Систематизация работ персоналий




Задание №4

 

 

Выполнила: студентка заочного отделения психологического факультета СамГУ

1-курса Киреева В.А.

 

Проверила: педагог психолог СамГУ

Ферапонтова О.И.

 

Исследователь Жизненный и профессиональный путь
Лев Семёнович Выготский   Родился: 17 ноября 1896 Орша, Белоруссия Умер: 11 июня 1934 г., Москва     Даниил Борисович Эльконин   Родился: 16февраля 1904 село Малое Перещепино Полтавской губернии Умер: 4 октября 1984 Советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии.Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял «круг Выготского».   Научный вклад: Выготский подверг критическому анализу ряд философских и современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), опровергая попытки объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.В речевом мышлениеипо-новому решил проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций в детской психологии, дефектологии и психиатрии определил, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов. Культурно-историческая теория: В рукописи «История развития высших психических функций» дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психикиежду воздействующим стимулом и реакцией возникает через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. Работа «Мышление и речь» (1934), является основополагающей для отечественной психолингвистики. Возрастная и педагогическая психология: Сформулировал принцип-сохранность и своевременное созревание структур мозга необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Ввёл термин социальная ситуация развития - «своеобразное, специфическое, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей социальной действительностью».Ввёл понятие зона ближайшего развития- задачи, с которыми ребёнок не может справиться сам, но способен решить их с помощью взрослого. Влияние Выготского:оказал огромное влияние на развитие советской психологии учениками которой стали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец,Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, и др. В 70 годы теории Выготского вызвала интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. С именем Выготского в Северной Америке связывают возникновениесоциального конструктивизма.     Советский психолог, доктор психологически наук, профессор,автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Свои исследования по детской психологии проводил совместно с учениками Выготского:А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным   Научные труды: «Развитие речи в дошкольном возрасте»,«Детская психология», «Психология обучения младших школьников», «Психология игры», «Избранные психологические труды» и др. Научный вклад: Разработал (совместно с В.В. Давыдовым) теорию учебной деятельности. Предложил вариант периодизации психического развития ребенка исходя из смены типа ведущей деятельности на каждом возрастном этапе. Сыграл значительную роль в понимании исторической природы детства: с 1959 г. проводил многолетний эксперимент по выявлению условий обучения, оказывающих оптимальное влияние на умственное развитие ребенка. По его мнениюосновной фактор обучения не методика, а содержание, как можно больше приближенное к современному теоретическому знанию. Разработал эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов, составил экспериментальные буквари.
Василий Васильевич Давыдов   Родился: 31 августа 1930 Умер: 19 марта 1998 Александр Романович Лурия Родился:16 июля 1902 в Казани Умер: 14 августа 1977 в Москве Советский педагог психолог, академик, вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.Творчески развивал идеи теории деятельности и культурно-исторической психологии Л.С.Выготского Научные труды: автор более250 научных изданий, основные из которых переведены в Англии, США, Германии, Голландии, Италии, Испании, Японии, и других странах. Научный вклад: Совместно с Д.Б.Элькониным построилтеоретические и методологические основы новой дидактической системы развивающего обучения. Введенные в научный оборот логико-предметный анализ содержания обучения и принцип содержательного обобщения позволили не только создать динамично развивающуюся научную школу, но и определить стратегические направления проектирования образовательных технологий ХХ1 века. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова) Советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии,профессор, доктор педагогических и медицинских наук. Один из лидеров круга Выготского.Имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США Научные труды:автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки, среди них «Речь и интеллект в развитии ребенка»,«Этюды по истории поведения»,«Учение об афазии в свете мозговой патологии»,«Маленькая книжка о большой памяти» и др. Научный вклад: Разрабатывал (по Выготскому) культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. Развил идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, реализации в раз.видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. В дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Лидия Ильинична Божович   Родилась: 11 января 1908 в Курске Умерла: 21июля 1981 Советский психолог,доктор психологических наук, профессор, ученица Льва Выготского. Научные труды:Автор работ по изучению детской психологии: развития личности ребенка, формированиямотивации, экспериментального исследования аффективных конфликтов, самооценки и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условий формирования гармонич.личности и др. Научный вклад: Создала собственную оригинальную концепцию личности, основанную на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составили основу ее концепции. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» автор под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Для того чтобы с полным правом называться личностью, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Божович - крупный теоретик, и замечательный практик: 30 лет руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Её экспериментальные исследования успешно применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков и др.
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: