнеса.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной структуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональных уровнях.

Таким образом, меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:

1)соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки;

2)соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства.

В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д.

В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).

Основными направлениями налоговой политики нашего государства для целей поддержки малого предпринимательства являются:

1) освобождение бюджета от непосильных обязательств, снижение налогового бремени товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и усиление налогового администрирования;

2)упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов;

3)существенное увеличение доходов государства за счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности;

4)предоставление субъектам РФ самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов;

5)проведение налоговой реформы одновременно с бюджетной реформой;

6)укрепление налоговой базы субъектов РФ, органов местного самоуправления;

7)повышение уровня собираемости налогов;

8)укрепление налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны;

9)ужесточение административной и уголовной ответственности за незаконные производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, усиление регулирования оптовой и розничной торговли через аккредитацию и создание специализированных оптовых торговых организаций;

10)отмена льгот по уплате таможенных платежей, за исключением льгот, предусмотренных международными договорами и законами РФ;

11)сохранение накоплений населения путем снятия налоговых ограничений в целях расширения возможностей покупки мерных золотых слитков и монет физическими лицами;

12)постепенная унификация налоговой системы Российской Федерации с налоговыми системами иностранных (европейских) государств в целях плавного интегрирования налогового законодательства России в налоговую систему ЕЭС;

13)постепенный переход к более справедливому налогообложению доходов физических лиц в зависимости от уровня этих доходов;

14)социализация налоговых поступлений государства, т.е. направление налоговых поступлений в государственные налоговые фонды, конкретизирующие расходы бюджета на социальную сферу (например, Специальный государственный налоговый фонд детских домов и больниц, Специальный государственный налоговый фонд федерального транспорта, Специальный государственный пенсионный налоговый фонд, и т.д.);

15)усиление налогового администрирования нефтехимической промышленности;

16)совершенствование механизмов привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию (например, создание специального режима свободных налоговых зон исключительно для капитала, имеющего иностранное происхождение);

17)открытость информации о налогах, деятельности государства по изменению существующей налоговой системы, обязательное доведение до общественности информации о налоговых доходах и расходах государства (по аналогии с порядком, функционирующим в США);

18)создание условий по повышению общеобразовательного уровня налогоплательщиков в области законодательства о налогах и сборах Российской Федерации;

19)проработка концепции гибкого налогообложения организаций, выполняющих военно-промышленный заказ, предприятий стратегического значения;

20)отстаивание интересов российских налогоплательщиков за рубежом, национальная налоговая опека организаций, возвращающих финансы в Россию из-за рубежа, доработка межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения в этих целях.

Снижение налогового бремени невозможно осуществить, не добившись его равномерного распределения среди налогоплательщиков.

В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут перейти на:

1)упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ;

2)уплату единого налога на вмененный доход на основании главы 26.3 Налоговое кодекса РФ.

Сельскохозяйственные производители могут уплачивать единый сельскохозяйственный налог в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. №147-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.1 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», с принятием которого существенно изменен специальный налоговый режим, предусматривающий более льготные условия налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей – не тормозящей его развитие.

Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них.

Упрощение и облегчение налогообложения предполагается только для малых предприятий, параметры деятельности которых учитываются в уже существующих специальных режимах налогообложения, так что принципиальных изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее везде – НК РФ) по этим режимам для малого бизнеса можно и не вносить.

Вместе с тем показатели налоговых поступлений от специальных налоговых режимов для малого бизнеса свидетельствуют, что задача повышения вклада налоговых поступлений от этого сектора экономики в бюджетную систему страны не решена.

Как известно, упрощенная система налогообложения предусматривается для контингента налогоплательщиков с численностью работающих до ста человек и вполне подходит для налогообложения субъектов малого бизнеса. Что касается микробизнеса, то существующее в настоящее время обложение в виде единого налога на вмененный доход предусмотрено как раз для этой категории налогоплательщиков – не увязывается ни с численностью работников, ни со стоимостью используемых в производстве основных фондов и нематериальных активов.

Введенные в России специальные налоговые режимы позволили в значительной мере снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это положительно сказалось на развитии производства, оживлении инновационной деятельности. Упрощение же отчетности снизило издержки на ведение налогового и бухгалтерского учета и облегчило налоговое администрирование соответствующего контингента налогоплательщиков.

Часть предпринимателей, ранее пребывавших в режиме общего налогообложения, перешла за последние 5 лет на специальные налоговые режимы, многие предприниматели покинули «теневую» сферу. «С 2002 г. по 2007 г. численность налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, увеличилась с 2 до 3,7 млн., а поступления налогов, уплачиваемых в их рамках, выросли в 3,3 раза.

В 2007 г. поступления налогов от предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличились по сравнению с 2006 г. на 50%, а по сравнению с 2005 г. – в 2,2 раза, что значительно превышает соответствующие показатели по всем налоговым поступлениям в целом. Вместе с тем доля налога при упрощенной системе налогообложения в налоговых поступлениях 2007 г. мала – всего 1,2%. Закрепление налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, за бюджетами регионов и местными бюджетами крайне слабо повлияло на стабилизацию доходной базы соответствующих бюджетов – доля этого налога в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации составила всего 2%, а в местных бюджетах – 1,9%». [25, с. 24].

Поступления единого налога на вмененный доход характеризуются низкой динамикой. Это можно объяснить тем, что контингент предпринимателей, работающих на этом режиме, может расширяться только за счет тех видов деятельности, которые предусмотрены в местном или региональном налоговом законодательствах по единому налогу на вмененный доход. Вместе с тем следует отметить, что доля этого налога в налоговых поступлениях местных бюджетов становится достаточно значительной: «здесь удельный вес поступлений единого налога на вмененный доход в 2007 г. составил 8,5%, однако по сравнению с 2006 г. этот показатель снизился на 0,9 процентных пункта». [48, с. 37].

Говорить всерьез о поступлениях от применения патентной формы уплаты налога пока не приходится – за весь 2007 г. поступило всего 6,5 млн. руб., хотя это и в 2,2 раза больше, чем в 2006 г.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1)формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2)создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3)установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4)поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

5)организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

5) создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства при федеральных органах исполнительной власти, наделенных отдельными полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции;

6) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

7) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета;

8) содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;

10) поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

11) представительство в международных организациях, сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития малого и среднего предпринимательства;

12) организация официального статистического учета субъектов малого и среднего предпринимательства, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

13) ежегодная подготовка доклада о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию, включающего в себя отчет об использовании средств Федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства, оценку эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, и опубликование в средствах массовой информации этого доклада;

14) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований;

15) установление порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, а также установление требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами;

16) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности.

В федеральном бюджете объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой.

Объем финансирования программ поддержки малого предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

1)«меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

2)перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

3)меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

4)меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

5)предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

6)меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

7)меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

8)меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств. [47, 18].

Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а также за счет других источников.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Правительство РФ ежегодно отчитывается перед Государственной Думой. Как правило, зачитывается доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». [48, с. 37].

Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен.

Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей.

В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя.

Причина проста – коррупция.

Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто.

В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам.

Первый проект – создание бизнес-инкубаторов.

Бизнес-инкубатор – это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2–3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая.

Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы.

Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой.

Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник.

Второй проект – поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса.

Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом:

– «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов;

– компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия;

– компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». [50, с. 89].

На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок.

Третий проект – поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов).

Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств.

Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже.

Четвертый проект – поддержка малых инновационных компаний.

Совместно с субъектами РФ создается несколько фондов, через которые с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании осуществляется инвестирование в малые инновационные предприятия. Чтобы реализовать такой проект, предпринимателю необходимо продать долю своей компании такому фонду.

Средства вкладываются в следующей пропорции:

– «25 процентов – федеральный бюджет;

– 25 процентов – региональный бюджет;

– 50 процентов – частный инвестор (венчурный капиталист)». [27, с. 29].

По истечении срока окупаемости проекта государство может из него выйти, продать свою долю в бизнесе и вернуть себе вложенные средства. Продажа возможна и самому предпринимателю.

Банковские займы доступны лишь примерно 12 процентам предпринимателей.

Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства:

– высокая степень риска;

– высокий уровень издержек.

Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта.

Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов.

Применяемые в настоящее время модели экспресс-кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей.

«Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб.

Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». [26, с. 90].

В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери.

Государственная финансовая поддержка заключается в следующем:

– производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса;

– частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам;

– предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита.

Так, в комплексной программе развития малого бизнеса в Ленинградской области на 2006–2007 годы на эти цели из областного бюджета было выделено 126 млн. руб. Основной статьей расходов стала финансовая поддержка малого бизнеса.

Государство в лице администрации Ленинградской области взяло на себя следующие финансовые обязательства:

– оплачивать областным стру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: