Хор поет тот же тропарь.




Чтец: Г осподь воцарился, благолепием облёкся,/ облёкся Господь силою, и опоясался,/ ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./ С тех пор готов престол Твой, Ты – от века.

Хор: И бо где мог бы свет Твой воссиять,/ кроме как над сидящими во тьме?/ Слава Тебе!

Чтец: В озвысили реки, Господи, возвысили реки голоса свои,/ поднимут реки течения свои от шума вод многих.

Хор: И бо где мог бы свет Твой воссиять,/ кроме как над сидящими во тьме?/ Слава Тебе!

Чтец: Д ивны валы морские, дивен на высотах Господь./ Свидетельства Твои достоверны весьма;/ дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни.

Хор: И бо где мог бы свет Твой воссиять,/ кроме как над сидящими во тьме?/ Слава Тебе!

Чтец: С лава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!

Хор: И бо где мог бы свет Твой воссиять,/ кроме как над сидящими во тьме?/ Слава Тебе!

Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Хор: И бо где мог бы свет Твой воссиять,/ кроме как над сидящими во тьме?/ Слава Тебе!

Чтец: Г решникам и мытарям/ явился Ты, Спаситель наш,/ по множеству милости Твоей.

И сам поет конец тропаря: И бо где мог бы свет Твой воссиять,/ кроме как над сидящими во тьме?/ Слава Тебе!

И продолжает чтения праздника:

П ророчества Исаии чтение:

Т ак говорит Господь: Омойтесь и станьте чисты; удалите пороки [ваши] от душ ваших пред очами Моими. Удержи́тесь от пороков ваших, научитесь доброе творить: исследуйте тяжбу, избавьте обиженного, рассудите сироту и оправдайте вдову. И тогда придите и рассудим, говорит Господь. И если будут грехи ваши, как пурпур, – как снег убелю; а если будут, как багряница, – как руно убелю. И если захотите и послушаетесь Меня, то блага земли вку́сите; если же не захотите и не послушаетесь Меня, то меч вас пожрет: ибо уста Господни изрекли это!

Б ытия чтение:

В зглянув, Иаков увидел ополчение Божие ополчившееся. И встретили его Ангелы Божии. Сказал же Иаков, когда увидел их: «Это – ополчение Божие». И нарек имя месту тому: «Ополчение».

Послал же Иаков вестников пред собою к Исаву, брату своему, в землю Сеир, в область Эдом, и приказал им, говоря: «Так скажете господину моему Исаву: Так говорит раб твой Иаков: С Лаваном я жил поселенцем и промедлил доныне. И появились у меня овцы, и волы, и ослы, и рабы, и рабыни. И я послал возвестить о том господину моему Исаву, дабы обрести благоволение рабу твоему пред лицом твоим».

И возвратились вестники к Иакову, со словами: «Мы сходили к Исаву, брату твоему; и вот, он сам идет навстречу тебе, и четыреста человек с ним». Устрашился же Иаков сильно и смущался; и разделил народ, бывший с ним, и волов, и овец на два стана. И сказал Иаков: «Если придет Исав к одному стану и побьет его, то стан второй будет в сохранности».

И сказал Иаков: «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господь, сказавший мне: Убегай в землю рождения твоего, и Я буду делать добро тебе! Довольно с меня всякой правды и всякой истины, которые Ты сотворил рабу Твоему: ибо я с жезлом моим этим перешел Иордан!»

И схода чтение:

С ошла дочь фараонова помыться к реке, и прислужницы ходили при ней вдоль реки. И, увидев короб в за́води, она, послав прислужницу, взяла его. Открыв же, видит дитя, плачущее в коробе; и пожалела его дочь фараонова, и сказала: «Это – из еврейских детей». И сказала сестра его дочери фараоновой: «Хочешь, я позову тебе женщину-кормилицу из Евре́янок, и она вскормит тебе дитя?» И сказала ей дочь фараонова: «Сходи». Девица же пошла и позвала мать младенца. Сказала же ей дочь фараонова: «Сбереги мне это дитя и вскорми мне его; а я дам тебе плату». И взяла женщина дитя и кормила его. А когда выросло дитя, привела его к дочери фараоновой, и стал он ей вместо сына. Нарекла же она имя ему: Моисей, говоря: «Из воды я взяла его».

С удей чтение:

Сказал Гедеон Богу: «Если Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал, то вот, я раскладываю стриженую шерсть на гумне: и если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что Ты спасаешь рукою моею Израиль таким образом, как Ты сказал». Так и сделалось. И, встав назавтра с рассветом, Гедеон выжал шерсть, и вытекла роса из шерсти – полная лохань воды. И сказал Гедеон Богу: «Да не раздражится гнев Твой на меня, и я скажу еще один раз, и сделаю еще один раз испытание над шерстью: пусть же будет сухо только на шерсти, а на всей земле роса». И сделал Бог так в ту ночь: и было сухо только на шерсти, а на всей земле была роса.

 

Т ретьей книги Царств чтение:

С казал Илия народу: «Подойдите ко мне». И подошел весь народ к нему. И взял Илия двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израиля, – как сказал Господь ему, говоря: Израиль будет имя твоё. И воздвиг он камни [во имя Господа], и исправил срытый жертвенник Господень, и сделал ров, вмещающий две меры зерна, вокруг жертвенника. И положил дрова на жертвенник, который сделал, и рассек всесожжение на части, и положил на дрова, и водрузил на жертвенник. И сказал Илия: «Возьмите мне четыре ведра воды и выливайте на всесожжение и на дрова». И сказал: «Повторите». И они повторили. И сказал: «Сделайте то же в третий раз». И сделали в третий раз. И проходила вода вокруг жертвенника, и ров наполнился водою.

И воззвал Илия на небо и сказал: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Иакова! Услышь меня сегодня в огне! И да познает весь этот народ, что Ты – един, Господь, Бог Израилев, и что я – раб Твой, и ради Тебя сделал всё это, и Ты обратил сердце народа сего вослед Тебя!» И ниспал огонь от Господа с неба и пожрал всесожжения, и дрова, и воду, которая во рве, и камни, и прах вылизал огонь. И пал весь народ на лицо своё и сказал: «Воистину Господь Бог – Он есть Бог!»

Ц арств четвёртых чтение:

С казали мужи города Иерихона Елисею: «Вот, расположение этого города хорошо, как ты, господин, видишь; а воды плохие, и [земля] бесплодна. И сказал Елисей: «Возьмите для меня новый кувшинчик и положите туда соли». И взял его, и вышел к истоку вод, и бросил туда соли, и сказал: «Так говорит Господь: Я сделал эти воды здоровыми; (и) не будет уже отныне ни умирающего, ни страждущей бесплодием от них. И стали здоровыми воды до сего дня по слову, которое сказал Елисей.

П ророчества Исаии чтение:

Т ак говорит Господь: Во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе; и создал и дал Тебя [и назначил Тебя] в завет племенам, чтобы успокоить землю и унаследовать наследия пустынные, говорить тем, кто во узах: «Выходите», и тем, кто во тьме: «Откройтесь». На всех путях они будут пастись, и на всех тропах – пастбище их; не будут терпеть ни голода, ни жажды, и не поразит их ни зной, ни солнце; но Милующий их утешит их и среди источников вод поведет их. И превращу всякую гору в путь, и всякую тропу – в пастбище им. Вот, они издалека прибудут: эти – от севера и моря, а другие – из земли Персов. Да возрадуются небеса, и да возликует земля, да возгласят горы веселие и холмы – правду; ибо помиловал Бог народ Свой и смиренных народа [Своего] утешил. А Сион сказал: «Оставил меня Господь, и Господь забыл меня!» Неужели забудет женщина дитя своё, или не пожалеет чад чрева своего? Но если бы женщина и забыла их, но Я не забуду тебя, – говорит Господь [Вседержитель]!

После 13 паримии малая ектения, [молитва Трисвятого] и, после возгласа, поем Трисвятое.

Прокимен, глас 3: Г осподь – просвещение моё и Спаситель мой:/ кого убоюсь? Стих: Г осподь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

Послание к Коринфянам, зачало 143А:

Б ратья, будучи свободен от всех, я всем себя поработил, чтобы больше приобрести; и стал для Иудеев, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных, как подзаконный – не будучи сам под Законом, – чтобы приобрести подзаконных; для чуждых Закона, как чуждый Закона – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых Закона; я стал для немощных как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. А делаю я это для Евангелия, чтобы стать соучастником его. Не знаете ли вы, что бегущие на ристалищ е бегут все, но один получает награду? Та́к бегите, чтобы получить. И каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы – нетленный. Поэтому я бегу не так, как впустую, не так бьюсь, как ударяющий воздух, но утесняю мое тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным.

Аллилуия, глас 6: И злило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю. Стих: Т ы цветёшь красотою среди сынов человеческих.

Евангелие от Луки, зачало 9:

В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, и тетрархом Галилеи был Ирод, Филипп же, брат его, был тетрархом Итуреи и Трахонитидской области, и Лисаний был тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Каиафе, было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И прошел он всю округу Иорданскую, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов, как написано в книге слов Исаии пророка: «Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его: всякий овраг наполнится, и всякая гора и холм понизится, и будет кривое прямым путем, и неровные тропы – дорогами гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие». Итак, он говорил народу, выходившему креститься у него: «Отродье змеиное! Кто подсказал вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды достойные покаяния, и не начинайте говорить в себе: Отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и топор при корне деревьев лежит: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». И спрашивал его народ, говоря: «Что же нам делать?» А он в ответ говорил им: «У кого есть две рубахи, пусть поделится с не имеющим, и у кого есть пища, пусть так же поступает». Пришли же и мытари креститься [у него] и сказали ему: «Учитель, что нам делать?» Он же сказал им: «Ничего больше положенного вам не взыскивайте». Спрашивали его и воины, говоря: «А нам что делать?» И сказал им: «Никого не обижайте, не вымогайте и довольствуйтесь вашим жалованьем». Когда же народ был в ожидании, и размышляли все в сердцах своих об Иоанне: уж не Христос ли он сам, – отвечал Иоанн, говоря всем: «Я водою крещу вас; но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его. Он вас будет крестить Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а мякину сожжет огнем неугасимым». Также и многое другое с увещанием благовествовал он народу.

Вместо Д остойно:

О Тебе радуется, Благодатная, всё творение:/ Ангельский сонм и человеческий род./ Ты – освящённый храм и рай духовный,/ слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал/ прежде всех веков Существующий Бог наш./ Ибо недра Твои Он в престол обратил/ и чрево Твоё обширнее небес соделал./ О Тебе радуется, Благодатная, всё творение,/ слава Тебе!

Причастен: Х валите Господа с небес, хвалите Его в вышних. А ллилуия. (3)

НА ВОДООСВЯЩЕНИИ.

После заамвонной молитвы все выходим Царскими вратами к священной купели или на источник. Игумен или старший из священников выходит, неся на голове священный Крест, а впереди идут свещеносцы и диаконы с кадилами. И полагает священный Крест на благоукрашенном столе, где приготовлены чаша с водой и со свечами. Раздаются свечи братии и настоятель в сопровождении диакона со свечой кадит вокруг стола и всю церковь, клир же поет тропари.

Тропари на водоосвящении, глас 8:

Г олос Господа взывает на водах, говоря:/ «Придите, примите все/ Духа премудрости, Духа разума,/ Духа страха Божия,/ явившегося Христа!» (3)

В сей день освящается вод естество,/ и разделяется Иордан,/ и удерживает течение струй своих,/ видя Владыку омываемым. (2)

К ак человек к реке пришел Ты, Царь-Христос,/ и рабское спешишь принять крещение, Благой,/ от рук Предтечи/ для очищения грехов наших, Человеколюбец. (2)

Слава, и ныне, глас тот же:

К о гласу вопиющего в пустыне:/ «Приготовьте путь Господу»/ пришел Ты, Господь, принявший образ раба,/ прося о крещении, не зная греха./ Увидели Тебя воды и убоялись,/ в трепет пришел Предтеча и воскликнул говоря:/ «Как светильник просветит Свет?/ Как возложит руку раб на Владыку?/ Освяти меня и воды, Спаситель, подъемлющий мира грех!

П ророчества Исаии чтение:

Т ак говорит Господь: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и да цветет, как лилия. И расцветут, и все возвеселятся, и возрадуются пустынные окрестности Иордана. И слава Ливана дана была ей и честь Кармила. И народ мой увидит славу Господа и высоту Божию. Укрепитесь, руки ослабевшие и колени расслабленные; ободрите и скажите боязливым мыслью: «Укрепитесь и не бойтесь; вот Бог наш, суд воздает, [и воздаст]; Он Сам придет и спасет вас».

Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат. Тогда вскочит хромой, как олень, и ясна будет речь косноязычных; ибо разверзлась в пустыне вода, и овраг – в земле жаждущей; и превратится степь безводная в луга, и в жаждущей земле источник воды будет. Там будет веселье птицам, [заросли тростника,][1] и болота. И будет там путь чистый, и путем святым будет назван; (и) не пройдет там нечистый, не будет там и пути нечистого; но рассеянные пойдут по нему и не заблудятся. И не будет там льва, и никто из злых зверей не взойдет на него и не найдется там, а пойдут искупленные и собранные Господом. И возвратятся, и придут на Сион с весельем и радостью; и радость вечная – над головою их: [ведь на главе их – ] хвала и ликование; и радость охватит их: убежали мука, скорбь и стенание!

П ророчества Исаии чтение:

Т ак говорит Господь: Жаждущие! Идите [все] к воде; и все вы, кто не имеет серебра, приступив, купите и вкусите, и испейте без серебра и без платы вино и тук. Для чего вы оцениваете серебром не хлебы, и труд ваш – не в насыщение? Услышьте Меня, и вку́сите блага, и насладится среди благ душа ваша. Внимайте ушами вашими и последуйте путям моим, послушайте Меня, и будет жить среди благ душа ваша; и заключу с вами завет вечный, дам святое достояние Давида непреложное. Вот, свидетельством среди племен Я дал Его, начальником и повелителем среди племен. Вот, племена, которые не знают Тебя, призовут Тебя, и народы, которые Тебя не ведают, к Тебе прибегнут ради Господа, Бога Твоего и Святого Израилева, ибо Он прославил Тебя.

Взыщите Господа; и когда находите Его, призовите. Когда же Он приближается к вам, пусть оставит нечестивый пути свои, и муж беззаконный – замыслы свои. И обратитесь к Господу, (Богу вашему), и будете помилованы; и воскликните, ибо Он скоро отпустит грехи ваши. Ибо замыслы Мои – не как ваши замыслы, ни как ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваши – от мысли Моей. Ведь как если сойдет дождь или снег с неба, и не отклонить его оттуда, доколе не он напоит землю, и она начнет родить и произращать, и даст семя сеющему, и хлеб в пищу, – таким будет слово Мое, которое, если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, доколе не исполнит все, что Мне угодно, и осуществлю пути Мои и заповеди Мои. Ибо вы с весельем выйдете и в радости научены будете: ведь горы и холмы будут скакать, принимая вас с радостью, и все деревья в поле рукоплескать ветвями своими. И вместо вереска вырастет кипарис, а вместо крапивы возрастет мирт; и будет это во имя Господа и в знамение вечное, и не оскудеет.

П ророчества Исаии чтение:

Т ак говорит Господь: «Зачерпните воды́ с веселием из источников спасения!» И скажешь в день тот: «Воспевайте Господа (и) призывайте имя Его; возвестите среди народов славные дела Его; напоминайте, что возвысилось имя Его. Воспойте имя Господа, ибо высокое Он сотворил, – возвестите это по всей земле. Радуйтесь и веселитесь, обитатели Сиона, ибо возвысился Святой Израилев посреди него!

Прокимен, глас 3: Г осподь – просвещение моё и Спаситель мой:/ кого убоюсь? Стих: Г осподь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?

Послание к Коринфянам, зачало 143В:

Б ратья, я не хочу, чтобы вы были в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море; и все в Моисея были крещены в облаке и в море; и все вкусили одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовной скалы, их сопровождавшей. А скала – это был Христос.

Аллилуия, глас 4: Г олос Господа на водах, Бог славы возгремел, Господь – на водах многих.

Евангелие от Марка, зачало 2Б:

В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: «Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение».

Великая ектения.

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор: Г осподи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мира, твердом стоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

О б этом святом храме и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

О святейшем патриархе нашем (имя), и о преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) нашем (имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

О Богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её Господу помолимся.

О граде нашем (или: о селе нашем, или: о святой обители сей), всех городах и странах и о верою живущих в них Господу помолимся.

О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

О б освящении этой воды силой, и действием, и наитием Святого Духа Господу помолимся.

О пришествии на эти воды очистительного действия Сверх-су́щественной Троицы Господу помолимся.

О даровании им благодати избавления, благословения Иордана силой, и действием, и наитием Святого Духа, Господу помолимся.

Д а будет сокрушен сатана под ноги наши вскоре и разрушится всякий злой умысел, направленный на нас, Господу помолимся.

Д абы Господь Бог избавил нас от всякого навета и искушения противника и соделал достойными обещанных благ, Господу помолимся.

О просвещении нас светом знания и благочестия наитием Святого Духа, Господу помолимся.

Д абы ниспослал Господь Бог благословение Иордана и освятил эти воды, Господу помолимся.

Д абы стала эта вода освящения даром, от грехов избавлением, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся.

Д абы стала эта вода текущей в жизнь вечную, Господу помолимся.

Д абы явиться ей защитой от всякого коварства видимых и невидимых врагов Господу помолимся.

О черпающих и берущих её для освящения домов, Господу помолимся.

Д абы послужить ей ко очищению души и тела всем, с верою черпающим и принимающим её, Господу помолимся.

Д абы удостоиться нам полноты освящения через принятие этих вод невидимым явлением Святого Духа, Господу помолимся.

Д абы услышал Господь Бог глас моления нас, грешных, и помиловал нас, Господу помолимся.

О б избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.

З ащити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

П ресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Т ебе, Господи.

В это время священник произносит тайную молитву:

Г осподи Иисусе Христе, Единородный Сын, Сущий в лоне Отца, истинный Боже, Источник жизни и бессмертия, Свет от Света, пришедший в мир просветить его! Озари нашу мысль Святым Твоим Духом и прими нас, величающих Тебя и благодарение Тебе приносящих о бывших от века дивных Твоих и великих делах и совершившемся в последние века спасительном Твоем замысле, когда, облекшись в наше сложное естество, немощное и нищее и снизошедший до рабского состояния, Ты, Царь всего, еще и принял крещение в Иордане от руки раба, дабы, освятив водное естество, Безгрешный, проложить нам путь к возрождению водою и Духом и возвратить нас к первоначальной свободе. Празднуя же воспоминание этого Божественного таинства, молим Тебя, Владыка Человеколюбец, покропи на нас, недостойных рабов Твоих, по Божественному Твоему обещанию воду очистительную, Твоего милосердия дар, чтобы прошение нас, грешных, над этой водою было благоприятно Твоей благости и благословение Твое было даровано и нам, и всем верным людям Твоим во славу Святого и достопоклоняемого Твоего имени. Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.

И говорит в себе: А минь.

После окончании диаконом ектении священник начинает следующую молитву:

В елик Ты, Господи, и дивны дела Твои, и никакого слова не будет довольно, чтобы воспеть чудеса Твои! (Трижды)

И бо Ты по Своей воле все привел из небытия к бытию, Своей силою удерживаешь творение и Своим промыслом управляешь миром. Ты из четырех стихий составивший творение, четырьмя временами увенчал круг года. Пред Тобой трепещут все духовные силы, Тебя воспевает солнце, Тебя славит луна, с Тобою беседуют звезды, Тебе повинуется свет, пред Тобою сотрясаются бездны, Тебе рабски служат источники. Ты простер небеса как покров из кожи, Ты утвердил землю на водах, Ты оградил море песком, Ты излил воздух для дыхания. Ангельские силы Тебе служат, хоры Архангелов Тебе поклоняются, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, стоящие вокруг и летающие, в страхе от Твоей неприступной славы прикрываются.

И бо Ты, Бог существом неописуемый, безначальный и неизреченный, пришел на землю, приняв образ раба, став подобным человеку; ибо Ты милосердный Владыка, по Своей милости, не мог смотреть на род человеческий, мучимый диаволом, но пришел и спас нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния, ибо Ты поколения естества нашего освободил, девственное чрево освятил рождеством Своим. Все творение воспевает Тебя, явившегося. Ибо Ты, Бог наш на земле явился и общался с людьми. Ты и иорданские струи освятил, ниспослав с небес Всесвятого Твоего Духа и сокрушил головы гнездящихся там змиев.

И произносит трижды, благословляя воду на каждый стих:

Т ы Сам, человеколюбивый Царь, приди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию! (Трижды)

И дай ей благодать избавления, благословение Иордана, соделай её источником нетления, освящения даром, освобождением от грехов, защитой от болезней, губительной демонам, для враждебных сил недосягаемой, мощи Ангельской исполненной, чтобы все, черпающие и принимающие, имели её для очищения души и тела, для исцеления от страстей, для освящения домов и для всякого полезного дела пригодной. Ибо Ты, Бог наш, водою и Духом обновил обветшавшее от греха естество наше. Ты, Бог наш, водою потопил при Ное грех. Ты, Бог наш, морем освободил от рабства фараону чрез Моисея род еврейский. Ты, Бог наш, расторг скалу в пустыне, и потекли воды, и потоки переполнились, и жаждущих людей Твоих Ты насытил. Ты, Бог наш, водою и огнем избавил чрез Илию Израиль от обольщения Ваалом.

С ам и ныне, Владыка, освяти воду сию Духом Твоим Святым. (Трижды)

Д ай же всем: и прикасающимся к ней, и помазывающимся, и принимающим её, освящение, здравие, очищение и благословение.

В спомни, Господи, святейшего патриарха нашего (имя), и преосвященнейшего митрополита (или: архиепископа, или: епископа) нашего (имя), и всякое пресвитерство, и весь иной священный чин, и всех стоящих вокруг людей, и по важным причинам отлучившихся братьев наших, и помилуй их и нас по великой Твоей милости, чтобы и стихиями, и Ангелами, и людьми, и всем творением видимым и невидимым прославлялось Твое всесвятое Имя, со Отцом, и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: А минь.

Священник: М ир всем. Хор: И духу твоему.

Диакон: Г лавы наши пред Господом преклоним. Хор: Т ебе, Господи.

Молитва главопреклонения:

С клони, Господи, ухо Твое, и услышь нас, во Иордане принять крещение благоволивший и освятивший воды! И благослови всех нас, склонением голов своих показывающих Тебе рабскую покорность, и удостой нас исполниться Твоего освящения через принятие этой воды и окропление ею, да будет она нам, Господи, во здравие души и тела.

И бо Ты – освящение душ и тел наших, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: А минь.

И затем, держа священный Крест двумя руками, благословляет им воду крестообразно, и погружает его в воду, с пением следующего тропаря:

Тропарь, глас 1:

П ри крещении Твоем во Иордане, Господи,/ открылось поклонение Троице:/ ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе,/ возлюбленным Тебя Сыном именуя,/ и Дух в виде голубицы/ подтверждал Его слова непреложность./ Явившийся Христе Боже/ и мир просветивший, слава Тебе!

И еще два раза также Крестом знаменует воду, при пении тропаря самим настоятелем с сослужащими ему священниками и хором. Затем настоятель взяв чашу освященной воды и обратясь на запад лицом, в левой руке держа священный Крест, а в правой кропило, кропит крестообразно во все стороны, а затем подходящую ко Кресту всю братию. Во время освящения братии водою поется всеми тропарь. Затем же входим в храм и поем стихиру:

Слава, и ныне, глас 6:

В оспоем, верные,/ величие совершившегося ради нас Божия замысла:/ ибо из-за нашего согрешения став Человеком,/ нашим очищением очищается во Иордане/ Единственный Чистый и Непорочный,/ освящающий меня и воды/ и головы змиев сокрушающий в воде./ Зачерпнем же воды с весельем, братья:/ ибо благодать Духа с верою черпающим/ невидимо подается от Христа Бога/ и Спасителя душ наших.

Затем: Д а будет имя Господне благословенно отныне и до века (трижды), и псалом 33.

После отпуста Литургии параекклисиарх зажигает выносную свечу и ставит посреди церкви, а клир и оба хора вместе, поют тропарь праздника, С лава, и ныне: кондак, и многолетие.

 


[1] в греч. и слав. Минее: [пристанища сирен, и тростник].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: