Основные компоненты графического интерфейса электронного практикума по решению транспортных задач




Интерфейс электронного практикума был построен в соответствии с основными требованиями заказчика проекта.

Основные идеи при разработке дизайна были следующие: простота, наглядность и удобство при работе, приятные цвета, которые не раздражают при чтении и не утомляют глаза.

В настоящее время к электронному практикуму предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Электронный вариант практикума вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и реализовывать их в виде программ.

Любой серьезный проект должен начинаться с предварительного проектирования. Интерфейс обучающего средства спроектирован таким образом, чтобы студенты могли без труда самостоятельно им воспользоваться, повторяя и закрепляя материал после практического занятия. Перед студентом последовательно возникают экранные окна, в поля которых ему нужно вводить числовые данные. Затем программа проверяет правильность расчетов и правильность введенных данных. Работа студента с электронным практикумом полностью повторяет процесс решения задачи на практическом занятии под руководством преподавателя [10, с. 118].

Практикум разработан с помощью объектно-ориентированного языка программирования C# для использования локально, на каждом компьютере в компьютерном классе для самостоятельной работы студентов.

Преимущества использования программы как электронного средства обучения при изучении учебной дисциплины «Высшая математика»:

- электронный практикум позволяет студенту индивидуально просматривать, изучать и повторять учебный материал;

- осуществлять самоконтроль;

- студент занимается в удобное для себя внеаудиторное время;

- студент имеет возможность решить столько задач, сколько ему необходимо для выработки устойчивого навыка для решения задач этого типа;

- повышается качество обучения по учебной дисциплине.

Таким образом, электронный практикум полностью выполняют свою педагогическую цель в образовательном процессе: отрабатывать умения и вырабатывать навыки при изучении темы «Транспортная задача».


Электронный практикум включает в себя пошаговое решение транспортной задачи, которая состоит из множества таблиц и ячеек для ввода числовых данных. Пользователь имеет возможность выбора варианта задачи, после чего он сможет нажать на выбранный вариант для дальнейшего решения задачи (рисунок 11).

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 11Главное окно программы


После выбора конкретной задачи, появляется окно, где пользователю предлагается ввести первоначальный план перевозок (рисунок 12). Все задачи, предлагаемые к решению, являются закрытыми, поэтому нет необходимости вводить фиктивного поставщика или потребителя.

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 12Начальный план перевозок


В случае перехода по кнопке Далее на следующую форму, при этом не заполнив данные ячеек, появится сообщение о том, что необходимо произвести решение или воспользоваться кнопкой Помощь (рисунок 13). Переход на следующую форму не возможен, так как данный этап решения задачи не выполнен.

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 13Ошибка ввода данных при заполнении

Первоначальный (опорный) план должен быть построен методом «минимального элемента». Если все элементы были расставлены верно, то, следовательно, можно переходить к следующему этапу решения (рисунок 14).


Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 14Начальный план перевозок правильный


Если один из элементов указан неверно, то переход к следующему этапу решения невозможен, до тех пор, пока ошибка не будет исправлена (рисунки 15 – 16). В данном случае можно воспользоваться кнопкой Помощь.

Примечание «Источник»: собственная разработка


Рисунок 15Начальный план перевозок неправильный

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 16 – Введены неверные данные


Переходим на следующий этап решения задачи, на котором необходимо задать потенциалы для занятых клеток (рисунок 17). Если все потенциалы будут определены и записаны верно, то можно будет перейти на следующий этап решения задачи (рисунок 18).

Примечание «Источник»: собственная разработка


Рисунок 17Потенциалы занятых клеток

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 18Правильное определение потенциалов

Если один из потенциалов будет определен неверно, то переход на следующий этап решения задачи не возможен, до тех пор, пока не будет исправлена ошибка (рисунок 19). В данном случае можно воспользоваться кнопкой Помощь.


Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 19Неправильное определение потенциалов


На следующем этапе решения задачи нужно рассчитать оценки свободных клеток (рисунок 20 – 21). Если же оценки свободных клеток рассчитаны неверно, то переход на следующий этап решения задачи не возможен, до тех пор, пока не будет исправлена ошибка (рисунок 22). В данном случае можно воспользоваться кнопкой Помощь.

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 20 – Оценки свободных клеток


Примечание «Источник»: собственная разработка


Рисунок 21Оценки свободных клеток рассчитаны верно

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 22Оценки свободных клеток рассчитаны неверно

Так как один из элементов Sij < 0, то план является неоптимальным. Необходимо определить и рассчитать новый план перевозок, новые потенциалы и новые оценки свободных клеток (рисунки 23 – 28).


Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 23Новый план перевозок определен правильно

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 24Новый план перевозок определен неверно

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 25Правильное определение потенциалов занятых клеток

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 26Неправильное определение потенциалов занятых клеток


Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 27Оценки свободных клеток нового плана перевозок рассчитаны верно


Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 28Оценки свободных клеток нового плана перевозок рассчитаны не верно

 


Так как все оценки Sij свободных клеток положительны (Sij ≥ 0), то построенный план перевозок является оптимальным и единственным. Переходим на следующий этап решения задачи. На данном этапе нужно рассчитать общую стоимость всех перевозок (рисунок 29). Если же стоимость рассчитана неверно, то необходимо исправить ошибку (рисунок 30).

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 29Общая стоимость всех перевозок рассчитана верно


Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 30Общая стоимость всех перевозок рассчитана неверно

Так как при решении задачи было совершено 2 ошибки, программа выставила соответствующую оценку по окончанию решения задачи (рисунок 31).

Примечание «Источник»: собственная разработка

Рисунок 31Результат решенной задачи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: