Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)




XIX в. – «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи. Мы можем теперь долго перечислять имена россиян, ставших гражданами всемирно-исторической «республики гениев». Среди них: математики Н. Лобачевский (1793 - 1856) и П. Чебышев (1831 - 1894), физики А. Столетов (1839 - 1896) и Н. Жуковский (1848 - 1921), химики Н. Зинин (1812 - 1888) и Д. Менделеев (1834 - 1907), изобретатель радио А. Попов (1859 – 1905) и «отец космонавтики» К. Циолковский (1857 – 1935); композиторы М. Глинка (1804 - 1857), М. Мусоргский (1839 - 1881), П. Чайковский (1840 - 1893), Н. Римский-Корсаков (1844 - 1908); художники И. Репин (1844 - 1930), В. Суриков(1848 – 1916), И. Левитан (1860 - 1900); и, конечно же, литераторы А. Пушкин (1799 - 1837), М. Лермонтов (1814 - 1841), Н. Гоголь (1809 - 1852), Ф. Достоевский (1821 - 1881), Л. Толстой (1828 - 1910), А, Чехов (1860 - 1904)…

Что касается литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и «экспортируемым» видом русского искусства. Здесь заметен контраст между культурой императорской (петербургской) России и культурой киевского, а также московского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество и изобразительное искусство (из-за этого культуру допетровской Руси порой не вполне правомерно называют «культурой великого молчания»). XIX в. также показал, что «поэт в России больше, чем поэт». Художественное слово приобрело необычайный общественный вес. Литературные журналы (типа «Отечественных записок») частично взяли на себя роль отсутствующих политических партий.

В России XIX в. расширился не только круг творцов (и, кстати, вырос их социальный статус), расширилась и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокруг императорского двора. Наряду с дворянством в состав «образованного общества» вошла интеллигенция, формировавшаяся за счет включения в себя выходцев из разных сословий. При этом даже в конце столетия (по данным переписи 1897 г.) грамотные составляли только 21% населения империи!

«Золотой век» русской культуры имеет ту особенность, что ей недостает гармоничности, внутренней уверенности в себе, а ведь все это предполагается названием - «золотой век». Пожалуй, самым «золотым» в этом смысле было время царствования Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж. После же «дней Александровых прекрасного начала» и особенно после подавления восстания декабристов (1825 г.) в русском искусстве и общественной мысли начинает отчетливо звучать тревога за судьбу страны.

Лучших представителей высокой русской культуры явно тяготил разрыв между просвещенными на европейский лад «верхами» Российской империи и ее малограмотным, более традиционалистски настроенным простонародьем. Заметной тенденцией «золотого века» стало растущее отчуждение между властью и «образованным обществом», особенно интеллигенцией. За время, прошедшее с Петровских реформ, выросли поколения людей, для которых привычными являлись западные представления о чести и достоинстве, о правах гражданина, о необходимости ограничения верховной власти – а вот русская монархия представлялась уже архаизмом, постыдной «азиатчиной». Эти люди считали, что в царской России их таланты и образование остаются не востребованными. Многие хотели окончательного сближения с Западом и, торопя время, были готовы поддержать самые крутые реформы и даже революцию.

Впрочем, звучали голоса и тех, кто осуждал некритическое подражание Западу и предупреждал о том, что революция в России, если она произойдет, обернется кровавой катастрофой. Вернуться к православному идеалу «Святой Руси» призывали авторы-славянофилы. О культурной ценности самодержавия и всего русского «византизма» писал философ К. Леонтьев (1831 - 1891). В своем романе «Бесы» Ф. Достоевский вывел жесткие образы «западников»: люди, лишенные правильной христианской веры, не укорененные в народной культуре, они губят себя и свою Родину…

Конец XIX – начало ХХ в., приблизительно время царствования последнего русского императора Николая II (1894 - 1917), принято называть «серебряным веком» русской культуры. Она продолжала блистать шедеврами и талантами, как раз тогда «загорелись звезды» писателей М. Горького и И. Бунина, художников М. Врубеля и М. Нестерова, композиторов С. Рахманинова и И. Стравинского… В России, как и на Западе, зарождается модернистское искусство, появляются такие его течения, как символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт…), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова…), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский…), абстракционизм (В. Кандинский, К, Малевич…) и т.д. Возникает феномен «русского религиозно-философского Ренессанса», связанного с именами В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и т. д. Одним из его самых оригинальных проявлений стала философия космизма, утверждавшая всеединство мира, целостность познания и космическое предназначение человечества.

Но весь этот культурный блеск наблюдался в стране, которая погружалась в глубокий кризис, шла навстречу революции. Среди части интеллигенции стал популярен марксизм, другую часть разъедали декадентские настроения. В область высокой культуры прорвались порнография, оккультизм, «романтика дна». Писатели и художники жаловались, что теперь их творчество стесняет не правительственная, а «прогрессистская» и «еврейская» цензура. На «национальных окраинах» Российской империи, в т. ч. в Беларуси, усиливались протесты против русификаторской политики властей.

 


 

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры от 18 до 20 веков. Русская культура этого периода — понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, но в период 18-20 веков Запад оказывал определяющее влияние на культуру России. Воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов. И в этот период русская культура во многом определялась христианско-православной религией. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали “характером русского народа”. Об этом писали все исследователи “русской идеи”. Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива “вера-знание”, “вера-разум” решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: “Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить”.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: