Провести анализ стихотворения Редьярда Киплинга «Заповедь».




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Планы семинарских занятий

по специальности 030501.65 - Юриспруденция

 

ИПГиМС

Категория обучающихся: студенты

Курс: 4-й (очная форма обучения)

 

Рязань


 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по рабочему учебному плану Аудиторные занятия В том числе  
Лекции Семинарские занятия
           
  Этика: предмет, структура, история        
  Нравственность как внутренний регулятор поведения людей        
  Сущность и основы профессиональной этики        
  Морально-нравственные основы правовой сферы и отдельных ее отраслей        
  Правосудие в свете морально-нравственных представлений        
  Этика и культура судебных прений        
  Культура как условие осуществления принципов профессиональной этики        
  Итого        

 

 


Тема 1

 

ЭТИКА КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ИСТОРИЯ

(2 часа, семинар)

 

1. Этика – наука о морали. Возникновение, исторические взгляды и концепции. Категориальный аппарат этики. Дихотомия понятий этики.

2. Определения морали. Ее функции и санкции. Структурные единицы морали: нормы, правила, обычаи, оценки, идеалы, понятия, образцовые модели.

3. Происхождение морали. Сословно-исторические типы морали. Динамика морали, тенденции развития.

4. Теория морали, ее философский характер. Религиозная, натуралистическая и социально-историческая концепция происхождения морали. Выдающиеся представители и их взгляды (Сократ, Кант, Швейцер, Шопенгауэр, Л.Н. Толстой).

5. Личность как носитель морали данного сообщества. Социализация и привитие моральных принципов как единый процесс. Институты воспитания и их роль в поддержании существующей морали.

Дискуссионная тема занятия:

Современная мораль Российского общества. Признаки и причины нравственного кризиса.

 

 

К занятию выписать в тетрадь определения понятий: мораль; этика; деонтология; честь; достоинство; репутация; авторитет; долг; уважение; ответственность; честность, порядочность, справедливость; благо; добро; зло.

Описать условия их применения.

Дать определения и подтвердить известными примерами нравственные качества: сдержанности, самообладания, скромности, такта, деликатности, корректности, чуткости.

 

Литература: учебники по списку, данному в конце (по выбору).

Дополнительная литература: 8, 20.

Интернет-ресурсы.

Тема 2

 

НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕГУЛЯТОР

ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

(2 часа, практическое.)

 

1. Определение нравственности. Структура внутренних регуляторов: чувства, понимание, убеждения, жизненные принципы. Нравственные интенции и мотивы.

2. Проекция внешних регуляторов (морали) на эмоционально-чувственные процессы («чувство долга», «чувство справедливости», переживание «ответственности», чувство «униженности», «гордости» и т.д.).

3. Духовность как надбиологическое качество личности. Идеал нравственности. Понятие нравственной личности. Нравственные противоречия как столкновение эго-начал с условиями жизни в обществе. Проблема «внутренней борьбы» и «преодолений».

4. Психология нравственности и ее «санкции» («муки совести»).

5. Безнравственность и аморализм (эгоизм, слабости, порок, понятие греха в религиозных кодексах). Субъекты криминального сознания: аморализм, имморализм жизненных установок.

6. Законопослушание в контексте морально-нравственных связей с окружающим миром.

 

Дискуссионная тема занятия:

Индивидуализм и его природа.

 

Темы для выступлений, сочинений, эссе, сценариев и других творческих работ (на выбор):

Направленность нравственной эволюции человечества.

Морально-нравственные заповеди христианства.

Святые как образцовая модель отношения к себе и к человеку вообще.

Проблема нравственных исканий в произведениях литературы, кино, драматургии (презентация, фрагменты фильмов, спектаклей).

Концепции и религиозно-философская дискуссия о природе совести.

Нравственность в повседневной жизни – в отношении к семье, к супругам, к старшему поколению, к соседям, к коллегам, партнерам по бизнесу и т.д. (сценарий для короткометражки).

Подобрать и законспектировать афоризмы, поэтические, художественные и религиозные тексты (примеры), характеризующие нравственную жизнь личности.

Провести анализ стихотворения Редьярда Киплинга «Заповедь».

 

Литература: учебники по списку, данному в конце.

Дополнительная литература: 3, 8, 12.

Интернет-ресурсы.

Тема 3

 

СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

(2 часа)

1. Трудовая мораль и профессиональная этика. Этос профессии.

Профессионализм как нравственная черта личности.

2. Возникновение первых профессионально-этических кодексов.

3. Профессии человек/человек и проблема признания человеческого достоинства. Понятие деонтологии.

4. Виды профессиональных этик: педагогическая, медицинская, в сфере услуг, милицейская этика. Общее и специфическое.

5. Этика управления. Этика госслужащего. Этика ученого.

6. Этика в условиях воинской службы.

7. Этика бизнеса и деловых отношений (этика ведения переговоров, составления документации использование этических методов конкуренции).

8. Специфические черты профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов.

Дискуссионная тема занятия:

Гуманизм и его воплощение в различных сферах деятельности.

Механизмы психологической защиты (по кн.: Грановская Р. М., Никольская И.М. Защита личности. Психологические механизмы. – М., 1999).

Принцип «не навреди».

 

Обсуждение «Общих принципов служебного поведения государственных служащих. Утвержден Указом Президента Российской Федерации. 2002 г.»

Комментирование: «Кодекса поведения для юристов
в Европейском сообществе», принятого 28 октября 1988 года
Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского Союза
в Страсбурге.

Литература: учебники по списку, данному в конце.

Дополнительная литература: 5, 7, 19, 20.

Интернет-ресурсы.

Тема 4

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

ПРАВОВОЙ СФЕРЫИ ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ОТРАСЛЕЙ

(4 часа, семинары)

Занятие 1-е, семинар

 

1. Мораль и право. Нравственная сущность права (в частности, в философии русских мыслителей Вышеславцева, Новгородцева, Франка). Прецеденты столкновения закона и нравственной мотивации.

2. Особенности этических кодексов в сферах юридической практики.

3. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

4. Адвокатская этика.

5. Этика нотариата.

6. Этика пенитенциарной службы.

7. Юрист фирмы.

Темы для дискуссии:

Ювенальная юстиция: столкновение мнений.

Биоэтика, эвтаназия, экоэтика как проблемы правового регулирования.

Субъект правоохранительной деятельности. Категории морали: честь, достоинство, репутация, авторитет, долг, ответственность, преданность закону и их место в профессиональной этике.

Понятие цели и смысла жизни и их соотнесенность с профессией юриста.

Личная нравственность служителей закона. Сдержанность, самообладание, скромность, такт, деликатность, корректность, чуткость.

Принцип гуманизма и справедливости в праве. Проблема гуманности в правоохранительной практике.

Ознакомиться с документами (и сделать соответствующие выписки), используя ресурсы Интернета:

1.«Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Утвержден Указом Президента Российской Федерации. 2002 г.»

2. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. (Утвержден приказом ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240. (Раздел II. Морально нравственные основы службы в УИС).

3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ от 24 декабря 2008 г. по МВД РФ № 1138.

Занятие 2-е, практическое.

Просмотр фильма (фрагментарный) и комментирование проблемы

единства морали, права и личной нравственности, поставленной в фильме Стэнли Крамара «Нюрнбергский процесс» (1961 г.).

Тема 5

ПРАВОСУДИЕ В СВЕТЕ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

(4 часа)

Занятие 1-е

 

1. Идея воздания в представлениях древних. Этика правосудия в символике античных образов. Образы возмездия в мифологии и религии.

2. Категория справедливости. Морально-нравственный аспект проблемы «преступление – наказание».

3. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

4. Презумпция невиновности и обязанность доказывания с точки зрения этики.

5. Этические основы использования отдельных видов доказательства.

6. Нравственные проблемы субъекта судебной власти.

7. Личная этика судьи.

8. Нравственное содержание приговора и других решений суда

 

Источники для обсуждения:

Европейский кодекс полицейской этики (Принят Советом Европы

19 сентября 2001 года

«Кодекс поведения для юристов в европейском сообществе», принятый 28 октября 1988 года Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского Союза в Страсбурге».

 

Творческие задания (сочинения, эссе, сценарии, презентации):

Мифы о наказании в древних мифологии и религиях.

Юстиция, Немезида, Фемида и их атрибуты.

Отражение в искусстве темы преступления и наказания как морально-нравственной проблемы.

Идея возмездия как нравственная проблема по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Литература: учебники по списку, данному в конце.

Дополнительная литература: 1, 4, 6.

Интернет-ресурсы.

Занятие 2-е

 

ЭТИКА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

1. Соотношение морали и права в следственных действиях. Общие требования нравственно-правового характера.

2. Морально-нравственные проблемы на этапах дознания и предварительного следствия и судебного следствия. Нравственно-этические рамки проведения отдельных следственных действий (допрос, обыск, следственный эксперимент, освидетельствование).

3. Протокол в свете этических принципов.

4. Субъект следственной деятельности – следователь ­– духовный, морально-нравственный и культурный образ.

Дискуссионная тема занятия:

«Жеглов и Шарапов» (Этические принципы в следственных действиях героев книги братьев Вайнеров «Эра милосердия», а также фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя»).

Литература: учебники по списку, данному в конце.

Дополнительная литература: 1, 15.

Интернет-ресурсы.

Тема 6

ЭТИКА И КУЛЬТУРА СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ

 

1. Особенности судебной риторики. Состязательность ораторов с целью убеждающего воздействия судебной речи.

2. Нравственные основы судебных речей.

3. Этика обвинительной речи прокурора.

4. Этика защиты.

5. Судебное красноречие времен античности.

6. Судебное красноречие в России. Выдающиеся российские судебные ораторы.

 

Темы для обсуждения:

Культура и искусство судебных прений.

Речевая культура Ясность и точность речи. Импровизация. Эстетические характеристики речи.

Воспитательное воздействие адвоката в судебном процессе.

Образцы судебных речей дореволюционных русских юристов.

Юридические клише и штампы, общие фразы, «канцеляризмы», «паразиты» в речи и борьба с ними.

Книга Сергеича «Искусство речи на суде».

Анализ судебных речей русских юристов прошлого.

Литература: учебники по списку, данному в конце.

Дополнительная литература: 10, 17, 18.

Интернет-ресурсы.

 

Тема 7

 

КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

(4 часа)

 

Занятие 1-е

1. Понятие культуры; культура профессиональной деятельности; правовая культура; нравственная культура.

2. Культура процессуальной деятельности.

3. Культура производства по уголовному процессу.

4. Культура процессуальных документов.

5. Пиетет суда и достойное его позиционирование от лица государства.

 

Литература: учебники по списку, данному в конце.

Дополнительная литература: 6, 11, 12, 14.

Интернет-ресурсы.

Занятие 2-е

1. Понятие этикета. Этикет в профессиях.

2. Судебный этикет.

3. Проблема уважения и самоуважения как принцип этикета.

4. Вербальный и невербальный язык общения и его этическая значимость.

5. Законы слушания и реагирования.

6. Речевой этикет и его психологическая действенность.

7. Правила поведения юристов во внеслужебной деятельности.

8. Этикет в различных сферах правоохранительной деятельности.

 

Литература: учебники по списку, данному в конце.

Дополнительная литература: 8, 9, 17.

Интернет-ресурсы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебники:

 

1. Дружинин В.Ф. Этика. Курс лекций. М., 2005 (чит. зал)

2. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – М., 2008.

3. Порубов н.И., Порубов А.Н. Юридическая этика: Учебное пособие. – Мн., 2003. (Список литературы по каждой теме).

4. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / Кикоть В.Я. и др. – М., 2012.

5. Юридическая этика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / Аминов И.И., Дедюхин К.Д. и др. – М., 2010.

 

Документы, обязательные к изучению курса:

 

1. Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Утвержден Указом Президента Российской Федерации. 2002 г.

2. Кодекс профессиональной деятельности адвоката. Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

3. Кодекс судейской этики. Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.

4. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. №1138.

5. Кодекс поведения для юристов в европейском сообществе, принятый 28 октября 1988 года Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского Союза в Страсбурге

 

Дополнительная литература:

1. Аминов И.И. Психология деятельности юриста.– М, 2009.

2. Баишева З.В, Смирнова Н.П. Культура речи в юриспруденции: Учеб. пособие. – Уфа, 1998.

3. Балашов Л. Е. Этика: Учебное пособие. – М., 2010.

4. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики права к мировоззрению: Учеб. пособие. – М., 1998.

5. Грановская Р. М., Никольская И.М. Защита личности. Психологические механизмы. – М., 1999.

6. Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: учебное пособие. – М., 2006.

7. Гришко А. Я., Демко Т.Н. Пенитенциарная профессиональная этика /

В кн.: Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая

этика. – М., 2008. (Юридическая библиотека России).

8. Гусейнов А. А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник для вузов. – М., 2003.

9. Демко Т.Н. Морально-этические требования к имиджу сотрудника УИС / Организационно-правовые основы деятельности сотрудников УИС. Академия ФСИН России, 2008. Раздел 10.

10. Ивакина, Н. Н. Профессиональная речь юриста: учеб. пособие для вузов. – М., 2010.

11. Казина Т.В. Высокий статус судьи. «Мировой судья», №1, 2008.

12. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Сочинения: В 8 т. – М., 1967 Т.4. С. 33–69.

13. А.М.Ломоносов [и др.] Речевые коммуникации юристов [Интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования. Электронный ресурс]. – М., 2001.

14. Лукоянов Д.Н. Прогрессирует ли идеал морального облика российского судьи (в преддверии очередного всероссийского съезда судей)? «Администратор суда», №3, 2008. КонсультантПлюс.

15. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. – М., 1980.

16. Нехаев В.В., Нехаева Т.Г. Комментарий к Кодексу судейской этики. М., 2005. Комментарий к преамбуле.

17. Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: учеб. пособие для вузов. – М., 2009.

18. Сергеич. «Искусство речи на суде».

19. Федорова Е.М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки: учеб. Пособие. М., 2007.

20. Этика: Энциклопедический словарь. – М., 2001.

20. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992,

в ред. от 25.12.2008 №3132-1.

21.Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Утвержден приказом министра внутренних дел России № 501 от 19 ноября 1993 года.

22. Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере: Хрестоматия и аннотации юридических, психолого-педагогических и профессионально-этических документов. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006.

23. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. (Утвержден приказом ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240).

24. https://forum.yurclub.ru/ – Конференции юрклуба. Основы судебного красноречия.

 

 

ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

 

1. Психологическая и юридическая защита достоинства личности.

2. Проблема ювенальной юстиции с точки зрения права и морали.

3. Эвтаназия: нравственно или безнравственно?

4. Речи Ф.Н. Плевако: секрет успеха.

5. Андреевский о различиях уголовных и гражданских судов.

6. Меняются ли представления о добре?

7. Л.Н. Толстой. «Мысли на каждый день» как личный моральный кодекс.

8. Речи Спасовича и их нравственный потенциал.

9. Дело Веры Засулич.

10. Дискуссия о смертной казни.

11. Этика расследования преступлений.

12. Криминальный жанр в литературе и кино.

13. Сущность и задачи оперативно-розыскной этики.

14. Этика патрульно-постовой службы.

15. Служебный этикет и такт.

16. Нравственные основы полицейской службы в царской России.

17. Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника правоохранительных органов.

18. Нравственная допустимость правового принуждения.

19. Нравственные отношения в служебном коллективе.

20. Этика судебных прений.

21. Особенности профессии юриста и ее нравственное значение.

22. Морально-нравственные факторы, оказывающие влияние на вердикт присяжных.

23. Судебная реформа 1864 года и усиление нравственных основ судопроизводства.

24. Нравственно-правовое значение судебной символики.

25. Судебный этикет как составляющая культуры уголовно-процессуальной деятельности.

26. Судебная риторика в описании Сергеича (Пороховщикова) в книге «Искусство речи на суде.

27. Морально-нравственные проблемы планетарного характера.

28. Совесть – внутренний регулятор морального поведения.

29. Коллектив и товарищество.

30. Эволюция понятия чести.

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ ПЭЮ

 

1. Этика как наука. Предмет, возникновение, исторические взгляды и концепции. Дихотомия понятий этики.

2. Определения морали. Ее функции и санкции. Структурные единицы морали: нормы, правила, обычаи, оценки, идеалы, понятия, образцовые модели.

3. Происхождение морали. Сословно-исторические типы морали. Динамика морали, тенденции развития.

4. Институты воспитания и их роль в поддержании существующей морали.

5. Современная мораль Российского общества. Признаки и причины нравственного кризиса.

6. Нравственность как внутренний регулятор поведения людей.

7. Понятие цели и смысла жизни и их соотнесенность с профессией.

8. Структура нравственного мира личности: чувства, понимание, убеждения, жизненные принципы.

9. Природа совести.

10. Чувство долга, чувство справедливости, переживание ответственности; чувство униженности, и гордости и т.д.

11. Понятие нравственной личности. Духовность как надбиологическое качество личности. «Внутренняя борьба», «преодоления себя».

12. Безнравственность и аморализм (эгоизм, слабости, порок, понятие греха в религиозных кодексах).

13. Законопослушание в контексте морально-нравственных связей с окружающим миром.

14. Сущность профессиональной этики. Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Этика в профессиях человек/человек.

15. Механизмы психологической защиты и проблема признания человеческого достоинства.

16. Виды профессиональных этик: педагогическая, медицинская, в сфере услуг, полицейская этика. Общее и специфическое.

17. Этика управления. Этика госслужащего. Этика ученого. Этика в условиях воинской службы.

18. Этика бизнеса и деловых отношений (этика ведения переговоров, составления документации использование этических методов конкуренции).

19. Специфические черты профессиональной этики юриста.

20. Гуманизм и его воплощение в различных сферах деятельности. Принцип «не навреди».

21. Мораль и право. Нравственная сущность права. Прецеденты столкновения закона и моральной нормы.

22. Этика речевого взаимодействия.

23. Этика судебных прений.

24. Функции руководителя и качества, необходимые для управления людьми. Этика руководителя.

25. Коммуникативная компетенция руководителя.

26. Этика в системе корпоративной культуры.

27. Работа с конфликтом.

28. Понятие имиджа и его значение в деловых отношениях.

29. Персональный, личный имидж. Имидж организации и «честь мундира»

30. Субъект правоохранительной деятельности: честь, достоинство, репутация, авторитет, долг, ответственность, преданность закону и их место в профессиональной этике.

31. Личная нравственность служителей закона: сдержанность, самообладание, скромность, такт, деликатность, корректность, чуткость. Проблема гуманности и строгости.

32. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

33. Моральная оценка и самооценка в деятельности юриста.

34. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

35. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и

36. правоохранительной деятельности.

37. Нравственное содержание уголовно-процессуального законодательства.

38. Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

39. Этика производства следственных действий.

40. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

41. Нравственное содержание судебных прений.

42. Этика обвинительной речи прокурора.

43. Этика речи защитника.

44. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

45. Служебный этикет юриста.

46. Нравственное содержание правовых норм.

47. Нравственные начала гражданского судопроизводства.

48. Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.

49. Нравственные основы деятельности следователя.

50. Нравственные основы деятельности адвоката.

51. Нравственные основы избрания мер пресечения.

52. Нравственные основы обыска.

53. Этические основы допроса потерпевшего.

54. Этические основы допроса несовершеннолетнего.

55. Нравственные основы очной ставки.

56. Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

57. Нравственные основы деятельности судьи.

58. Нравственные основы деятельности прокурора.

59. Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

60. Понятие нравственно-профессиональной деформации, ее сущность, причины возникновения и формы проявления в различных сферах правоохранительной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: