Закон предусматривает общие основания возвращения исполнительного документа. Так, в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. По заявлению взыскателя эта норма также свидетельствует о диспозитивности отношения взыскателя к исполнению исполнительного документа: взыскатель может самостоятельно решить - нужно ему принудительное исполнение или нет. В связи с вышеуказанным, неправомерным вторжением в сферу частных интересов представляются рекомендации Генеральной прокуратуры РФ для нижестоящих прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве, в соответствии с которыми «при отказе взыскателя от взыскания или не предъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить долю воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое было».[13] Вместе с тем, представляется верным, учитывая статус и задачи органов прокуратуры, вмешательство прокурора в данном случае, «если решение вынесено в пользу взыскателя - органа государственного управления, государственного предприятия или предприятия, в котором учредителем является государство» Гражданское исполнительное производство.[14]
В случае если невозможно установить адрес должника - организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом предусмотрен розыск должника или его имущества. Это те случаи, когда предпринятые судебным приставом-исполнителем к осуществлению принудительного исполнения меры не привели к какому-либо положительному результату. В том случае, если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными. В том случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа. В п. 4 ст. 54 Закона предусмотрено: если имущество не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ - взыскателю. В том случае, если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа. Указанное может быть, например, в той ситуации, когда взыскатель не принимает исполнения. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997, № 119-ФЗ. В четырех последних случаях невозможности взыскания судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается начальником отдела - старшим судебным приставом. Исполненный исполнительный документ возвращается не взыскателю, а в суд или другой орган, выдавший документ (п. 2 ст. 26 Закона). Возвращение исполнительного документа имеет определенные последствия. Прежде всего, на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона возвращение исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя является основанием для окончания исполнительного производства. В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в п.п. 1 и 5 п. 1 ст. 26 Закона (по заявлению взыскателя и при отказе последнего оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа) взыскателю полностью возвращается авансовый взнос. В случае возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в п.п. 3 и 4 п. 1 ст. 26 Закона, авансовый взнос возвращается взыскателю лишь в части, превышающей произведенные судебным приставом-исполнителем расходы по совершению исполнительных действий (ст. 26 Закона). Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (п. 1 ст. 26 Закона). При наличии оснований, предусмотренных в ст. 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства, копия которого направляется должнику, взыскателю, в орган, выдавший исполнительный документ. Об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель докладывает старшему судебному приставу, который оценивает своевременность, правильность и полноту исполнения требований исполнительного документа и готовит предложения главному судебному приставу субъекта Российской Федерации о выплате судебному приставу-исполнителю причитающегося вознаграждения. Оконченное исполнительное производство визируется старшим судебным приставом. О окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель делает отметку в зональном журнале и в книге учета исполнительных документов. Хранение материалов исполнительного производства осуществляется в установленном порядке. Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано взыскателем и должником в соответствующий суд в десятидневный срок. Законом предусмотрено, что возвращение исполнительного документа взыскателю и возврат ему авансового взноса судебным приставом-исполнителем оформляется постановлением, которое утверждает старший судебный пристав. Законодательство предусматривает возможность обжалования решения о возвращении исполнительного документа. Указанное постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. Пункт 4 статьи 73 Закона («Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения») также предусматривает, что в случае невозможности исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа в суд или другой орган, его выдавший, которое утверждается старшим судебным приставом. Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. Повторение общего положения в норме, регулирующей особенности осуществления принудительного взыскания по определенным разновидностям требований исполнительного документа, представляется нам неоправданным и объясняется, несовершенством законодательной техники. По мнению В.Ф. Борисовой «исполнительное производство определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных постановлений».[15]
|
|
|
Наличие законодательно закрепленного процесса исполнительного производства вызвано необходимостью обеспечения инструмента принудительного исполнения судебных решений и других актов должностных лиц, в чьи полномочия включено право возложить на физических и юридических лиц обязанности передачи другим лицам денежных средств.
Заключение
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов. В исполнительном производстве субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или оспорены, получают свою реализацию посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных законом.
В ходе проведенного исследования, поставленные задачи решены. В заключение можно сделать следующие выводы:
1. исполнительное производство может возникнуть на основании актов государственных органов и должностных лиц об административных правонарушениях, которые в силу закона признаются исполнительными документами;
2. исполнительное производство включает в себя совокупность правоотношений, возникающих между судебными приставами, судом и иными участниками исполнительного производства по поводу связи с исполнением юрисдикционных актов;
3. принудительному исполнению подлежат не все судебные акты и акты иных органов, поэтому не по каждому из них может быть выдан исполнительный документ;
4. исполнительное производство в основном носит публично – правовой характер, регулирование поведения его участников осуществляется преимущественно путем предписания.
Общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, имеют производно-вспомогательный характер и в полной мере отражают основную модель гражданских процессуальных отношений между компетентными государственными органами и участниками процесса.
Одной из причин неэффективности исполнительного производства является отсутствие логически правильно построенного процесса. Очевидно, что исполнение должно развиваться в определенной стадийной последовательности. Поэтому разработка и обоснование стадийности исполнительного производства являются в настоящее время актуальными вопросами российского права. Окончание исполнительного производства является новым институтом исполнительного производства, поскольку раздел 5 ГПК правил об окончании исполнительного производства не содержал. Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении. Окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий в себе различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».