Глава 2. Основные направления профилактики семейного неблагополучия в работе с неполной семьей




 

 

2.1. Формы и методы социальной работы с неполной семьей

 

 

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.

Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

· диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

· охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

· организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

· психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

· прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

· координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [4].

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты неполных семей:

· денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

· трудовые, кредитные, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы неполным семьям;

· юридическое психолого-педагогическое, медицинское, и экономическое консультирование;

· федеральные, региональные целевые и социальные программы помощи семьям.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования [24].

Работа социального педагога с неблагополучными семьями может состоять из ряда последующих действий, а именно:

– получение предварительной информации о семье и характере морально3 психологического общения в ней;

– изучение существующих положительных и отрицательных воспитательных возможностей семьи, существующих возможностей улучшения положения в ней;

– установление контактов с родителями или другими членами семьи, которые могут влиять на изменения общения;

– разработка конкретного плана поэтапного преодоления недостатков семейного воспитания (насколько это возможно);

– тактичность и доброжелательность, систематичность и настойчивость в работе с родителями;

– прогнозирование хорош их результатов улучшение общения между детьми и родителями;

– анализ, корректировка и контроль за осуществлением действий;

– координация действий детского сада, общественных организаций, административных органов;

– стимулирование родителей путем демонстрации положительных результатов в воспитании ребенка.

Главная задача социального педагога – очеловечивании среды, преодоление отрицательных воздействий домашнего воспитания. В этом заключается главная предпосылка правильного воспитания тех, кому семья не дает того, что помогло бы в воспитании ребенка.

Таким образом, семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

 

2.2. Нормативно-правовая база социальной защиты неполной семьи

 

 

Социальная защита – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни [3].

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством Российской Федерации. Система социальной защиты включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [28].

Нестабильная экономическая обстановка в России и, как следствие, снижение жизненного уровня многих семей, наличие значительных слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры заметно ухудшили положение неполной семьи. Для определения приоритетных целей и задач по усилению социальной защищенности неполных семей, обеспечению их конституционных прав на выживание, защиту и развитие разработаны основные направления государственной социальной политики по улучшению положения семей в Российской Федерации.

Основными законодательными актами являются: Конвенция о правах ребенка, Конституция Р.Ф., кодексы, Федеральные Законы.

Конвенция о правах ребенка направлена на защиту прав ребенка. Целью настоящей конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов, или каких-либо иных обстоятельств. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка или опекунов (статья 2).

Конституция (Основной закон государства) определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и обязанности граждан.

Седьмая статья конституции говорит о том, что Российская Федерация является социальным государством, и потому призвано помогать слабым гражданам, стремится влиять на распределение экономических благ в духе принципа справедливости для обеспечения каждому достойного существования, стремится к максимально возможному равномерному содействию благу всех граждан и распределению жизненных тягот.

Основными принципами социальной работы с неполной семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска [13].

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояния и доходы семей. В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.

К настоящему времени сложилось четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь и др.); социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.) [9].

Права и свободы граждан неотделимы от их обязанностей: обязанности, обеспечивающие развитие экономической основы общества (добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, борьба с хищениями, охрана окружающей среды и т.д.); обязанности по укреплению государственного строя (защита отечества, укрепление его могущества и т.д.); обязанности, обеспечивающие социально-культурное развитие общества (забота об охране исторических памятников и других культурных ценностей); обязанностей общегражданского характера (соблюдение Конституции РФ и других законов, содействие охране общественного порядка и т.д.).

Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях [5].

Личные права регулируются Основами гражданского законодательства, гражданским кодексом, Семейным кодексом, Трудовым кодексом, Уголовным кодексом.

Также в нормативно-правовую базу социальной работы с семьей включены:

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. №134 - ФЗ состоит из 8 статей.

Федеральный закон «О потребительской корзине» от 20 ноября 1999г. №201 - ФЗ; Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Конституция РФ [20-22].

В основные законодательные акты, положения включены:

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 г. № 81, который устанавливает единую систему пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства отцовства и детства.

Постановлением правительства РФ «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. №883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

На территории субъектов РФ величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально главами администраций областей и краев.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи обширней стал, применятся программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России» [7].

Цель программы – создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задача программы – обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей; сохранение национального генофонда страны; развитие интеллектуального и творческого потенциала России. А также профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства.

К участию в реализации программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации, в том числе научные учреждения.

Новизна Программы состоит в следующем: ориентированность как на поддержку детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами; использование современных технологий и инноваций при решении проблем с детьми в целом и проблем детей в частности; направленность Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Изучая нормативно-правовую базу социальной работы, все же невольно приходим к выводу, что проблемы повседневной жизни одиноких матерей и их детей не воспринимаются в качестве особо значимых, а их решение, к сожалению, не стоит в ряду первоочередных государственных задач. Нет должного финансового обеспечения неполных семей. Нет льгот при поступлении детей в детский сад, со стороны школы также не обнаружено никакой материальной помощи (неполные семьи не освобождаются от уплаты материальных взносов в фонд школы, спортивных секций или кружков).

Чтобы получать субсидии, неполные семьи должны быть малоимущими. Сумма прожиточного минимума в большинстве регионов России мала, поэтому субсидии мало облегчают существование неполным семьям. Различные пособия гражданам, имеющим детей мизерные и не облегчают тяжелого финансового положения большинства семейных групп. Несколько существенны размеры пенсий по потере кормильца (в зависимости от трудового стажа кормильца) и пенсии семьям погибших военнослужащих, а также пенсии умственно отсталым инвалидам с детства (а такие дети могут быть в неполных семьях). Сумма единовременного пособия при рождении ребенка, по сути, невелика и тратится на необходимые продукты питания и одежду для новорожденного.

 

 

2.3. Профилактика семейного неблагополучия в работе с неполной семьей Женя, как курсовая!!! тАк нельзя!!! Тогда смысла во всем остальном уже нет

 

 

Профилактика семейного неблагополучия в работе с неполной семьей осуществляется по различным направлениям в зависимости от проблемной ситуации неполной семьи. Далее мы рассмотрим проблемы и их решения.

Проблема: Педагогическая безграмотность родителей.

Действия ДОУ: наблюдение и консультации педагогов, психолога, социального педагога. Проведение с родителями семинаров, консультаций, бесед на темы воспитания, просмотр специальных видеофильмов, кинофильмов.

Проблема: жестокое обращение с ребёнком. Действия ДОУ: наблюдения воспитателей, психолога, социального педагога, медперсонала. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей. Сигнальные листа в органы опеки и попечительства, КДН. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. Ходатайство о возбуждении дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

Проблема: семья алкоголиков (оба родителя). Действия ДОУ: наблюдения и консультации специалистов ДОУ. Дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в подготовке к школе. Консультация ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения. Обращение в специальные службы (органы опеки и попечительства, КДН). Ходатайство о возбуждении дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

Проблема: семья в состоянии развода или после развода. Действия ДОУ: наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога, воспитателей. Привлечение к деятельности группы родителей ребенка. Помощь ребёнку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенёсших травму. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия разводов). Проблема: неполная семья Действия ДОУ: привлечение полной семьи для общения и работы с ребёнком и его семьей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога, воспитателей. Активная деятельность воспитателей по вовлечению ребёнка в систему дополнительного образования. Проведение родительского просвещения (обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя). Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

Проблема: отчуждённость родителей из-за занятости Действия ДОУ: сопровождение ребёнка социальным педагогом, психологом, воспитателями. Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения. Привлечение ребёнка к посещению круглосуточной группы (в случае необходимости, через специальные службы). Привлечение родителей к занятиям по психологии.

Проблема: полная семья, один из родителей пьёт. Действия ДОУ: наблюдения и консультация психолога. Беседа психолога, социального педагога, медперсонала с непьющим родителем. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Дополнительная помощь в занятиях со стороны воспитателей. Привлечение здорового члена семьи и ребёнка к занятиям. Работа воспитателя, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Индивидуальная работа психолога, социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) рекомендовать обследование у детского психиатра. При хроническом неусвоении программы ДОУ направление ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

Проблема: неполная семья, родитель алкоголик. Действия ДОУ: беседы воспитателя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости. Наблюдения и консультации психолога. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав. Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения.

Проблема: опекунские семьи (престарелые, употребляющие алкоголь, педагогически-несостоятельные). Действия ДОУ: Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования. Консультации психолога и социального педагога ДОУ для опекунов. Индивидуальная работа психолога с ребенком. Помощь воспитателей ребёнку в усвоении образовательной программы ДОУ. Консультация психиатра (по рекомендации специалистов ДОУ). Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последую щей передачей ребёнка (новые опекуны, приемная семья, детский дом и т. д.) Направление образовательным учреждением ребёнка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения. Консультация у невропатолога или психиатра (по рекомендации ДОУ).

Проблема: выявления домашнего насилия. Действия ДОУ: Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, родителями, оценка условий жизни. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем (выявить причину насилия), изучение обращений членов семей за помощью, изучение заявлений жителей (соседей) о фактах насилия в семье. Первичное обследование жилищ но-бытовых условий и психологического климата семьи. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь жертвам насилия, изучение их действий, выводы. Изучение причин насилия в семье, ее особенностей, целей, ценностные ориентации. Изучение личностных особенностей членов семьи. Организация взаимодействия со всеми субъектами социальной работы (центры социальной помощи семье и детям, подразделения по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел, органы опеки, органы здравоохранения). Составление программы работы по оказанию помощи жертвам насилия, работы с конкретной семьей. Регулярные текущие и контрольные посещения семьи.

Как распознать насилие в семье: 1. Поведение жертвы: появление замкнутости, нелюдимости; 2. Утрата привычных интересов; 3. Нежелание вступать в общение, говорить о себе и своих проблемах; 4. Следы побоев, избиений, частые травмы, которые объясняются естественными причинами;

План работы с неблагополучной семьей (бланк) (Приложение 1).

Сбор информации о семье (детский сад, школа, детская поликлиника, соседи, органы опеки и попечительства, отдел по делам несовершеннолетних, отдел образования и т.д.) Цель: получение первичных сведений об уровне проблемности семьи.

Беседа с ребенком. Цель: определение уровня риска семьи как среды пребывания ребенка.

Встреча с семьей. Цель: уточнение социальных характеристик семьи как субъекта воспитания.

Изложение собранной информации о семье в органах опеки и попечительства. Цель: принятие коллегиального решения о наличии (отсутствии) необходимости срочного изъятия ребенка из семьи.

Практическая реализация соглашения. Цель: создание в семье жизненных условий, соответствующих потребностям ребенка.

Таким образов, изучив процесс реабилитации неблагополучной неполной семьи, можем сделать вывод, что социальная работа в неполных семьях направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Также, основные направления профилактики семейного неблагополучия в работе с неполной семьей характеризуются многообразием форм и технологий.

Что касается нормативно-правовой базы социальной защиты неполной семьи, то можем сказать, что основными принципами социальной работы с неполной семьей являются: приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска.

Каким образом осуществляются профилактические мероприятия семейного неблагополучия в работе с неполной семьей в Кемеровской области нам предстоит еще узнать, проанализировав направления работы учреждений социальной сферы и департамента социальной защиты населения Кемеровской области.

ССЫЛКИ??? ПОЧЕМУ ТОЛЬКО ДОУ??? ГДЕ технологии СР по профилактике???

 

 

Заключение

 

Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.

В нашей работе мы изучили специфику неполной семьи как объекта социальной работы. Для себя определили понятие «неполная семья», которое будем использовать для дальнейшего исследования. Неполная семья – малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки [7].

Совокупность неполных семей крайне неоднородна и многообразна. Источниками их возникновения традиционно считались овдовение (смерть одного из супругов), развод, внебрачная рождаемость.

На основании изученной литературы можем сделать вывод, что на данный момент существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально – экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты.

Также мы рассмотрели феномен семейного неблагополучия неполной семьи. Можем сказать, что воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Изучили направления профилактики семейного неблагополучия в работе с неполной семьей. Считаем, что социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.

Проанализировав нормативно-правовую базу социальной работы, мы пришли к выводу, что проблемы повседневной жизни одиноких матерей и их детей не воспринимаются в качестве особо значимых, а их решение, к сожалению, не стоит в ряду первоочередных государственных задач. Нет должного финансового обеспечения неполных семей. Нет льгот при поступлении детей в детский сад, со стороны школы также не обнаружено никакой материальной помощи (неполные семьи не освобождаются от уплаты материальных взносов в фонд школы, спортивных секций или кружков).

На практике нам еще предстоит проверить все теоретические заключения, сделанные в нашей работе.

Таким образом, семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Список литературы

 

 

1. Алешина, Ю. Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы / Ю. Е. Алешина. – М.: Вестник МГУ, 1985. № 4. – 28 с.

2. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы /
Ю. Е. Алешина // Психология семьи. Хрестоматия: учебное пособие. – Самара, СГПУ, 2002. – С. 125-131.

3. Антонов, А. И. Кризис семьи и пути его преодоления / А. И. Антонов, В. А. Борисов. – М.: Наука, 1990. – 232 с.

4. Архангельский, А. И. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации / А. И. Архангельский // Семья в России. – 1994. – №1. – С. 154-162.

5. Беззубик, К. В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие для студентов вузов /
К. В. Беззубик, под ред. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 167 с.

6. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова. – М.: Академия, 2004. – 222 с.

7. Зубкова, Т. С. Неполные семьи / Т.С. Зубкова // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 75-80.

8. Калинин, Н. Ф. Семья как социальный институт / Н. Ф. Калинин. – Чита: ЧПРО 1999. – 154 с.

9. Карцева, Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие для студентов вузов / Л. В. Карцева. – М.: Дашков и К, 2009. – 223 с.

10. Корчагина, Ю. В. Методы диагностики семейного неблагополучия. – М., 2008.

11. Корчагина Ю. В. Методы диагностики семейного неблагополучия: метод. пособие для специалистов в обл. профилактики семейн. неблагополучия и соц. сиротства / Ю. В. Корчагина. – М.: МГПИ, 2008. – 70 с.

12. Кузнецова, С. А. Организация комплексной психологической и социально- педагогической помощи в семье в трудной жизненной ситуации: учебно- методическое пособие / С. А. Кузнецова, И. В. Долгова, Е. В. Прейс; Северный международный ун-т. – Магадан, 2006. – 134 с.

13. Мелешко, Н. В. Институт семьи в Российском обществе: трансформация структуры и аксиологических норм / Н. В. Мелешко. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Германия, 2011. – 278 с.

14. Мелешко, Н. В. Семьеведение: учебно-методическое пособие / Н. В. Мелешко. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Германия, 2012. - 100 с.

15. Меновщикова, М. Ю. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей.: Научно- методическое пособие / Под ред. М.Ю. Меновщиковой. – М., 2001. – 168 с.

16. Муратова, С. А. Семейное право: Учеб. пособие: Нормативные акты / С. А. Муратова. – М. Юриспруденция, 2001. – 383 с.

17. Постановление правительства РФ «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 4 сентября 1995 г. № 883

18. Рацимор, А. Е. Профилактика социального семейного неблагополучия. М., 2002.

19. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. - М.: Владос, 2004. - 288с.

20. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. №134

21. Федеральный закон «О потребительской корзине» от 20 ноября 1999г. №201 – ФЗ; Федеральный закон «О государственной социальной помощи»

22. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» от 19 мая 1995 г. № 81

23. Холостова, Е. И. Социальная работа. учебник для бакалавров /
Е. И. Холостова – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 612 с.

24. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей. учебное пособие /
Е. И. Холостова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 244 с.

25. Черняк, Е. М. Социология семьи / Е.М. Черняк. – М.: Владос, 2003. - 238 с.

26. Шапиро, Б. Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы / Б.Ю. Шапиро // Социальная работа. 1994. - №7. - С. 54-62.

27. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 254 с.

28. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: [доп. учеб. пособие по направлению и специальности «Соц. работа»: по курсу «Семьеведение»] /
Т. И. Шульга. - 2-е изд., стер.. – М.: Дрофа, 2007. –253 с.

 

Приложение 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: