Вопрос. Развитие межнациональных отношений в современном мире.




План занятия

Тема занятия: Этнические общности.

Цель занятия: Углубление и систематизация знаний обучающихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи:

Обучающая - Дать определение этнос, рассмотреть этапы становления этнических общностей, выделить основные признаки нации, определить тенденции развития межнациональных отношений в современном мире.

Развивающая – Способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; навыки общения и работы в группах. Способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; навыки общения и работы в группах.

Воспитательная – Способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, развивать чувство патриотизма, способствовать развитию толерантного отношения к людям разных национальностей.

 

Запись лекции: (тезисы или конспект лекции)

Этнические общности

 

Вступительное слово преподавателя: Сегодня мы рассмотрим подробно социальную общность-этнос.

На занятии мы должны узнать, какие этапы становления проходит человечество, рассмотрим этническое многообразие современного мира, и попытаемся определить, какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание, а также как складываются и развиваются международные отношения в современном мире.

Активизация деятельности учащихся:

Вопросы:

Что такое этнос? Как вы понимаете это слово?

К какой национальности вы себя относите?

Слово преподавателя

Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов. Или, выражаясь в терминах науки, этносов. Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. В то же время, независимых государств в мире насчитывается около 200.

В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

 

 

Слово преподавателя: Мы с вами являемся гражданами нашего государства, которое является многонациональным. В нашем государстве проживает около 100 наций.

Этническое многообразие - историческая предопределенность России. Наряду с русскими в нашем государстве складывались веками десятки этнических общностей, а потому они считаются коренными. Их роль в формировании российской государственности также велика, как и роль русских.

 

Вопрос: какие известные вам нации проживают на территории нашего государства?

 

Слово преподавателя: А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей.

· Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).

· Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

· Народность - форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура.

Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.

· Нацияисторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.

Слово преподавателя: Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.

Вопрос: Национальное самосознание

Слово преподавателя: Национальное самосознание личности является важным фактором, определяющим нацию как общность. Ребята, попробуйте объяснить данное понятие самостоятельно. Какой смысл вы можете вложить в данное слово?

Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание?

С помощью каких символов ассоциируете Россию?

Запись определения

 

Национальное самосознание совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

 

Слово преподавателя: Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека, как члена этой общности.Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, постигает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие как письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.

Прочитайте предложенные тексты.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое малая родина?

2. Для чего она нужна человеку?

3. Согласны ли Вы с мнением В. Шукшина о роли малой родины в судьбе русского человека?

4. Есть ли у Вас малая родина? Что она значит для Вас?

5. Любовь к малой родине и Родине – привычка, предрассудок, необходимость?. Ответы обучающихся.

Вопрос. Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Вопрос: Что такое межэтнические отношения?

Слово преподавателя: А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.

Межнациональные отношения включают в себя отношения между нациями внутри государства и отношения между разными государствами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: