Методические основы экономики государственного и муниципального сектора




Экономика государственного и муниципального сектора является одной из самых молодых отраслей экономической науки. Её становление наиболее интенсивно шло во второй половине XX в. Отличительная особенность экономики государственного и муниципального сектора состоит в том, что она возникла как синтетическая отрасль знаний на стыке экономических, юридических, политических и социальных наук.
Экономика государственного и муниципального сектора - это научная и учебная дисциплина, изучающая государство как специфический субъект экономических действий. С позиций экономики государственного и муниципального сектора государство не является самодовлеющей силой, а рассматривается в качестве особой системы институтов, с помощью которых обеспечиваются скоординированные действия индивидов, преследующих общие цели.

Предметом изучения экономики государственного и муниципального сектора является формирование и использование ресурсов государства, и влияние государства на экономическое положение и поведение фирм и домохозяйств.

Вместе с тем, в государственном и муниципальном секторе размываются границы между макро- и микроанализом. Первая причина обусловлена тем, что в отличие от рыночного сектора, где предпринимательская деятельность строится на принципах отделения финансирования фирмы от государственного финансирования, в государственном и муниципальном секторе добиться такого невозможно. Второй причиной является существование тесной зависимости расходов семьи на приобретение общественных благ со статьями госбюджета на эти виды расходов, поскольку обязательный уровень получения социально значимых услуг государством гарантируется.

Макроэкономический подход включает анализ распределения ресурсов между общественным и рыночными секторами с позиций обеспечения устойчивости и сбалансированности основных макропараметров: роста ВВП, уровня инфляции и безработицы, величины налоговых ставок, учетной ставки процента, уровня инвестиционной активности, состояния госбюджета, уровня бюджетного дефицита.
Микроэкономический подход включает анализ государственных расходов с позиции каждого первичного звена государственного и муниципального сектора и семьи (домашнего хозяйства), знание механизма формирования семейного бюджета и его структуры с учетом индивидуальных предпочтений на общественные блага, выявление мотивации поведения работников организаций государственного и муниципального сектора, принципы и особенности маневрирования ресурсами на микроуровне, используя возможности финансовой, налоговой, кредитной политики и рыночного механизма.

Экономическая активность государства изучается экономикой государственного и муниципального сектора как в позитивном, так и в нормативном аспекте. С одной стороны, исследуются внутренняя логика и фактические образцы экономического поведения государства и реагирующих на это поведение звеньев хозяйства, а с другой - обосновываются эффективные решения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

Экономика государственного и муниципального сектора – это органическая часть экономической науки, изучающая закономерности и практические проблемы, которые связаны с производством общественных и коллективных благ, экономическим механизмом достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов.

Теория обоснования экономической роли государства была предложена в середине XX в. французским экономистом Ф. Перру. Его «доктрина трех экономик » определяла, что экономика в целом не гармонизирована, так как каждый из полюсов действует в своих интересах, каждый тянет в свою сторону. В этой связи он делает вывод о необходимости создания общего полюса роста в масштабе всей нации, который подчинил бы себе все остальные системы. Таким единственным центром по Перру может быть только государство.

Отсюда появляется концепция дирижизма. В качестве метода управления Перру рассматривает индикативное планирование, которое может способствовать переходу к экономике гармонирующего роста.

Дж.М. Кларк, и ряд других авторитетных теоретиков общественно-экономической мысли конца XIX – первой половины XX в. отводили непосредственно государству ограниченную роль в связи с наличием «провалов». Для Дж.М. Кларка целью являлось «сбалансированное общество », в котором частная деятельность в сочетании с правительственным контролем могли бы обеспечить равновесие между свободой личности и вмешательством общества, между эгоистическим интересом и общественными интересами. Все это требует сознательных усилий и всей энергии общества; сам по себе рынок или само по себе государство едва ли способны это обеспечить.

А. Вагнер в конце XIX в. сформулировал закон об усилении государственной деятельности и связанный с ним закон возрастающего расширения финансовых потребностей государства и роста общественных расходов. Принципиально важным моментом было то, что он впервые отметил тенденцию перехода от государства порядка к государству благосостояния, указав на возрастающую роль государства в осуществлении как властных и правовых целей, так и целей развития культуры и благосостояния людей.

Перераспределение дохода в обществе может увеличить совокупное благосостояние – положение, выдвинутое А.С. Лигу. Государственный и муниципальный сектор появляется в экономике тогда, когда государство начинает заниматься перераспределением доходов, в чем реализуется принцип социальной справедливости.

Важным представляется обоснование необходимости общественного сектора с точки зрения теории, разработанной на базе «дилеммы заключенного ». По этой теории согласованное кооперативное поведение дает большую выгоду, нежели индивидуальное, осуществляемое в личных интересах. Сам по себе кооперативный тип поведения формируется с трудом, потому что никто не хочет рисковать в ситуации, когда другие могут быть «безбилетниками» и оказаться в выигрышном положении за чужой счет. В связи с этим возникает необходимость механизма принуждения, который реализуется с помощью двух институтов: контрагентного соглашения между экономическими агентами и государственной властью.

Немаловажное значение для обоснования необходимости государственного и муниципального сектора имеет теория общественного блага, выдвинутая в середине XX в. американским профессором П. Самуэльсоном. Данная теория исходит из положения о наличии некоего экономического пространства, где рынок не срабатывает, проваливается, и для устранения провалов рынка необходим государственный сектор. Требуется он и для регулирования отрицательных последствий функционирования рыночных механизмов. Государственный и муниципальный сектор в экономике реализуется через систему общественных благ.

В настоящее время актуальным является рассмотрение экономики государственного и муниципального сектора с позиции теории права собственности. Право собственности (по Р. Коузу) – это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми в связи с существованием редких благ и их использованием. Трансакционные издержки – издержки, связанные с доставкой готового продукта к тому, кто ценит его в максимальной степени (т.е. это издержки, связанные с поддержанием функционирования экономической системы). Трансакционные издержки распыляют полезность вещей, для уменьшения трансакционных издержек возникают специальные институты. Как известно, в обществе все связано и любое движение одного элемента вызывает внешний эффект для других элементов. Существует проблема выявления положительных или отрицательных внешних эффектов и их трансформации во внутренние. Теория «прав собственности» утверждает, что внешние эффекты могут быть трансформированы во внутренние в процессе переговоров при условии, что права собственности четко определены и могут обмениваться. Обмен правами собственности влечет за собой трансакционные издержки. Снизить трансакционные издержки можно с помощью власти государства либо с помощью создания сообществ, групп, ассоциаций, т.е. в обоих случаях при наличии общественного сектора.

К основным методам экономического анализа в экономике государственного и муниципального сектора можно отнести:

- «затраты-эффективность»;

- «затраты-выгода»;

- «затраты-полезность».

К методам прогнозирования в экономике государственного и муниципального сектора относятся:

1. Интуитивные:

- индивидуальные экспертные оценки;

- групповые экспертные оценки.

2. Детерминированные:

- экстраполяция;

- моделирование.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: