Вид учебной работы | Всего часов/зачетных единиц | Семестры | |||
Контактная работа (всего) | + | ||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | + | ||||
Семинарские занятия (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
В том числе в интерактивной форме | + | ||||
Самостоятельная работа (СР) | + | ||||
Всего: | 72/2 | + |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинары | СРС | Всего/в интерактивной форме |
Теоретико-методологические основы профилактической и коррекционно-развивающей деятельности | 17/8 | ||||||
Профилактика и развитие в системе психолого-педагогического сопровождения | 17/8 | ||||||
Организация профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста | 17/8 | ||||||
Направления профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста | 21/12 |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Теоретико-методологические основы профилактической и коррекционно-развивающей деятельности | Методологические составляющие процесса оказания психологической помощи детям и подросткам в зарубежной психологии: многочисленность теоретических подходов и правила переноса знания в отечественную практику психолого-педагогической коррекции. Отечественное теоретическое знание как основа разработки практической психотехнической парадигмы: концепция возраста Л. С. Выготского, теория ведущей деятельности А. Н. Леонтьева, проблема соотношения закономерностей функционального и возрастного развития А. В. Запорожца, учение П. Я. Гальперина о поэтапном формировании действия, психология игры Д. Б. Эльконина и др. Современное понимание коррекции, развития, профилактики. Общеметодологические и конкретные принципы профилактической и коррекционно-развивающей работы. | |
Профилактика и развитие в системе психолого-педагогического сопровождения | Подходы к определению понятия «психопрофилактика» в отечественной психологии. Разделы, функции, предмет психопрофилактики. Представления о разграничении понятий «психологическая коррекция», «развитие психики» и «психопрофилактика» в отечественной и зарубежной психологии. Профилактика и просвещение: линии разграничения и интеграции. Определение психопрофилактики как способа предупреждения нарушений в структуре нормального психического развития. Особенности психопрофилактики: междисциплинарный характер, неспецифичность первичной профилактики, динамичность методов. Понятие психопрофилактической и развивающей методики. Виды методик: методики предкризисной профилактики; методики локальной (актуальной, оперативной) психопрофилактики; методики индивидуального и группового развития. | |
Организация профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста | Организация профилактической и коррекционно-развивающей в дошкольном возрасте на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей. Деонтологические аспекты профилактической и коррекционно-развивающей работы в детском возрасте. Анализ психодиагностической информации и составление программ психолого-педагогической коррекции. Определение продолжительности коррекционного воздействия. Планирование профилактической и коррекционно-развивающей деятельности и прогнозирование ее эффективности. Виды профилактической и коррекционно-развивающей деятельности в зависимости от форм организации психологической помощи: лекционно-просветительская, консультативно-рекомендательная, собственно коррекционная работа. Симптоматическая и каузальная коррекция психического развития детей. Индивидуальные и групповые формы. Правила подбора коррекционных групп. Показания к индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе. Специфика профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. | |
Направления профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста | Обоснование коррекции и развития когнитивной сферы по возрастам. Коррекция сенсорно-перцептивных процессов, мышления в дошкольном возрасте. Качественное преобразование мнемической функции и коррекция свойств внимания. Направления развития воображения как основного условия творческой деятельности. Способы и приемы коррекции и развития познавательной деятельности. Обучающий эксперимент как основной метод развития и коррекции познавательной сферы. Программы «когнитивной тренировки». Профилактика и коррекция личностного развития детей дошкольного возраста. Формирование эмоциональной сферы, развитие произвольности, межличностных отношений. Профилактика и коррекция невротического развития. Первичная и вторичная профилактика негативных личностных тенденций развития дошкольника (аутичность, агрессивность, др.). Условия развития личности ребенка 6–7 лет в контексте психологической готовности к школьному обучению. Профилактика школьной дезадаптации, невротического развития. Развитие социального взаимодействия. Формирование адекватной Я-концепции. Профилактика деструктивных тенденций личностного развития. |