План занятия
Тема занятия: Этнические общности.
Цель занятия: Углубление и систематизация знаний обучающихся об исторически сложившихся общностях людей.
Задачи:
Обучающая - Дать определение этнос, рассмотреть этапы становления этнических общностей, выделить основные признаки нации, определить тенденции развития межнациональных отношений в современном мире.
Развивающая – Способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; навыки общения и работы в группах. Способствовать развитию познавательной активности обучающихся, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; навыки общения и работы в группах.
Воспитательная – Способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, развивать чувство патриотизма, способствовать развитию толерантного отношения к людям разных национальностей.
Запись лекции: (тезисы или конспект лекции)
Этнические общности
Вступительное слово преподавателя: Сегодня мы рассмотрим подробно социальную общность-этнос.
На занятии мы должны узнать, какие этапы становления проходит человечество, рассмотрим этническое многообразие современного мира, и попытаемся определить, какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание, а также как складываются и развиваются международные отношения в современном мире.
Активизация деятельности учащихся:
Вопросы:
Что такое этнос? Как вы понимаете это слово?
К какой национальности вы себя относите?
Слово преподавателя
Человечество всю обозримую историю состояло из различных народов. Или, выражаясь в терминах науки, этносов. Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. В то же время, независимых государств в мире насчитывается около 200.
В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характеристики.
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Слово преподавателя: Мы с вами являемся гражданами нашего государства, которое является многонациональным. В нашем государстве проживает около 100 наций.
Этническое многообразие - историческая предопределенность России. Наряду с русскими в нашем государстве складывались веками десятки этнических общностей, а потому они считаются коренными. Их роль в формировании российской государственности также велика, как и роль русских.
Вопрос: какие известные вам нации проживают на территории нашего государства?
Слово преподавателя: А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей.
· Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
· Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, сознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
· Народность - форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура.
Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.
· Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Слово преподавателя: Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о признаках этой общности.
Вопрос: Национальное самосознание
Слово преподавателя: Национальное самосознание личности является важным фактором, определяющим нацию как общность. Ребята, попробуйте объяснить данное понятие самостоятельно. Какой смысл вы можете вложить в данное слово?
Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание?
С помощью каких символов ассоциируете Россию?
Запись определения
Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Слово преподавателя: Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека, как члена этой общности.Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, постигает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие как письменность, национальный язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи нации и способствует ее развитию.
Прочитайте предложенные тексты.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое малая родина?
2. Для чего она нужна человеку?
3. Согласны ли Вы с мнением В. Шукшина о роли малой родины в судьбе русского человека?
4. Есть ли у Вас малая родина? Что она значит для Вас?
5. Любовь к малой родине и Родине – привычка, предрассудок, необходимость?. Ответы обучающихся.
Вопрос. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
Вопрос: Что такое межэтнические отношения?
Слово преподавателя: А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.
Межнациональные отношения включают в себя отношения между нациями внутри государства и отношения между разными государствами.