Что может быть примечанием?




Год обучения. Занятие № 12. Тема: «Требования к оформлению исследовательского проекта». Группы 6,7 и 10,11 (23, 25 ноября)

Оформление научной работы:

 

- приучает жить по правилам, принятым в обществе - единые требования к оформлению;

- вырабатывает аккуратность, внимательность;

- развивает эстетические качества личности.

 

Общие требования к оформлению исследовательского проекта:

1. Проект должен быть напечатан на компьютере и сохранен в электронном виде на диске.

2. Все страницы должны быть скреплены между собой.

3. Работа помещается в папку.

4. Используется белая бумага формата А4.

5. Текст должен быть напечатан только с одной стороны листа.

6. Используется черная краска.

7. Шрифт: Тimes New Roman, размер 14, полуторный интервал между строками, автоматический перенос слов.

8. Поля: слева 3 см, справа - 1 см, верхнее и нижнее - 2 см.

9. Выравнивание текста по ширине страницы.

10. Номера страниц – посередине, внизу страницы. Титульный лист считается первой страницей, но номер страницы на нем не ставится.

11. Каждый компонент исследовательского проекта начинается с новой страницы (титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения).

12. Титульный лист, содержание, библиография, сноски, цитаты и другие структурные элементы проекта оформляются по соответствующим образцам.

13. В научной работе не должно быть эпиграфов.

14. Все объемные иллюстративные материалы должны быть вынесены в приложение.

15. Если вы выставляете свою исследовательскую работу на конкурс, конференцию, внесите соответствующие изменения в оформление текста проекта, если правила оформления отличаются от тех, по которым вы оформляли текст проекта.

 

Таковы некоторые правила оформления исследовательского проекта. Их много, и они могут стать основой для формирования умений и навыков самостоятельного оформления научной работы. Это приучает человека к порядку, это признак уважения к читателям. Можно написать хороший труд, но безграмотно его оформить, тогда и отношение к нему будет соответствующее.

Оформление научной работы также важно, как и публичное выступление. Все это - неотъемлемые компоненты НИР (научно - исследовательской работы).

 

Оформление титульного листа

Титульный лист – это первая страница проекта, «лицо» проекта, но номер страницы на нем не ставится.

Титульный лист всегда должен быть аккуратно оформлен. На самой верхней строчке и самым крупным шрифтом пишется название организации, в которой выполнено исследование. По центру титульного листа мы пишем название работы без кавычек, без слова «тема».

Под темой указываем вид работы (исследовательский проект) и название науки, в области которой проведено исследование. Названия наук не всегда совпадают с названием учебного предмета. Исследовательский проект может быть по биологии, химии, физике, географии, медицине, филологии, лингвистике, искусствоведению и т.д. Но по русскому языку, физической культуре, английскому языку, мировой художественной культуре и т.п. исследовательские проекты не выполняются.

Ниже справа указываются сведения об авторе. Сегодня необходимо указывать фамилию, имя, отчество учащегося так, как они написаны в свидетельстве о рождении или в паспорте.

Ниже справа пишутся сведения о научном руководителе. Указываются его фамилия, имя, отчество, ученая степень, звание. Сведения о том, какой учебный предмет ведет научный руководитель, его квалификационную категорию сообщать нет надобности.

На самой последней строчке титульного листа указывается город, в котором выполнена работа, и год окончания работы. Знаки препинания на этой строчке не ставятся.

На титульном листе не должно быть никаких рисунков, фотографий автора, научного руководителя.

 

Оформление страницы «Содержание»

Следующая за титульным листом страница – это содержание исследовательского проекта. Номер этой страницы – 2. Номер на этой и всех последующих страницах ставится. Само слово «содержание» пишется заглавными буквами и смещается влево.

Содержание можно оформить в виде нумерованного списка или просто списка названий разделов проекта с указанием номеров страниц, где эти разделы начинаются.

Для того, чтобы текст на странице выглядел аккуратно, ровно, рекомендуют вначале составить его в виде таблицы, а при печати сетку таблицы скрыть.

Опыт работы над проектами показывает, что содержание (как план написания проекта) нужно составить до начала работы над основной частью. А окончательный вариант содержания составлять тогда, когда весь проект готов и весь текст напечатан. Тогда не произойдет сбоя в нумерации страниц.

 

Цитаты

Согласно Современному толковому словарю русского языка (М.: Ридерз Дайджест, 2004), цитата (от лат. citare – называть) – дословная выдержка из какого-либо текста.

В основной части исследовательского проекта, особенно в литературном обзоре, часто используются цитаты. Необходимо знать: если используются чужие мысли – надо указывать автора. Это необходимо делать, даже при пересказе чьих-то работ своими словами. То, что принадлежит другому автору, необходимо брать в кавычки и указывать автора. Волноваться, что в тексте проекта много цитат, – не стоит, в этом нет ничего плохого, ведь новое знание мы получаем из анализа имеющегося.

 

Следует понять суть таких понятий, как плагиат и компиляция.

Компиляция (от лат. compilatio – ограбление) – составление сочинений на основе чужих исследований или чужих произведений без самостоятельной обработки источников.

Плагиат (от лат. plagio – похищаю) – умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично).

Чтобы избежать компилирования и плагиата, необходимо правильно оформлять цитаты.

При полном цитировании текст переписывается полностью, точно так, как у автора, и заключается в кавычки:

«В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы с апреля по август за прошлый учебный год» [7, с. 5].

7 – это номер источника информации в разделе «Библиография», 5 – номер страницы в этом источнике.

Номер источника и страницы заключаются в квадратные скобки, точка ставится за скобками.

Если цитата в первоисточнике расположена на нескольких страницах, то в квадратных скобках пишется, например, [7, с. 5–6].

Иногда необходимо использовать часть текста, предложения. Тогда отсутствующая часть (начало, середина, окончание) обозначается тремя точками:

- «…проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы с апреля по август за прошлый учебный год» [7, с. 5].

- «В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы… за прошлый учебный год» [7, с. 5].

- «В сентябре проведена установочная конференция НОУ, где были подведены итоги работы…» [7, с. 5].

На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.

 

Ссылки на приложения

Иногда в проекте необходимо сделать ссылку на материалы, которые расположены в приложении. Для этого в конце соответствующего предложения в скобках нужно написать, какое приложение необходимо посмотреть:

Результаты эксперимента по влиянию света на развитие растений представлены в таблице № 4 «Зависимость процесса развития растений от освещения» (Приложение №10)

Если приложение в тексте проекта всего одно, его номер не ставится. Сам раздел «Приложение» или «Приложения» располагается в конце проекта, после раздела «Библиография».

Примечания - е ще одна особая часть основного текста, которая содержит разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

* в круглых скобках;

* подстрочно (оформляются как сноски);

* после параграфов или глав.

Что может быть примечанием?

* Определение терминов или устаревших слов.

* Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.

* Перевод иностранных слов и предложений.

* Пояснения основного текста.

* Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

 

Сноски

Сноски ставятся в том случае, если вы хотите пояснить что-либо прямо в тексте работы. Сноски нумеруются, нумерация сносок может быть сквозная (1, 2, 3,... и т.д.). Не следует обозначать сноски звездочкой или другими значками. Здесь текст самой сноски расположен внизу данной страницы:

В.В. Давыдов разработал теорию развивающего обучения, основными положениями которой мы руководствовались при проведении исследования.12

Список сокращений

Если какое-либо терминологическое понятие повторяется в тексте работы многократно и является одним из ключевых понятий работы, то в целях экономии места и усилий автор может заменить его сокращением, обычно в виде заглавных букв. В таком случае это делается следующим образом: при первом же употреблении данного понятия в тексте (но не во Введении) вслед за полным названием, набранным полужирным или наклонным шрифтом, в скобках помещается избранная автором аббревиатура.

Например: «Функционально-семантическое поле (ФСП) рассматривается как …»; «Мы выделяем два аспекта функции – потенциальный (ФП – функция-потенция) и результативный (ФР – функция-реализация) …». В дальнейшем тексте на месте полного названия употребляется только данная аббревиатура.

Если количество введенных автором работы условных аббревиатур составляет порядка десяти единиц или более, можно дать Список сокращений, поместив его после Библиографии / Списка литературы. Однако не рекомендуется злоупотреблять условными сокращениями, чтобы не усложнять понимание текста читателем.

ПРИМЕР СПИСКА СОКРАЩЕНИЙ (А)

ПЕРФ – перфект

ПЛКП – плюсквамперфект

ПРЕЗ – презенс

ТГ – тематическая группа

ЛСГ – лексико-семантическая группа

При неоднократных ссылках после демонстрации примеров из какого-либо источника (из словаря, художественного произведения и т.п.) – опять-таки в целях экономии места – рекомендуется данный источник зашифровать в виде аббревиатуры и в тексте ссылаться только на предложенную аббревиатуру, составив Список сокращений.

ПРИМЕР СПИСКА СОКРАЩЕНИЙ (Б)

БЭС – Языкознание. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.

GG – Graham Green. The Quiet American. – Moscow, 1968.

LDCE – Longman Dictionary of Contemporary English. The Complete Guide to Written and Spoken English. – Pearson Longman, 2007.

МАС (Малый академический словарь): Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. языка; под ред. А.П. Евгеньевой.  2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981–1984.

БАС (Большой академический словарь): Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / под ред. Ф.П. Филина; АН СССР, Ин-т рус. языка. – М.; Л: Изд-во АН СССР, 1948–1965.

СОШ: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН, Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: