Понятие и виды преступлений экстремистской направленности




Курсовая работа

на тему Предупреждение и раскрытие оперативными подразделениями органов внутренних дел преступлений экстремистской направленности

по дисциплине Оперативно-розыскная деятельность

студента 4 курса, группы 46-ЮК,

специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Лебедев Александр Михайлович

 

 

Проверил: Аксенов О.П.

Нормо-контроль: Соловьева Н.В.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПРИЧИНЫИХ СОВЕРШЕНИЯ............................. 4

1.1 Понятие и виды преступлений экстремистской направленности. 4

1.2 Причины совершения преступлений экстремистской направленности

ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ..................

2.1 Предупреждение экстремизма органами внутренних дел России....

ГЛАВА 3.Судебная практика по рассмотрению уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимо признать, что в российской юридической науке до сих пор нет четкой позиции по поводу определения экстремизма. Отсутствует единый взгляд на его виды и формы, нет четкого разграничения смежных с экстремизмом явлений. В российском законодательстве нормы, которые являлись бы основой обеспечения защиты граждан и общества в целом от самых различных проявлений экстремизма, до недавнего времени отсутствовали. И только с принятием 25 июля 2002 г. Федерального закона №114 "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон) было дано законодательное определение экстремизма. Позже в новом законе от 24 июля 2007 г. №211-ФЗ понятие экстремизма претерпело незначительные изменения. Данное определение уже достаточно полно раскрывает содержание экстремистской деятельности, однако в нем не нашли отражения основные виды экстремизма. В указанном Законе осуществляется лишь простое перечисление деяний, относящихся к экстремистской деятельности, при этом о видах экстремизма не говорится ни слова. Это обстоятельство затрудняет осуществление правоохранительными органами противодействия различным проявлениям экстремизма. Актуальность выбранной темы обуславливается тем обстоятельством, что в последнее время для России проявления расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды стали распространенным явлением, угрожающим безопасности государства и общества. При этом динамика преступлений, связанных с экстремистской деятельностью неуклонно растет.

Объектом исследования является преступный экстремизм.

Предметом исследования являются юридические нормы, содержащие понятие экстремизма; нормы, предусматривающие различные виды юридической ответственности за осуществление экстремистской деятельности; практика применения таких норм; научная литература, посвященная тематике исследования; статистические данные.

Целью исследования является анализ основ предупреждения органами внутренних дел преступлений экстремистской направленности.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих конкретных задач:

- дать общую характеристику понятиям экстремизма и терроризма;

-определить виды преступлений экстремистской направленности; установить причины их совершения;

-проанализировать законодательство о противодействии терроризму

- определить основные направления предупреждения органами внутренних дел преступлений экстремистской направленности.

-рассмотреть основные задачи по предупреждению и раскрытию преступлений оперативных подразделений ОВД по противодействию экстремизму.

В процессе работы использованы такие методы познания как - сравнительно-правовой, социологический, формально-юридический и эмпирический.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы составили труды таких правоведов, как: Емельянова В.П., Фридинского С.Н., Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е., Кочергина Р. О. и других авторов. Структура работы состоит из введения, трех глав включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ПРИЧИНЫИХ СОВЕРШЕНИЯ

Понятие и виды преступлений экстремистской направленности

Современные исследователи отмечают, что под экстремизмом зачастую понимаются разнородные явления: от всевозможных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Экстремизм можно также охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей.

В связи с многообразием толкования некоторые ученые предлагают рассматривать понятие экстремизм в самом широком смысле как социально-политическое явление, включающее систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий общественных групп, политических партий и движений, отдельных граждан, направленных на использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти, обществу в целом, международным и национальным организациям с целью изменения существующего государственного строя, разжигания национальной и социальной вражды.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержит нормы, закрепляющие правовое понятие экстремистской деятельности и организаций экстремистского толка.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007г. №211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму», дается более широкое толкование деяниям, связанным с экстремистской деятельностью. Таковыми считаются:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

С точки зрения целей и мотивов насильственных проявлений, идеологической платформы в научной литературе выделяют несколько форм экстремизма:

– религиозный

– политический

– националистический

– экономический

– экстремизм в области культуры

– экстремизм в области экологических отношений

– технологический и др.

Определение понятия «преступления экстремистской направленности» содержится в примечание 2 к статье 2821 УК РФ. Однако, открытым остается вопрос о конкретном перечне преступлений экстремисткой направленности, о чем свидетельствуют многообразные официальные документы: Приказ Генпрокуратуры РФ от 19 ноября 2009 г. №362 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности"; Указание Генпрокуратуры РФ и МВД РФ от 28 октября 2010 г. №450/85/3 "О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности". Общими для данных документов являются только три состава преступлений - ст. 282, 282.1 и 282.2 УК РФ, а в остальном много различий.

Появилось данное определение с введением в УК РФ ст. 282 «Организация экстремистского сообщества», где совершение преступлений экстремистской направленности указывалась как цель создания такого сообщества. В диспозиции статьи перечислялись восемь составов, которые относились к преступлениям экстремистской направленности, в частности, статьи 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ. Но с вступлением в силу в 2007 году ФЗ от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ представленный перечень был исключен и взамен, было введено определение «преступлений экстремистской направленности». Тем самым, был внесен общий критерий отнесения преступлений к экстремистским - специальный мотив (мотив политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотив ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы). Однако такая трактовка породила трудности в понимание содержания преступлений экстремистской направленности, так, с одной стороны, особый мотив это признак конкретных преступлений (например, п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "б" ч. 2 ст. 115 УК РФ и др.), а с другой, обстоятельство, отягчающее наказание, которое может быть отнесено к любому преступлению. Таким образом, возникла проблема: что же понимать под преступлениями экстремистской направленности?

Исходя из того, что круг преступлений экстремистской направленности довольно широк, целесообразно классифицировать преступления экстремистской направленности по различным основаниям.

1) В зависимости от особенностей использования квалифицирующих признаков в построении составов конкретных преступлений:

а) Преступления, где экстремистские действия выступают как квалифицированная форма совершения другого общественно опасного деяния - мотив (экстремистские действия) является обстоятельством отягчающим ответственность за иные виды преступлений. Особенность этой группы преступлений в том, что они разграничиваются между собой по родовому объекту. Экстремистские действия представлены в качестве квалифицирующих признаках в таких преступлениях, как убийство (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ), средней тяжести (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ) и легкого (п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ) вреда здоровью; побои (п. «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ); истязание (п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ); угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 2. ст. 119 УК РФ); нарушение равенства прав и свобод чело-века (ст. 136 УК РФ); хулиганство (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ); вандализм (ч. 2 ст. 214 УК РФ), а также надругательство над телами умерших и местами их захоронения (п. «б» ст. 244 УК РФ).

б) Преступления, заключающиеся только в осуществлении деяний, признаваемых экстремизмом - самостоятельные составы, предусматривающие ответственность за отдельные деяния экстремистского характера. Данная группа преступлений имеет общий объект - государственная власть, а именно основы конституционного строя и безопасность государства. Несмотря на это, они не является однородными. К ним относятся: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); организацию экстремистского сообщества (ст. 2821 УК РФ); организацию деятельности экстремистской организации (ст. 2822 УК РФ).

В свою очередь эти виды преступлений экстремистской направленности могут быть подразделены по иным критериям.

2) В зависимости от родового объекта посягательства выделяют:

а) Экстремистские преступления, посягающие на личность, в частности на физическое благополучие конкретного лица, его жизнь и здоровье (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 136 УК РФ);

б) Экстремистские преступления, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок (хулиганство, вандализм и надругательство над телами умерших и местами их захоронения);

в) Экстремистские преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства («классические» экстремистские преступления ст. 280, 282 - 2822 УК РФ).

3) В зависимости от формы проявления, преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства делятся на:

а) Преступления, не связанные с деятельностью организаций (ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства);

б) Преступления, связанные с деятельностью организаций (ст. 2821 УК РФ - организация экстремистского сообщества; ст. 2822 УК РФ организация деятельности экстремистской организации).

в) Преступления, совершаемые с использованием служебного положения - данный признак содержится в качестве квалифицирующего в части 3 статьи 2821 УК РФ. Поскольку в рамках других составов рассматриваемой группы таких признаков нет, а также, в связи с этим, появляется специальный субъект можно выделить его как еще один вид преступлений экстремистской направленности.

Помимо этого, можно выделить три общие группы преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности:

а) «чистые» экстремистские преступления - действия, которые, виновные движимые экстремистскими побуждениями, совершают для насильственного распространение экстремистских взглядов и искоренение взглядов, отличных от отстаиваемых ими, или организацию таких действий в будущем (ст. 280, 282, 2821, 2822 УК РФ);

б) любые иные преступления из предусмотренных УК РФ, если они совершаются по экстремистским мотивам (деяния, предусмотренные ст. 278, 279 УК РФ, а также ст. 136, 145, 148, 149 УК РФ);

в) террористическая деятельность как крайняя форма проявления экстремизма;

Таким образом, к преступлениям экстремисткой направленности могут относится любые деяния, предусмотренные Особенной частью УК РФ, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ как обстоятельство, отягчающее наказание, а также классические экстремистские преступления, предусмотренные статьями 280, 282, 2821, 2822 УК РФ, которые могут быть поделены на виды в зависимости от особенностей квалифицирующих признаков, от объекта посягательств и формы построения.

1.2. Причины совершения преступлений экстремистской направленности

В связи с увеличением экстремистских акций необходимо осветить причины совершения преступлений экстремистской направленности. В научных кругах отсутствует единая позиция по данному вопросу, поэтому следует рассмотреть наиболее популярные точки зрения.

Все причины, создающие благоприятную почву для совершения преступлений экстремистской направленности можно разделить на два крупных блока - внешние (связаны с изменениями, происходящими с государственных и общественных структурах) и внутренние (под воздействием которых формируется внутреннее побуждение совершать указанные деяния) причины.

В рамках внешних причин выделяется три группы факторов, способствующих росту экстремистских проявлений [2]

1) Экономические факторы: экономические кризисы, порождающие безработицу и нищету; криминализация некоторых секторов экономики; большое социальное расслоения в обществе; наличие на той или иной территории запасов природных богатств, что может вызвать рост сепаратистских настроений;

2) Социально-политические факторы: ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур; высокая коррумпированность чиновничьего аппарата; криминализация общества; содействие экстремистской деятельности со стороны представителей зарубежных общественных организаций;

3) Идеологические факторы: отсутствие в государстве общепризнанной идеологической концепции, находящей поддержку со стороны большей части населения.

При этом дополнительно выделяют и другие причины:

- Кризисы внутри семьи и недостаток семейного воспитания;

- Проблемы в системе образования;

- Распространение средств массовой информации и иной литературы;

-Социальный сети

Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение деструктивными организациями, в том числе зарубежными, экстремистских материалов и публикаций в международной сети Интернет. Не секрет, что сейчас Интернет - один из основных источников информации, которым пользуется многонациональное население России, в том числе курсанты, слушатели и студенты. В силу молодого возраста они в наибольшей мере подвержены негативному влиянию деструктивных течений, поэтому именно на них больше всего и рассчитывают экстремистски настроенные лица, организации и объединения.

А в условиях современного Российского государства логично выделить факторы, которые по отношению к вышеуказанным носят дополнительный характер. Таковыми являются:

1. Сознательная подмена некоторыми политическими лидерами идей патриотизма косвенными лозунгами, призывами, которые формально не имеют признаков экстремизма, но формируют у населения оттенки расовой, национальной, религиозной ненависти. Такая ситуация характеризует неразвитость российского общества в вопросах самоконтроля и позитивной ответственности за стабильность государственной системы.

2. Пассивность и безразличие религиозных лидеров к тому, что отдельные экстремистские группировки прикрывают свои действия интересами религии, а также используют религиозную инфраструктуру для реализации своих целей (интернет-возможности религиозных учреждений используются для производства сайтов и литературы экстремистского содержания). К тому же, религиозные организации знают об этом, но скрывают данный факт от правоохранительных органов.

3. Декларативный характер законодательных и организационных мер по предупреждению актов экстремизма. Так, многие положения закона №114-ФЗ от 25 июля 2002 г. являются проблемными с точки зрения их претворения в жизнь.

Результаты социологических исследования показывают, что негативное отношение к лицам, отличающихся расой, национальностью, религиозной принадлежностью, которое выражается в экстремистской деятельности, обусловлено:

- Массовой миграцией населения из регионов РФ и других государств. Причем, причиной экстремизма является как законная, так и незаконная миграция.

- Кризисом демографии России. Так, если для Российской Федерации демографическая ситуация сталкивается не лучшим образом, то для других этносов характерен высокий уровень рождаемости, что порождает чувство зависти и как следствие стремление истребить благополучные в демографическом плане народы.

- Религиозной нетерпимостью, зачатки которой находятся в самих религиозных установках, так как любая конфессия создает собственные механизмы защиты от проникновения влияния других религий, сохраняя чистоту обрядов и традиций. В настоящее время участились случаи нападения на священников, осквернение храмов, особенно в Украине.

Современный религиозный экстремизм неотделим от терроризма, который является одним из крайних выражений экстремистской деятельности. В последние десятилетия религиозный экстремизм все чаще обращается к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода наблюдались в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке.

Вместе с тем, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди. (Приложение 1) Резко возросла дисциплина внутри террористических организаций, террористические группировки разных стран сотрудничают между собой, координируют свои действия. С начала 2003 года террористические преступления в России изменяли свою динамику. (Приложение 2)

Таким образом, экстремизм это сложное явление, имеющее тенденцию к саморазвитию. Его появление обусловлено наличием целого ряда причин, тесно взаимосвязанных между собой.

ГЛАВА 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

2.1 Предупреждение экстремизма органами внутренних дел России

Органы внутренних дел играют особую роль среди субъектов, осуществляющих противодействие терроризму и экстремизму. Она определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая специализирующиеся на предупреждении преступлений террористического характера. Исходя из этого, в зависимости от ситуации субъектами предупредительной деятельности в отношении терроризма и экстремизма могут выступать любые службы и подразделения органов внутренних дел и их представители.

Приказом МВД России от 25 декабря 2014 г. № 1152 утверждено наставление, в котором впервые на ведомственном уровне четко определены правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю над терроризмом и экстремизмом, организационная структура по предупреждению этого явления. В нем названы наиболее важные задачи главных управлений (управлений) МВД России, субъектов Федерации, подразделений и служб по предупреждению преступлений террористического характера.

Условно их можно разделить на несколько групп:

§ участие в разработке и реализации комплексных программ деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений террористического характера;

§ изучение в пределах своей компетенции на федеральном и межрегиональном уровнях социальных, экономических и других факторов, способствующих совершению преступлений террористического характера и участие в разработке мер по их устранению;

§ организация взаимодействия и координация деятельности органов внутренних дел с субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, в части обмена информацией;

§ информирование населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по предупреждению преступлений террористического характера;

§ повышение профессиональной подготовки работников органов внутренних дел: изучение, обобщение и распространение положительного опыта по предупреждению преступлений террористического характера.

Названным нормативным документом определена также деятельность главных управлений МВД России и по федеральным округам. Основными задачами Главного управления МВД России по федеральному округу являются: обеспечение выполнения нормативных правовых актов, решений Президента Российской Федерации, его полномочного представителя на территории соответствующего федерального округа, а также Министерства внутренних дел РФ в деятельности органов и подразделений внутренних дел по предупреждению преступлений террористического характера.

Решение этих задач предполагает:

§ организацию взаимодействия органов внутренних дел, находящихся на территории федерального округа, в деле предупреждения преступлений террористического характера;

§ участие совместно с заинтересованными подразделениями МВД России в проведении межрегиональных специальных операций по перекрытию каналов поступления финансовых средств террористическим организациям (сообществам), террористическим группам.

На территориальные органы внутренних дел возлагаются:

§ непосредственная реализация на обслуживаемой территории мероприятий по предупреждению преступлений террористического и характера;

§ защита особо важных и режимных объектов, объектов жизнеобеспечения населения;

§ сбор и реализация информации о террористических организациях (сообществах) и террористических группах;

§ обследование объектов административных зданий, жилого сектора с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений террористического характера;

§ участие в комплексных профилактических мероприятиях антитеррористической направленности, проводимых вышестоящими органами внутренних дел;

§ информирование населения и средств массовой информации о состоянии и мерах по предупреждению преступлений террористического характера.

В Наставлении закреплен комплекс задач, возлагаемых на различные структурные подразделения территориальных органов.

Так, службе охраны общественного порядка предписывается:

§ проведение периодических проверок правомерности проживания граждан, использования квартир и подвальных помещений, сдаваемых в аренду (под наем) предприятиям, учреждениям, организациям и частным лицам, а также гостиниц, ресторанов с целью установления и принятия мер к лицам (организациям), незаконно хранящим оружие, боеприпасы и другие средства поражения;

§ контроль над доступом в пустые помещения, чердаки и подвалы;

§ прекращение деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности, находящихся под контролем террористических организаций (сообществ);

§ проведение разъяснительной работы среди населения, в общественных организациях, трудовых коллективах в целях предупреждения преступлений террористического характера;

§ корректировка системы единой дислокации с целью максимального сближения постов и маршрутов патрулей к местам возможного совершения преступлений террористического характера.

Паспортно-визовая служба:

§ устанавливает место нахождения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых имеется информация о намерении совершить преступление террористического характера;

§ выявляет лиц, нарушающих правила регистрационного учета а также пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

§ информирует заинтересованные службы о лицах, прибывших из зон внутренних вооруженных конфликтов, для дальнейшей проверки их возможной причастности к совершению преступлений террористического характера.

Подразделения ГИБДД осуществляют проверку документов у водителей и пассажиров в целях выявления и задержания лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим организациям (террористическим группам), а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые устройства, зажигательные, химические, сильнодействующие ядовитые вещества, бактериологические, наркотические и психотропные средства, и передачу их в органы внутренних дел.

Криминальная полиция в своей предупредительной деятельности применяет наряду с общими специальные формы и методы антитеррористического контроля. В частности, на подразделения уголовного розыска возлагается работа по следующим направлениям:

§ получение и реализация информации о террористических организациях (сообществах), террористических группах;

§ проведение на территории обслуживания совместных с заинтересованными подразделениями оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и перекрытию каналов поступления террористическим организациям (сообществам), террористическим группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, устройств и других средств поражения;

§ проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мест расположения террористических групп и реализации полученной информации;

§ розыск террористов, скрывшихся от следствия и суда, а также лиц, в отношении которых имеется информация о намерении совершить преступление террористической направленности.

В своей антитеррористической работе сотрудники уголовного розыска:

§ анализируют информацию о деятельности этнических организованных сообществ или групп;

§ проводят разведывательные опросы лиц без определенного места жительства, иностранцев, проживающих без регистрации и представляющих оперативный интерес;

§ получают и анализируют информацию из НЦБ Интерпола о въезде в Российскую Федерацию лиц, причастных к международному терроризму;

§ проводят оперативную работу в этнических криминальных группах с целью выявления лиц, имеющих связи с террористическими и экстремистскими центрами в других странах; проводят оперативные мероприятия в религиозных исламских центрах, направляющих молодежь на обучение исламу в арабские страны и имеющих связи с террористическими организациями;

§ проводят оперативные и поисковые мероприятия в местах проживания и обучения студентов из исламских государств: проводят опросы, оперативные осмотры, ведут наблюдения за местами концентрации лиц, имеющих связи с криминальными сообществами, а именно: казино, бары, сауны, кафе, рестораны, вокзалы, рынки, гостиницы, общежития, места отстоя железнодорожного и грузового иногороднего транспорта, автотехцентры, места отстоя автотранспорта и др.;

§ собирают и изучают информацию о лицах, склонных к совершению либо замышляющих совершение преступлений террористического и экстремистского характера: проводят соответствующие поисково-разведывательные мероприятия в сети Интернет, фиксируют необходимую информацию в системах мобильной и подвижной связи;

§ получают, обмениваются и анализируют информацию из консульских учреждений, органов ФСБ о въезде в Российскую Федерацию и выезде иностранных граждан, проживающих за границей и причастных к терроризму;

§ проводят комплекс мероприятий по пресечению незаконного оборота наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых устройств и веществ в местах их изготовления, хранения, реализации; проверяют лиц, судимых за указанные преступления, на причастность к террористической деятельности; устанавливают источники их финансирования: осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в приграничных районах России с целью выявления фактов контрабанды оружия, боеприпасов и др.;

§ выявляют организованные преступные структуры, занимающиеся торговлей оружием, боеприпасами, наркотиками, кражами и угонами автотранспорта и др.;

§ перекрывают каналы нелегального поступления финансовых средств для обеспечения организованных преступных сообществ и групп террористической и экстремистской направленности, которое включает в себя проверку крупных коммерческих, кредитно-финансовых учреждений и их связей с ОПС; выявляют преступные группы и сообщества, действующие в наиболее доходных отраслях экономики, экономических структурах, связанные с террористами, налагают аресты на их счета и приостанавливают их деятельность.

В случае выявления лиц, групп террористической направленности проводятся следующие оперативные мероприятия:

§ подбираются источники оперативной информации о лидерах и организациях террористической направленности;

§ ведется оперативная разработка лиц, задержанных и арестованных за преступления террористического характера;

§ корректируются оперативные позиции в экстремистски настроенных организациях, а также среди лиц, замышляющих и подготавливающих террористические акции;

§ осуществляется оперативный контроль за лицами, подозреваемыми в связях с незаконными вооруженными формированиями.

Особые антитеррористические функции выполняет Интерпол. Главной ее задачей стадо создание базы данных о лицах, причастных или подозреваемых в террористической деятельности. В Интерполе существует отдельная база данных на преступные организации, замеченные в совершении террористических актов. Отслеживаются их связи с другими преступными сообществами, преимущественно теми, которые занимаются наркобизнесом, торговлей оружием, взрывчатыми веществами.

Интерполом регулярно проводятся симпозиумы по борьбе с международным терроризмом. Местом их проведения бывает не только штаб-квартира Интерпола (Лион, Франция), но и отдельные региональные центры в Азии, Африке, на Американском континенте.

Интерпол ежегодно отчитывается по делам о террористических актах общеуголовного характера на сессиях Генеральной ассамблеи наравне с такими же обязательными отчетами о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с кражами произведений искусства, фальшивомонетничеством.

Как следует из подготовленного в Интерполе «Сборника справочных материалов», «борьба с терроризмом касается всех актов международного терроризма, включая незаконные акты против гражданской авиации, терроризм, связанный с наркобизнесом, использованием взрывчатых веществ при совершении террористических актов, использованием террористами фальшивых документов». Каждый из этих вариантов подается в сборнике как направление работы Интерпола по делам конкретного вила терроризма.

ГЛАВА 3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО РАССМОТРЕНИЮ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации1 в 2016 году судами общей юрисдикции в 1 инстанции было рассмотрено 151 уголовное дело о преступлениях экстремистской направленности2, в 2016 году таких дел было уже 185, а в 2017 — 237 дел, что свидетельствует о ежегодном увеличении количества дел

о преступлениях экстремистской направленности рассматриваемых судами. В 2015 году обвинительные приговоры были вынесены по 110 уголовным делам, а решение о прекращении производства по уголовному по 17 делам (73% и 11% от всех решен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: