Лекция № 39
Монтаж цилиндрических передач
План лекций:
1 Сборка зубчатых передач
2 Методы проверки
1 Сборка зубчатых передач
При монтаже оборудования монтажники выполняют ревизию и сборку редукторов и открытых передач с крупными цилиндрическими шестернями. Редукторы малых размеров, доставленные на : строительную площадку в сборе, устанавливают без разборки, если они запломбированы и в паспорте имеется указание о том, что в ванне и подшипниках редуктора находится рабочая смазка. Если этими данными монтажник не располагает, то он обязан вскрыть редуктор и подвергнуть его ревизии.
Зубчатые колеса изготовляют цельными в виде сплошных отливок или поковок и составными, в которых обод сопряжен с диском одним из способов неразъемного соединения.
Зубчатые колеса, подвергающиеся механической обработке, и собранные из них передачи разделяются на двенадцать степеней точности. Нормы для степеней точности 1-й, 2-й и 12-й для цилиндрических колес не установлены, а для 7-й и 8-й степеней точности почти полностью сов» падают с нормами допускаемых отклонений по 2-му и 3-му классам точности.
В правильно собранной зубчатой передаче усилия между зубьями должны передаваться по контактной линии, являющейся начальной окружностью колеса; боковые зазоры не должны выходить за пределы заданных для зацепления допусков. Чтобы выполнить эти требования при монтаже, необходимо убедиться в том, что детали шестеренных передач правильно изготовлены и собраны. Для этого проверяют радиальное и торцовое биение колес, измеряют межцентровое расстояние валов, величину бокового зазора и контактов рабочих поверхностей зубьев, а также правильность их расположения. Сборку шестеренных пар начинают с подготовки посадочных мест для валов, для чего про веряют соосность и межцентровое расстояние отверстий. Соосность посадочных мест проверяют одним из указанных ранее способов. Межцентровое расстояние проверяют при помощи микроштихмаса замерами расстояний между уложенными валами.
Радиальное и боковое биение зубчатого колеса проверяют после укладки вала в корпус редуктора по схеме. Для определения величины радиального биения пользуются контрольным роликом, который укладывают во впадины колеса через каждые три или четыре зуба. В этих местах изменение контакта ножки индикатора с контрольным роликом указывает на величину радиального отклонения.
Сборку редуктора начинают с укладки выходного вала, совмещая ее с прицентровкой вала к исполнительному механизму машины, обычно уже собранному и не подлежащему перемещению. В каждой собран ной паре проверяют параллельность валов при помощи штихмаса. Если сопряжения цилиндрических колес с валами выполнены с отклонениями в пределах допусков, валы параллельны и межосевые расстояния их равны расчетным, то правильное зацепление зубьев будет обеспечено.
Этот метод проверки применяют для мало ответственных зубчатых передач, так как такой вид центровки не вполне гарантирует получение необходимых норм контакта зубьев в зацеплении. Поэтому для контроля, а при ответственных передачах и для проверки сопряжения цилиндрических колес измеряют величину бокового зазора.
2 Методы проверки
Сопряжение зубьев цилиндрических колес выполняют по нормам, обеспечивающим гарантированный боковой зазор, не зависящий от нагрева сопрягаемых элементов. Нормы предусматривают четыре вида сопряжения: с нулевым, уменьшенным, нормальным и увеличенным гарантированными боковыми зазорами.
Боковые зазоры между рабочими и нерабочими поверхностями ср и сн (рис. 57, а) измеряют двумя способами. Первый состоит в измерении щупом. Второй заключается в измерении микрометром тонких свинцовых пластин, получившихся в результате продавливания в зацеплении свинцовой проволоки толщиной 2—3 мм. Делают это следующим образом: на зубьях шестерни тавотом или солидолом закрепляют изогнутые по контуру зубьев два, равных по длине отрезка проволоки так, чтобы они начинались по краям одного из зубьев с обеих сторон колеса, кончались также на одном из последующих зубьев и вошли в зацепление и вышли из него одновременно. Расстояние ℓ между проволоками измеряют.
Рисунок 57. Измерение боковых зазоров зубчатых передач:
а — боковой зазор; б — оси шестерни и зубчатого колеса не параллельны; в — оси пересекаются
Затем поворотом зубчатых колес раздавливают проволоки и зацеплении. Полученные оттиски представляют собой полоски с переменной толщиной. Меньшая толщина (а) соответствует зазору с рабочей стороны зуба, а большая (б) — с нерабочей. Очевидно, что общая величина зазора определится как сумма, т. е. с = а+б.
В правильно собранном зацеплении толщина обеих проволок одинаковая, т. е. а= а1 и б = б1. Если толщияа первой проволоки меньше толщины второй проволоки, т. е. если а<а1 и б<б1 (рис. 57, б) и, следовательно, a+б<a1 + б1, то оси шестерен непараллельны (для наглядности изображение на рисунке утрировано). Разность боковых зазоров, равная Δc=(a1 + б1) — (a + б), характеризует величину непараллельности осей зубчатых колес.
Чтобы оси стали параллельными, их надо сблизить в том месте, где измерен больший зазор, на величину
,
где α — угол зацепления передачи (обычно 20°).
Величина непараллельности, отнесенная к 1000 мм длины, будет иметь вид
В третьем случае соотношение между толщинами проволок может быть таким: a<а1; б>б1, a + б= a1 + б1 (рис. 57, в). Это значит, что оси валов пересекаются. Относительная величина скрещивания определится по формуле
Окончательно контакт зубчатого зацепления проверяют на краску или по металлическому блеску в местах контакта. Для проверки на краску зубья ведущего колеса покрывают тонким слоем краски и проворачивают несколько раз, чтобы на зубьях ведомого колеса появились следы соприкосновения. По этим отпечаткам судят о качестве зацепления. Если отпечаток находится в верхней части зуба (рис. 58, а), то межцентровое расстояние больше нормального. При оттиске в нижней части зуба колеса расположены ближе, чем это нужно (рис. 58,в).
Рисунок 58 Отпечатки краски на зубчатом колесе при различном положении осей шестерни
На непараллельность осей валов указывает отпечаток на рис. 104, г. Когда оси валов пересекаются, отпечаток выглядит так, как это показано на рис. 104, д. При правильном контакте зубьев и степени точности 6-й, 7-й и 8-й пятно касания по высоте должно быть не менее 50, 45 и 40% соответственно и по длине 70, 60 и 50% соответственно.
При недостаточном контакте поверхностей зубьев доводку на монтаже осуществляют: а) шабрением; б) притиркой липинг-пастой;
в) приработкой с маслом. Бывают и такие случаи, когда прежде всего снимают металл напильниками, а затем уже переходят к одному из названных способам.
Зубья пришабривают, когда контакт рабочих поверхностей не превышает 35% длины зуба. Притирку липинг-пастой выполняют во всех случаях, когда контакт зубьев составляет 35—50% длины, а также после шабрения независимо от величины контакта в зацеплении. Можно пользоваться также пастой ГОИ, которую разводят в смеси тавота или солидола с керосином примерно в таком составе: 60% тавота, 7— 8% пасты ГОИ, остальное керосин. При большом объеме работ по притирке пользуются специальными лапинговочными пастами, выпускаемыми под номерами 1, 2 и 3 (по крупности входящих в них компонентов).
Притирки выполняют в корпусе редуктора, следят за тем, чтобы притирочная смесь не попадала в подшипники. Смесь наносят кистью на колесо, вращаемое с окружной скоростью 1,5—2 м/сек, через короткие промежутки времени. Пользоваться лапинг-пастой при монтаже рекомендуется только в крайних случаях. Окончательно доводят зацепление приработкой с маслом под нагрузкой. По достижении требуемого контакта зубьев редуктор считают готовым к испытанию.
Если одно из колес шире другого, т. е. δ1 > δ 2 (зубья колес разной длины), то следят за тем, чтобы смещение колес в осевом направлении не превышало величины, равной е, где (e = δ1 - δ 2).
Шум нормально работающей зубчатой пары должен быть низкого тона, ровно жужжащий. Шум, напоминающий щелканье, вызываемый замедлением или ускорением вращения колес, связан с ошибками в окружном шаге зубьев. Приработка позволяет ликвидировать этот шум, но образующиеся натиры, проявляющиеся в металлическом блеске, надо обязательно удалить шабрением. При искажении формы рабочих поверхностей зубьев зацепление дает шум высокого тона, переходящий с увеличением числа оборотов в свист и вой и постоянный неравномерный стук. Этот дефект устраняют также шабрением. Если при входе в зацепление зуб ведомого колеса зацепляет ножку зуба ведущей шестерни, то появляется дребезжащий металлический шум, сопровождающийся вибрацией всего редуктора. При малом боковом зазоре на головках зубьев появляются острые кромки. Если зубья расположены эксцентрично относительно оси вращения, то возникает циклический шум, появляющийся с каждым оборотом колеса, то усиливающийся, то ослабляющийся. Устранить такой шум не представлятся возможным.
Лекция № 40
Монтаж конических и червячных передач
План лекции:
1 Монтаж конических передач
2 Монтаж червячных передач
1 Монтаж конических передач
Конические передачи изготовляют такой степени точности, что и цилиндрические. Только в этом случае допуски и отклонения не предусмотрены для степеней точности 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 12-й. При монтаже сборка конических передач встречается реже. При ремонтах сборку таких передач выполняют с соблюдением следующих требований. В большинстве конических передач оси взаимно перпендикулярны; в этом случае вершины начальных конусов должны совпадать. Оси конических передач бывают расположены также под углом, но редко. Отклонения в элементах зацеплений не должны выходить за пределы допусков, заданных степенью точности.
Положение осей конических шестерен выверяют при помощи струн с отвесами, линеек и других универсальных инструментов. В связи с тем что вершины начальных конусов, совпадение которых должно быть проверено, в натуре отсутствуют, установку конических колес проверяют косвенным способом по совпадению образующихся наружных конусов в плоскости осей колеса. Допускаемое отклонение принимают равным s = 0,l÷0,5 мм (рис. 59). Окончательную проверку осуществляют по пятнам касания зацепления.
Отпечатки на зубьях ведущих (I) и ведомых (II) шестерен на рис. 60, а указывают на чрезмерное сближение колес. Удалены колеса более чем надо, если отпечатки подобны изображенным на рис. 60, б.
Рисунок 59 Проверка установки конических колес по зазорам между образующими поверхностями.
Если межосевой угол колес увеличен (рис. 60, в), то отпечатки расположены в верхней части усеченного конуса. При уменьшении межосевого угла (рис. 60, г) отпечатки располагаются у основания конуса. Расположение отпечатков на противоположных профилях зубьев при двустороннем вращении колес (рис. 60,д) указывает на перекос осей валов.
![]() |
Рисунок 60 Отпечатки краски на зубьях конических колес при нарушении зацепления
2 Монтаж червячных передач
С передачами этого типа монтажники чаще всего сталкиваются, когда им приходится исправлять дефекты заводской сборки; сделать это иногда бывает довольно сложно. В червячной передаче при сборке должны быть проверены межосевое расстояние валов червяка и червячного колеса, правильность положения валов, т. е. отсутствие перекоса, наличие нормального бокового зазора в зацеплении и прилегание рабочих поверхностей зубьев. Установку червячной пары проверяют спе- циально изготовляемыми шаблонами и щупами, отвесами и масштабной линейкой, точной линейкой и уровнем.
Рисунок 61 Проверка установки червяка относительно червячного колеса
К ободу червячного колеса 3 (рис. 61, а) прикладывают шаблон 2 и щупом измеряют зазор с между шаблоном и витками червяка 1. Если оси колеса и червяка пересекаются под прямым углом, то зазоры с будут одинаковыми во всех положениях шаблона. От вала червяка 4 (рис. 61, б) опускают отвесы О и измеряют расстояния между отвесами и колесом 5, которые с обеих сторон червяка должны быть одинаковыми. При горизонтальном положении червячного колеса 10 (рис. 61, в) по отношению к червяку 6 установку колеса проверяют при помощи линейки 7, специально изготовленной призмы и уровня 8. Между линейкой и торцом колеса помещают мерную подставку 9. Приспособления для проверки червячной пары поставляет изготовитель передачи. После указанных проверок собранную передачу проверяют по пятнам касания, которые должны располагаться на зубьях колеса симметрично относительно оси. Смещение их в одну или другую сторону указывает на перекос осей. Приближение пятен касания к краю зуба свидетельствует об увеличенном межосевом расстоянии, и наоборот.
Лекция № 41
Неполадки при пуске редукторов. Монтаж ременных передач
План лекции:
1 Неполадки при пуске редукторов.
2 Монтаж ременных передач
1 Неполадки при пуске редукторов.
Наиболее часто встречающиеся неполадки при пуске редукторов указаны в таблице 1.
НЕПОЛАДКИ ПРИ ПУСКЕ РЕДУКТОРОВ
|
Неисправности в работе | Причина | Способы устранения |
Нагрев валов в местах контакта с уплотнениями | Неправильно отрегулировано уплотнение | Отрегулировать уплотнение или заменить новым |
Нагрев участка уста- новки подшипника | Подшипник загрязнен | Подшипник промыть |
Подшипник неправильно отрегулирован | Отрегулировать подшипник | |
Избыток или недостаточность смазки в подшипнике | Отрегулировать подачу смазки в подшипник; при недостаточной смазке допускается закладывание в подшипниковую полость консистентной смазки (при картерной смазке) | |
Подшипник неправильно смонтирован | Устранить ошибки монтажа (перекосы осей и поверхностей, чрезмерная затяжка и др.) | |
Трение вращающихся деталей, сопряженных с подшипником, о неподвижные | Устранить трение | |
Чрезмерный износ или разрушение деталей подшипника (подшипник вышел из строя) | Заменить подшипник новым | |
Чрезмерный нагрев масляной ванны | Редуктор недостаточно обкатан (крупные редукторы и клети) | Произвести обкатку при ступенчатом повышении нагрузки |
Недостаточная циркуляция масла | Увеличить подвод и от- вод масла | |
Вязкость масла не соответствует скорости (велика) | Уменьшить вязкость масла | |
Чрезмерный нагрев масляной ванны, сопровождающийся прогрессивным износом и выкрашиванием рабочих поверхностей зубьев, наличием шума, стуков, вибраций и др. | Нагрузка выше проектной | Снизить нагрузку |
Мала вязкость масла | Увеличить вязкость масла | |
Масло недостаточно очищенное, содержит продукты износа и абразивные частицы | Улучшить очистку масла | |
Редуктор неправильно смонтирован: недостаточно точнс выверены валы нлн перекошен корпус, в результате чего увеличились перекосы осей передач и уменьшилась величина пятна контакта зубьев | Устранить ошибки монтажа |
2 Монтаж ременных передач
Ременные передачи при монтаже оборудования металлургических заводов встречаются редко. Подготовка к их монтажу заключается в проверке биения шкивов уже известным читателям способом — при помощи рейсмуса или индикатора. Быстроходные шкивы подвергают статической балансировке.
После посадки шкивов, установки механизма и двигателя проверяют параллельность валов рабочего органа и привода. Делают это при помощи штихмаса. Совпадение средних плоскостей, соединяемых ремнем шкивов, проверяют линейкой, прикладывая ее к торцам шкивов.
Замеры в двух местах каждого шкива от струны, натянутой перпендикулярно валам, указывают на отклонение. Шкивы, соединенные ремнем, должны находиться один от другого на расстоянии, которое зависит от их диаметров. При необходимости установить шкивы на более близком расстоянии ставят натяжной ролик или переходят на клиноременную передачу.
Ремни соединяют заклепками, проволочными крючками, болтами, сшивают и другими способами. Прорезиненные ремни лучше склеивать с последующей вулканизацией.