По установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается великой вечерней. Между тем, Устав специально оговаривает время начала богослужения «при часе 5-м дне», т. е. по-нашему – в 11-м утра (см. Типикон, 6 января)11. Таким образом, по мысли Типикона, вечерня с Литургией св. Василия Великого совершается отдельно от последования часов навечерия для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение.
НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Г осподи воззвах: стихиры на 8, глас 2, самогласные преподобного Иоанна Дамаскина:
П росветителя нашего,/ просвещающего всякого человека,/ Предтеча, увидев пришедшим креститься,/ радуется душою и трепещет рукою,/ указывает на Него и возглашает людям:/ «Вот Искупитель Израиля,/ освобождающий нас от тления!»/ О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе! (Дважды)
К огда Искупитель наш от раба принимал крещение/ и был свидетельствуем сошествием Святого Духа,/ ужаснулись, видя это, воинства Ангелов,/ а с небес принёсся голос Отца:/ «Этот, на Которого Предтеча возлагает руку, –/ Сын Мой, Возлюбленный, на Ком Моё благоволение»./ Христе Боже наш, слава Тебе! (Дважды)
И орданские струи приняли Тебя, Источник,/ и Утешитель в виде голубя нисходил./ Склоняет голову Приклонивший небеса,/ восклицает и взывает глина Ваятелю:/ «Что Ты мне повелеваешь, то́ что выше сил моих?/ Я нуждаюсь в крещении от Тебя!»/ О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе! (Дважды)
С пасти желая заблудшего человека,/ не погнушался Ты облечься в образ раба, –/ ведь подобало Тебе, Владыке и Богу,/ принять нашу природу ради нас;/ ибо Ты, Искупитель, крестившись плотию,/ прощения удостоил нас./ Потому мы взываем Тебе:/ «Благодетель Христе Боже наш, слава Тебе!» (Дважды)
|
Слава, и ныне, глас тот же, Византийца:
П реклонил Ты голову под руку Предтечи,/ сокрушил головы змиев;/ явился в струях и просветил весь мир,/ чтобы все славили Тебя, Спаситель,/ Просвещение душ наших.
Вход. Прокимен дня. И чтения праздника с тропарями и со стихами.
Б ытия чтение:
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и тьмою. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да будет отделять она воду от воды». И стало так. И сотворил Бог твердь, и разделил Бог между водою, (которая была) под твердью, и водою, (которая была) над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: «Да соберется вода, (которая) под небом, в одно собрание, и да явится суша». И стало так. И собралась вода, (которая) под небом, в собрания свои, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а скопления вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем по роду его на земле». И стало так. И произвела земля зелень – траву, сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее плод, у которого семя его в нем, по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
|
И схода чтение:
С казал Господь Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израилевым, и пусть они отправляются; а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пусть войдут сыны Израилевы в середину моря по суше. И вот, Я ожесточу сердце фараона, и слуг его, и всех Египтян, и они войдут вслед за вами; и явлю славу Мою на фараоне, и на всем войске его, и на колесницах, и на всадниках его. И узнают все Египтяне, что Я Господь, когда Я буду являть славу Мою на фараоне, и на колесницах, и на всадниках его».
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным южным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступилась вода. И вошли сыны Израилевы в середину моря по суше: и была вода им стеною справа и стеною слева. Египтяне же погнались, и вошли вслед за ними, – вся конница фараона, и колесницы, и всадники, – в средину моря. Моисей же простер руку свою на море, и возвратилась вода к наступлению дня на место; а Египтяне побежали навстречу воде. И низверг Господь Египтян в середину моря. И, вернувшись назад, вода покрыла колесницы, и всадников, (и возни́ц,) и всю силу фараона, вошедших вслед за ними в море; не осталось из них ни одного. Сыны же Израилевы прошли по суше среди моря.
И схода чтение:
П однял Моисей сынов Израилевых от Красного моря, и привел их в пустыню Сур; и шли они три дня в пустыне, и не находили воды, чтобы напиться. Пришли же в Мерру – и не могли пить воды из Мерры, ибо она была горька, поэтому наречено тому месту имя: «Горечь». И роптал народ на Моисея, говоря: «Что мы будем пить?» Моисей же воззвал ко Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и сделалась сладкой вода.
|
Там установил ему (Бог) предписания и суды, и там испытывал его, и сказал: «Если будешь действительно слушаться (гласа) Господа, Бога твоего, и сотворишь угодное пред очами Его, и будешь внимать заповедям Его, и соблюдешь все повеления Его, то никакую болезнь, что Я навел на Египтян, не наведу на тебя, ибо Я – Господь, исцеляющий тебя».
И пришли в Елим; и было там двенадцать источников воды и семьдесят стволов финиковых пальм, и расположились там станом при водах. И отправились из Елима, и пришло всё собрание сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем.
После 3 паримии чтец читает:
Тропарь, глас 5:
Я вился Ты в мире, мир Сотворивший,/ чтобы просветить во тьме сидящих./ Человеколюбец, слава Тебе!