РАБОТА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составили:
Воспитатели группы №2
Кудаева Залина Урусбиевна
Романова Юлия Сергеевна
План самообразование по теме
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Работа планируется с 1.09.2017г. по 31.05.2019г.
Актуальность темы:
«Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».
Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух), бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.
– Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.
– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
– Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…»
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:
Ø экологические занятия
Ø экологические экскурсии
Ø уроки доброты
Ø уроки мышления
Ø экологические конкурсы
Ø обсуждение и проигрывание ситуаций
Ø коллекционирование
Ø экологические праздники
Ø экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия)
Ø экологические сказки
Ø инсценировки
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи.
Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.
1. План методической работы
воспитателя по экологическому воспитанию на 2017-2019 гг.
1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию:
Ø периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах
Ø изучение нормативно-правовых документов
Ø посещение семинаров, конференций
Ø ознакомление с публикациями в печатных изданиях
Ø изучение методических литератур
Ø создание эколого-развивающей среды (уголки природы)
Ø составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников
Ø разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию
Ø составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии
Ø выпуск экологической газеты на тему «Давайте беречь планету нашу»
Ø проведение фотовыставки «Я – часть природы»
Ø оформление стендов и выставок тематической литературы.
Ø участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, российских экологических конкурсах
2. План работы с детьми
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
Ø моделирование ситуаций
Ø игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.)
Ø опытно-исследовательская деятельность
Ø разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок
Ø просмотр мультфильмов
Ø инсценирование сказок
Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
Ø «Праздник Урожая»
Ø «Масленица»
Ø «Пасха»
Ø «День Земли»
Ø «День птиц»
Ø «День посадки деревьев»
Ø «Всемирный день охраны окружающей среды»
Участие во всероссийском конкурсе рисунков «Сохраним наше будущее»
Беседы на темы:
Ø «Значение воды в жизни людей»
Ø «Подкормим птиц зимой»
Ø «Значение почвы и воды в жизни всего живого»
Ø «Мы друзья природы»
Ø «Лес и наше здоровье»
Ø «Поможем природе»
Ø «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
Ø «О здоровой и вкусной пище»
Проекты:
Ø «Огород на подоконнике»
Ø Выставка поделок из природного материала, из овощей и фруктов
Ø «Вторая жизнь упаковки» (работы из бросового материала)
Экологические акции:
Ø «Мои добрые дела - для твоей пользы, Земля»
Ø «Птичья столовая»
Ø «Зеленая елочка – живая иголочка»
Чтение художественной литературы:
Ø В. Н. Танасийчук «Экология в картинках»
Ø знакомство с Красной книгой РФ и Татарстана
Ø В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»
Ø Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»
Ø Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,
Ø С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»,
Ø Г. Серебрецкий «Берегите птиц»
Ø В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»
Ø Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»
Ø Ю. Демянская «Дом Земли»
Ø Н. Т. Бромлей «Охотник»
Заучивание наизусть:
Ø Николай Забило «Любимый край, моя земля»
Ø В. Орлов «Общий дом»
Ø П. Воронько «Журавль»
Индивидуальная работа:
Ø работа с одарёнными детьми
Ø подготовка детей к конкурсам
Общие мероприятия
Ø Презентация на тему «Интегрированный подход к экологическому воспитанию дошкольников».
Ø Выпуск экологической газеты на тему «Давайте, словно чудо, беречь планету нашу».
Ø Проведение фотовыставки «Я – часть природы».
Ø Экологические спектакли: «Репка», «Как зима с весной поспорили», «Наши зелёные друзья».
Ø Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
Ø Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями.
Ø Консультация «Ребенок и природа».
Ø Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая».
Ø Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка»
Ø Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени».
Ø Помощь родителей в изготовлении кормушек
Ø Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах.
Ø Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.
Ø Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Ø Индивидуальные беседы, консультации.
Ø Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Берегите природу», посадка ягодных кустов на участке детского сада.