Лепка в подготовительной группе детского сада
В подготовительной к школе группе (дети 6–7 лет) учебно-образовательный процесс выстраивается таким образом, что большую часть времени дети занимаются продуктивной деятельностью, то есть видами работы, направленными на получение продукта, обладающего заданными свойствами: рисунка, аппликации или поделки. В этом контексте лепке как продуктивному виду изобразительного творчества уделяется особое внимание.
В подготовительной группе детского сада лепка имеет следующие цели:
· расширение опыта знаний относительно мира вокруг — ребята создают поделки, опираясь на собственные представления о предметах, а также на полученную в образовательном процессе дополнительную информацию по теме;
· обогащение опыта тактильных ощущений, в том числе и работая с солёным тестом, глиной и воском, а также собственноручно приготовленными составами (к примеру, смесь картофельного крахмала, кондиционера для волос и пищевого красителя для придания бархатистому, мягкому и упругому материалу нужного оттенка);
· совершенствование речевых навыков — в описании поделок ребята учатся строить сложные предложения, высказывания со сравнительными оборотами, вводными словами и т. д.;
· отработка моторики пальчиков как часть работы по подготовки руки к письму;
· развитие умения рационально распределять время на выполнение поделки;
· воспитание представлений о красоте и умений адекватно оценивать результаты своей работы.
Лепка включена в ежедневный план в разных формах организации работы:
· отдельным уроком один раз в неделю (в подготовительной группе, как и в старшей, лепка проводится в альтернативе с аппликацией — педагог, опираясь на тему, выбирает удобную форму изодеятельности);
|
· заданием на уроках других векторов образования — так, например, при изучении басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» дети закрепляют знание сюжета пересказом от лица персонажей поделки — Стрекозы и Муравья, выполненных в комбинированной технике лепки;
· способом выполнения заданий проектов — к примеру, проект, приуроченный к 8 марта, «Букет для мамы» может быть выполнен в виде многослойной пластилинографии);
· занятием кружка по лепке — обычно кружковая работа по этому виду изотворчества направлена на освоение лепки из разных видов пластичного материала, а также на рисование пластилином, то есть работу в технике пластилинографии.
К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.
Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.
|
Участие воспитателя в лепке
Функции воспитателя в процессе лепки с детьми 6–7 лет сводится к минимуму:
· взрослый озвучивает задание;
· если нужно, оговаривает вид и технику лепки;
· обеспечивает наглядное сопровождение (картинки, плакаты с объектом для лепки);
· оказывает помощь отдельным ребятам, если в этом есть необходимость — например, помогает сформулировать описание поделки.
Следует помнить, что в старшем дошкольном возрасте основой индивидуального похода является содействие в выполнении задания. Иными словами, педагог не выполняет элементы лепки за ребёнка, а разъясняет, как добиться нужного результата или показывает на собственном образце, но не лепит за малыша.
6-7-летним детям в процессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно дети обращаются к нему лишь за советом -- можно ли так украсить, как лучше добавить, пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей и немедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок еще неспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения, знает, что ребенок много дней отсутствовал в детском саду или недавно поступил в детский сад.