ОСНОВЫЖУРНАЛИСТИКИ
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских самодеятельных газет и журналов, желающих иметь профессиональный уровень своих изданий.
Цель программы - формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Задачи программы:
1. Способствовать творческому и социальному самовыражению подростков.
2. Воспитывать грамотных читателей, слушателей, зрителей.
3. Расширять кругозор учащихся.
4. Развивать культуру речи, письма, общения.
5. Формировать профессиональные журналистские качества и навыки.
Ожидаемый результат - подготовка грамотных потребителей средств массовой информации, умеющих в случае необходимости использовать СМИ в качестве корреспондентов. Возраст обучаемых - от 13 до 16 лет, с 7 по 11 класс.
Принципы обучения обусловлены возрастными особенностями учащихся и заключаются в следующем:
1. Сочетание теории, практики и производительного труда. Месяц «теории, игровых тренингов и практических упражнения» чередуется с месяцем производительного редакционного труда.
2. Принцип концентрических кругов с внутренним развитием от практики к теории и внешним развитием от личного опыта учащихся через получение ими журналистских организационных навыков и восприятие целостности и связности редакционно-издательского процесса - к его экономическому обоснованию, необходимости создавать грамотные и выразительные тексты, технологии создания таких текстов, к опыту известных журналистов и анализу современной прессы.
3. Принцип игрового обучения. Каждое теоретическое занятие дополняется тематическими развивающими играми, практикумами.
Структура программы и способы ее реализации.
Программа рассчитана на156 учебных часов. Занятия ведутся два раза в неделю по 4,5 часа.
Тематические занятия проводятся в форме лекций, по возможности с приглашением журналистов-практиков.
Практическая часть программы представляет собой развивающие и ролевые игры, тренинги, работу с газетами и газетными текстами и строится преподавателем индивидуально на основе тематического плана с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями. Также в практические часы предполагается организация экскурсий, необходимых по теме.
Производительдый труд означает непосредственную журналистскую работу учащихся в каком-либо издании, начиная с малотиражного (стенного) и кончая многотиражным изданием любого уровня. Поэтому немаловажным условием реализации программы является создание самостоятельного издания, предполагающего участие подростков.
. Формы контроля:
1.Устный опрос по каждой теме.
2.Контрольные практические задания.
3.Производительный труд по написанию материалов, выпуску газет и общередакционной работе (основная форма контроля).
Тематическое планирование
| № п.п. | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
| Оформление стенгазеты | ||||
| 1. | Правила оформления текстового оригинала | |||
| 2. | Виды стенгазет. Основные элементы и правила оформления. Оформительский «портфель». | |||
| 3. | Виды стенгазет. Основные элементы и правила оформления | |||
| 4. | Заголовки в стенгазете, их разновидности | |||
| 5. | Разметка заголовка в стенгазете | |||
| 6. | Рисованные заголовочные шрифты. | |||
| 7. | Иллюстрация к материалу. | |||
| 8. | Карикатура. | |||
| 9. | Фото и текстовка. | |||
| 10. | Техника фотографии | |||
| 11. | Выделительные оформительские элементы. | |||
| 12. | Оформление плаката. | |||
| 13. | Макетирование стенгазет | |||
| 14. | Оформление многотиражных и стенных газет: сходство и различия. | |||
| 15. | Зачет по оформлению стенгазеты с использованием личных оформительских «портфелей». | |||
| 16. | Интервью как метод сбора информации. | |||
| 17. | Работа с диктофоном (магнитофоном). | |||
| 16. | Социально-политическая структура общества. | |||
| 17. | Ориентирование в городе. | |||
| 18. | Техника оформления печатного издания. | |||
| 19. | Тиражирование изданий. | |||
| 20. | Реклама издания. | |||
| . | Газетный текст | |||
| 21. | Текст и его смысловая структура | |||
| 22. | Композиция газетного текста. | |||
| 23. | Технология авторской работы над газетным материалом. | |||
| Газетные жанры | ||||
| 24. | Короткая заметка | |||
| 25. | Репортаж | |||
| 26. | Интервью. Повторение. | |||
| 27. | Корреспонденция. | |||
| 28. | Беседа. Дискуссия. | |||
| 29. | Очерк. | |||
| 30. | Фельетон. | |||
| 31. | Зачет по жанрам | |||
| . | Информационные жанры в стенгазете | |||
| 32. | Объекты внимания юнкора. Юнкоровский дневник. | |||
| 33. | Зарисовка о животном. Зарисовка о человеке. | |||
| Зарисовка об интересном явлении. | ||||
| 36. | Репортаж об интересном событии. | |||
| 37. | Тревожная реплика. Корреспонденция. | |||
| 38. | Событийная короткая заметка. | |||
| 39. | Пресс-конференция. | |||
| 40. | Тематический опрос. | |||
| 41. | Зачет по информационным жанрам в стенгазете. | |||
| 42. | Основные тенденции современной журналистики. | |||
| 43. | Типология газет и журналов | |||
| 44. | Модель издания | |||
| 45. | Профессиональная этика журналиста | |||
| 46. | Современные издания и публицисты. | |||
| 47. | Зачет | |||
| Всего часов |