Основы экономики государственных и муниципальных предприятий и организаций




Внутренние факторы развития производства товаров и оказания услуг:

- факторы ресурсного обеспечения - производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком;

- факторы уровня выпускаемых товаров и оказываемых услуг – НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.

- факторы обеспечения коммерческой эффективности – умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации все хозяйствующие субъекты государственного и муниципального сектора экономики осуществляют свою деятельность в форме юридического лица.

По характеру деятельности субъекты государственного и муниципального сектора могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли и распределяют полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации государственного и муниципального сектора могут создаваться в форме:

- акционерных обществ, в уставном капитале которых контролирующий пакет голосующих акций (обычно более 50%) находится в государственной или муниципальной собственности;

- государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;

- федеральных казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. Они финансируются собственником учреждений и осуществляют свою основную деятельность в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Некоммерческие организации государственного и муниципального сектора могут создаваться в форме:

- государственных и муниципальных учреждений;

- фондов;

- объединений в форме ассоциации и союзов;

- в других формах, предусмотренных законом.

Основная цель таких организаций – оказание услуг населению, ведение общественно полезной деятельности, защита общественных интересов.

Основными группами предприятий, принадлежащих государству или контролируемых им, являются нефинансовые предприятия и предприятия финансово-кредитного сектора.

Сферой деятельности государственных предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой основе, являются:

производства, к которым не проявляют интереса частные фирмы;

сферы, где требуются крупные первоначальные капиталовложения, которые не под силу частным предпринимателям;

производства, связанные с высокими рисками;

сферы деятельности, где участие частного капитала нежелательно для государства.

K таким предприятиям могут относиться предприятия почты, снабжения водой, тазом, электроэнергией, теплом, атомная промышленность, оборонные заводы и др.

Крупной сферой деятельности нефинансовых государственных предприятий являются отрасли естественных монополий. Под естественномонопольным производством понимают производства, в которых эффективная деятельность возможна только при достаточно больших объемах продукции или услуг и одновременно существование конкурентных производств невозможно, крайне затруднительно или трудно осуществимо. Условием существования естественной монополии является ситуация, при которой эффект масштаба производства вследствие технологических особенностей настолько значителен, что обеспечение низких издержек на единицу продукции и, соответственно, низкой цены возможно лишь при весьма крупных объемах производства. При этом единственное предприятие отрасли может обеспечивать потребности в продукции или услугах данного вида c издержками в расчете на единицу продукции значительно меньшими, чем два или больше конкурирующих предприятий.

К таким производствам принято относить железнодорожный транспорт, компании электроэнергетики, предприятия по добыче и транспортировке нефти и газа по трубопроводам, почту, телефонные компании, предприятия водо- и теплоснабжения, канализацию, кабельное телевидение, автомобильные дороги и т.п.

Между тем производства естественных монополий имеют, как правило, низкие предельные издержки. Для общества в целом монополистическая организация производства в этих случаях оказывается экономически более выгодной, чем создание конкурирующих предприятий. Сокращение объемов производства для каждого отдельного предприятия в случае возникновения параллельных производств и дележа рынка между ними привело бы к удорожанию продукции и услуг каждого из конкурентов и, соответственно, к росту цен для потребителей. В этом смысле в качестве монопольных могут рассматриваться предприятия, которые могут производить определенное количество продукции с меньшими издержками, чем две или несколько фирм, производящих такое же количество продукции. К государственным предприятиям могут относиться также принадлежащие государству предприятия оборонной промышленности, портовые сооружения, государственные организации по созданию резервов стратегических запасов продовольствия и других товаров, организации, занимающиеся сдачей в аренду государственного имущества, и др.

Государственные предприятия могут быть использованы для реализации важнейших государственных программ. Общая потребность в финансировании сектора государственного управления и нефинансовых государственных предприятий и возможность ее удовлетворения являются важными показателями общего объема выполняемых ими операций и того влияния, которое оказывается ими на состояние денежной системы страны.

Деятельность предприятий, принадлежащих или контролируемых государством, может быть направлена на ускорение инвестиционно-инновационной деятельности в областях, где частый капитал не проявляет к этому интереса, поскольку прибыль может появиться не скоро.

Деятельность государственных нефинансовых предприятий критикуется за их недостаточную эффективность, выражающуюся в повышенных затратах и низкой рентабельности и даже убыточности. При отсутствии конкуренции, как в случаях с естественными монополиями, стимулы к эффективности отсутствуют. На практике органы государственного управления стремятся сделать такие предприятия самофинансируемыми, однако во многих случаях приходится прибегать к субсидиям.

Повышение эффективности является актуальной задачей, однако нельзя упускать из виду, что в ряде случаев, как, например, в случаях с естественными монополиями и многими оборонными предприятиями, государству затруднительно отказаться от этих предприятий. Кроме того, целевой функцией государственных предприятий во многих случаях является более полное использование ресурсов экономики, обеспечение занятости, поддержание и стимулирование экономическою роста. Эти цели достигаются в условиях, неприемлемых для частот капитала в силу их финансовой невыгодности. В то же время функционирование таких предприятий оказывается необходимым с позиций экономики в целом.

Финансово-кредитные учреждения. Почти во всех странах государственной организацией является центральный банк. Он регулирует денежную эмиссию, осуществляет контроль над объемом кредита, управляет международными резервами страны, осуществляет общий контроль над денежно-кредитной системой. В собственности государства могут находиться и другие финансово-кредитные учреждения, занимающиеся приемом переводных депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов, принимающие финансовые обязательства и приобретающие финансовые активы.

Учреждения и деятельность такого рода, осуществляемая в рамках государственного сектора экономики, не относятся к государственному управлению. Все функции, связанные с финансово-кредитными операциями, независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность сектора финансовых корпораций, а не сектора государственного управления. В государственных финансах учитываются только итоговые операции между сектором государственного управления и финансово-кредитным сектором, которые отражают чистый поток средств, поступающих в этот сектор или выходящих из него в результате проведения таких операций.

Государственный сектор экономики включает предприятия, принадлежащие государству или контролируемые им. Эти предприятия располагают собственными финансовыми ресурсами и несут финансовую ответственность за свою деятельность. Их финансовые ресурсы не объединяются с государственными финансовыми фондами. В то же время они платят налоги и могут получать государственные субсидии, кредиты и пользоваться другими видами государственной финансовой поддержки.

Финансы предприятий являются средством формирования их денежных ресурсов в целях осуществления их хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию предприятиями денежных средств и других финансовых инструментов в процессе производства и реализации товаров и услуг Финансовые операции осуществляются в целях организации денежных потоков, обеспечивающих потребности предприятий в формировании и расходовании денежных средств, а образующиеся и расходуемые предприятиями фонды денежных средств составляют их денежные ресурсы.

Предприятия, осуществляя свою деятельность, взаимодействуют с другими субъектами хозяйствования: предприятиями сферы реального производства, предприятиями финансового сектора экономики (банками, страховыми компаниями и др.)‚ органами государственной власти (выплачивая налоги, получая субсидии и т.д.) и домашними хозяйствами. Поскольку это взаимодействие связано с потоками денежных средств, финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.

С помощью денежных ресурсов предприятиями приобретаются все необходимые для функционирования факторы производства. Благодаря этому они выполняют две основные функции: обеспечивают текущую финансово-хозяйственную деятельность и развитие производственного потенциала.

Включение контролируемых государством нефинансовых корпораций в государственный и муниципальный сектор позволяет более полно учитывать воздействие органов власти на экономическую жизнь страны, бюджетную и налоговую политику Общая потребность в финансировании общественного сектора, включая как сектор государственного управления, так и принадлежащие и контролируемые им предприятия, и возможность ее удовлетворения являются важными показателями общего объема выполняемых ими операций и того влияния, которое оказывается государством на экономику.

Вместе с тем следует иметь в виду что разграничение секторов экономики осуществляется по критерию выполняемых функций, а выделение государственного сектора производится исходя из критерия собственности и/или контроля государства над деятельностью институциональных единиц. По своей функциональной роли в экономике предприятия, принадлежащие государству и контролируемые им, относятся к нефинансовым предприятиям или финансовым учреждениям. Государственный бюджет формируется только по сектору государственного управления, а финансовая деятельность принадлежащих государству и контролируемых им предприятий в него не включается.

 


 

40. Особенности организации, планирования и управления различных сфер государственного и муниципального сектора

Воспроизводство жилищного фонда.

В соответствии со ст.19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации

Для обеспечения бесперебойной эксплуатации основных фондов жилищной сферы необходимо их непрерывное возобновление, то есть воспроизводство. Процесс воспроизводства жилищного фонда может быть реализован посредством нового жилищного строительства, проведения капитального ремонта, модернизации и реконструкции существующих объектов.

Планирование воспроизводства жилищного фонда города.

Распоряжением правительства от 30 ноября 2012 г. №2227-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Срок её реализации: 2013–2020 годы (1-й этап: 2013–2015 годы, 2-й этап: 2016–2017 годы, 3-й этап: 2018–2020 годы). Успешность реализации данной программ полностью зависит от качества планирования в регионах, то есть, взяв ее за основу, каждый регион должен разработать план воспроизводства жилого фонда.

Жилищные субсидии малообеспеченным гражданам.

Жилищные субсидии - это программы, созданные для адресной помощи малоимущим и наиболее незащищенным слоям населения. Жилищная субсидия является неденежной формой помощи семьям в оплате содержания жилья, то есть определенной льготой на оплату жилищных и коммунальных услуг. Либо это может быть безвозмездная жилищная субсидия на покупку квартиры взамен той площади, которая уже есть или в дополнение к ней. Субсидии на жилье предоставляются на всех членов семьи, которые состоят в очереди по улучшению жилищных условий.

Формирование новой системы управления жилищным хозяйством.

Основным направлением в реформировании системы управления и обслуживания жилищного фонда явилось разграничение функций управления и хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере, переход на договорные (контрактные) взаимоотношения заказчиков и подрядчиков, внедрение конкурсной основы отбора подрядчиков. Это полностью согласуется со структурой участников взаимоотношений, которые представлены как собственники жилого фонда и других объектов, заказчики жилищно-коммунальных услуг – представители собственности, подрядные организации, обеспечивающие предоставление услуг.

Монопольная система жилищного хозяйства с ярко выраженным характером административно-бюрократической системы управления жилищным фондом и объектами инфраструктуры с выраженными чертами затратного механизма функционирования стала, наконец, преобразовываться.

Государственный и муниципальный заказ.

Государственный заказ— заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Планирование предоставления услуг муниципальными предприятиями.

Предоставление услуг муниципальными предприятиями осуществляется на основании задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.

Задание - это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем задания становится переменной величиной и зависит от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя

Роль здравоохранения в системе социальных услуг.

Здравоохранение — система социально-экономических и медицинских мероприятий; отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Функции з/о: 1) осуществление социальной профилактики, то есть мероприятий по охране здоровья населения; 2) оказание населению квалифицированной медицинской помощи; 3) оказание населению медико-социальной помощи (оказание наряду с медицинскими юридических, социально-бытовых, психологических, воспитательно-педагогических услуг).

Организация и планирование здравоохранения.

Система охраны здоровья граждан в РФ представлена государственной системой здравоохранения, муниципальной системой здравоохранения и частной системой здравоохранения, соответствующие формам собственности, закрепленным в Конституции РФ, по действующим в едином правовом поле, соответственно Законам РФ, в т.ч. и «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан».

К государственной системе здравоохранения относится министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранения субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ и находящиеся в государственной собственности и подчинении ее органам управления лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптеки и иные предприятия и организации, а так же перечисленные учреждения, создаваемые другими министерствами, ведомствами и государственными организациями Российской Федерации.

Планирование в здравоохранении — это процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования для решения задач повышения качества и доступности медицинской помощи, достижения конкретных показателей здоровья населения. Планирование в системе здравоохранения Российской Федерации должно строиться на единых принципах и методических подходах, имея главной целью реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Основные принципы планирования в здравоохранении:

• системный подход;

• сочетание отраслевого и территориального планирования;

• выделение приоритетных направлений;

• директивность планов;

• единство методических подходов к планированию на всех уровнях управления системой здравоохранения;

«обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: государственного, муниципального, частного.»

Принципы ценообразования на простую медицинскую услугу.

Медицинская услуга может быть детальной и простой.

Простая услуга может быть представлена как совокупность детальных услуг. Для расчета себестоимости простой услуги осуществляется суммирование себестоимости детальных услуг по соответствующему стандарту.

Преимуществами данной методики являются:

- определив однажды себестоимость всех детальных услуг, можно без проведения дополнительных расчетов получать себестоимость простых услуг;

- поэлементый расчет себестоимости позволяет быстро и четко реагировать на изменение затрат на выполнение детальной;

Недостатками этой методики является трудоемкость сбора и обработки информации

Образование как одна из важнейших функций государства.

Функции гос-ва: внешние (оборона, сотрудничество в разл. сферах), внутренние (эконом., правоохранит., соц., культурно-просветит.).

Соц. функции-образование, здравоохранение и др.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года (в редакции федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) «право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования».

Планирование образовательных услуг.

Государственное задание на оказание образовательных услуг - это инструмент бюджетного планирования в системе образования.

Государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ) Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст.6.

Главный распорядитель бюджетных средств: формирует государственные задания осуществляет финансовое обеспечение его выполнения федеральным государственным бюджетным учреждением.

Управление системой образования.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

· федеральном;

· региональном;

· муниципальном.

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Отраслевые системы оплаты труда работников образования и здравоохранения.

Единая тарифная сетка по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Отраслевая система оплаты труда включает тарифную часть оплаты труда, компенсационные (ночные, выходные и р.) и стимулирующие выплаты (премии и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: