Дисциплина: Культурология




КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 

Дисциплина: Культурология

 

Тема: Аполлоническое и дионисийское начала и европейская культура: модель Ф. Ницше

 

Студентка 1 курса ЮСО

Заочного факультета

Специальность

 

Юриспруденция

Ф.И.О.

Васильева Ю. В.

 

Красноярск

2018 год

 

Регистр №____________ «______»___________________20 г.

Дата поступления работы

 

Оценка__________________________ «________»__________20_______ г.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ____________________/_________________Емельянова О. Н._________

подпись фамилия четко

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(линия отреза)

 

Регистр № _____________ «_______»_________________ 20 г.

Дата поступления работы

Студентка _ 1 курса ЮСО __ _________________Васильева Ю. В._________________

(Ф.И.О)

Дисциплина ____ Культурология _________________

Контрольная работа (курсовая) работа по теме: Аполлоническое и дионисийское начала и европейская культура: модель Ф. Ницше _____________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Оценка__________________________ «________»__________20_______ г.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ __________________/_______________Емельянова О. Н.__________________

подпись фамилия четко

Р Е Ц Е Н З И Я

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Содержание

 

Введение……………………………………………………………… с.3

§ 1. Обращение Ницше к греческой культуре. Трагическое мироощущение и «греческая весёлость».................................................................... с. 4

§ 2. Аполлоническое начало.............................................................. с. 5-6

§ 3. Дионисийское начало.....………………………………………….. с. 7-8

§ 4. Противоборство и взаимодействие 2-х начал как двигатель культуры...................................…………………………………...........с. 9

Заключение……………………………………………………………. с. 10

Литература……………………………………………………………….с. 11


 

 

Введение

Уже в конце 19 - нач. 20 вв. философы находили, что западноевропейская цивилизация переживает культурный упадок. Происходит это повсеместно и не зависит от культурных традиций той или иной страны. Современный мир, много сделав для удовлетворения материальных потребностей, совсем позабыл о духовной жизни. Демократическая культура создаёт иллюзию счастья и прогресса. На самом же деле между человеком и естественной средой эта культура воздвигает колоссальную стену нагромождений, что приводит к дисгармонизации сознания. На смену высоким идеалам Средневековья, пришла чувственная культура с общечеловеческими ценностями, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать.

Ницше ставил в пример Европе восточную систему ценностей и жизнь предков самих европейцев. В Европе естественное бытие он видит в жизни досократических греков, изучением которых он сильно увлекался.

Целью данной работы будет рассмотрение и изучение концепции Ф. Ницше о аполлоническом и дионисийском началах в культуре. Задачи работы представляют собой, во-первых, проследить обращение Ницше к греческой культуре, во-вторых, изучить аполлоническое и дионисийское начала в культуре по концепции Ницше, и, в-третьих, проследить противоборство и взаимодействие 2-х начал как двигатель культуры.

Объектом исследования представленной работы будет модель Ницше о аполлоническом и дионисийском началах в культуре. Материалами исследования будут являться такие литературные источники, как практическое пособие Лалетина Д. А. и Пархоменко И. Т. Культурология: экзаменационные вопросы и ответы, Гуревич П. С. Культурология, Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки в пер. Г. А. Рачинского, учебное пособие Т. Ф. Кузнецова Культура: теории и проблемы и др.

 

 

Обращение Ницше к греческой культуре. Трагическое мироощущение и «греческая весёлость»

Ницше поднял важные вопросы о природе человека, о его бытии, о культуре. В этих вопросах ему помогла античная культура. Философ полагал, что греки в полной мере ощущали трагичность чувственного бытия, несмотря на стремление к красоте, празднествам, различным увеселениям, «греческую весёлость». В предисловии к «Рождению трагедии» он задаётся вопросом:

«А что, если греки, именно в богатстве своей юности, обладали волей к трагическому и были пессимистами? Что, если именно безумие, употребляя слово Платона, принесло Элладе наибольшие благословения? И что, если, с другой стороны и наоборот, греки именно во времена их распада и слабости становились всё оптимистичнее, поверхностнее, всё более заражались актёрством, а также всё пламеннее стремились к логике и логизированию мира, т. е. были в одно и то же время и "радостнее" и "научнее"?[1]

Ницше видел сущность греческой культуры в противоречии. Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования на земле, но чтобы иметь возможность жить он должен был заслонить себя от них иллюзией, и блестящим порождением его грёз становится мир греческих богов. Ницше пишет: «Как мог бы иначе такой болезненно чувствительный, такой неистовый в своих желаниях, такой из ряда вон склонный к страданию народ вынести существование, если бы оно не представлено ему было в богах озаренным в столь ослепительном ореоле…Так боги оправдывают человеческую жизнь, сами живя этой жизнью.»

Философ подчёркивает противоположность и взаимосвязь Первоединого и иллюзорного мира, созданного человеком. Эти две сущности он положил в основу учения об аполлоническом и дионисийском началах. Разные стороны человеческого бытия были запечатлены в образах 2-х греческих богов: Диониса и Аполлона. Два эти божества выразили всю полноту вечной жизни.

 

 

Аполлоническое начало

Аполлоническое начало представляет собой полную противоположность дионисийскому. Оно появляется в попытках человека познать и объяснить окружающий мир посредством иллюзии, т.е. сновидения. В сновидениях впервые предстали душам людей чудные образы олимпийцев. Ницше полагал, что сны греков были ярче и чётче наших снов, грезящий грек больше приближался к великим творцам искусства, чем современный человек.

Ницше пишет, что в уразумении воображаемого образа люди находят наслаждение. Хорошо восприимчивый человек относится к действительности снов очень серьёзно. Он зорко всматривается в свои сновидения, живёт по их законам.

По утверждению Ницше наша внутренняя сущность испытывает сон с глубоким наслаждением и радостной необходимостью. «Эта радостная необходимость сонных видений также выражена греками в их Аполлоне; Аполлон, как бог всех сил, творящих образами, есть в то же время и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее. Он, по корню своему «блещущий», божество света, царит и над иллюзорным блеском красоты во внутреннем мире фантазии».[2]

Образ Аполлона - это полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов. Даже когда Аполлон недоволен, на всем его существе почиет благость прекрасного видения, его око всегда остается «солнечным».

Аполлон, как божество, требует от людей меры и самопознания. Его требования: «Познай самого себя» и «Сторонись чрезмерного».

Аполлоническое искусство характеризуется понятиями «красоты» и «кажимости». Жизненное содержание последних терминов выступало в качестве предпосылки живописи, прорицания и поэзии. В отличие от искусства дионисийского, аполлоническое воспринимается логически; оно сознательно и рационально. По мнению Ницше, именно рационализация искусства(в частности, греческой трагедии) и отказ от дионисийского стали причинами его упадка. Современное искусство стремится подражать греческой трагедии, утверждает философ, говоря об опере. Однако, построенное на принципах гармонии и разумности, искусство уже не оказывает прежнего влияния на зрителя. Ницше пишет: «Опера есть порождение теоретического человека, критически настроенного любителя, а не художника; это - один из самых поразительных фактов в истории искусства».[3]

 

Дионисийское начало

 

Дионис - один из любимых образов Ницше. Если аполлоническое состояние мы сравниваем с состоянием сновидения, то дионисийское состояние философ сравнивает с опьянением. Начнём с того, что Дионис - это бог виноделия и земного плодородия, а также музыки. «Либо под влиянием наркотического напитка, о котором говорят в своих гимнах все первобытные люди и народы, либо при могучем, радостно проникающем всю природу приближении весны просыпаются те дионисийские чувствования, в подъёме коих субъективное исчезает до полного самозабвения, » - пишет Ницше.[4] Дионисийское начало характеризуется понятиями «безобразное» и «дисгармоническое». Это связано с тем ужасом, которое испытывает человек перед чем-то непознаваемым, иррациональным.

«Под чарами Диониса не только вновь смыкается союз природы с человеком: сама отчуждённая, враждебная или порабощённая природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном – человеком. Добровольно предлагает земля свои дары, и мирно приближаются хищные звери скал и пустыни. Цветами и венками усыпана колесница Диониса; под ярмом его шествуют пантера и тигр». В состоянии опьянения у людей уничтожается индивидуальность, они чувствуют ощущение единства друг с другом, все люди теперь равны, исчезают границы, установленные обществом. Иллюзии больше нет.

Дионисийское начало есть стихия, порыв, непреодолимое тяготение. Всякая система, порядок, последовательность презираются. Это стихийное стремление, в своём опьянении со­здающее некий ритм, гармонию торжествующего безумия. Оно бежит от внешней красоты и гармонии форм, утоляет жажду прекрасного непосредственно в первородном источнике жизни, и сливается с жизненным потоком, текущим под их покровом.Опьянение не знает преград, оно пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечёт её в чарующую область жизни, не знающей преград и подчинений.

 

Этот мир влечёт к себе человека, исполняет его дух великим томлением, сопричисляет к внутренней красоте, беспрестанно вырывает его из цепей косми­ческого сновидения. Экстаз Диониса есть полное погружение в поток мировой жизни. Дионис влечёт человека к раскрытию глубинных истоков жизни. Все его существо исполняется тяготением безраздельно слиться всеми частями своей души с родником, льющим в мир поток жизни, проникнуть повсюду во все его мельчайшие струйки, безраздельно срастись со всякой душой и замереть в ощущении вселенского трепета жизни. «Художественная мощь целой природы открывается здесь в трепете опьянения, »- отмечает философ.

 

Противоборство и взаимодействие 2-х начал как двигатель культуры

Таким образом, аполлоническое и дионисийское начала противоборствуют друг с другом. Дионисийское начало предстаёт перед нами как иррациональное, трагико - героическое, безмерно буйное, беспокойное и единое, а аполлоническое как рациональное, спокойное, индивидуальное, мера и упорядоченность, иллюзорно - оптимистическое.

Но эта антиномия позволяет культуре развиваться - поступательное движение культуры обуславливается двойственностью начал так же, как рождение зависит от двойственности полов.

Аполлоническое начало противостоит дионисическому подобно тому, как искусственное противостоит естественному, жизни, осуждая все чрезмерное, непропорциональное. Ницше полагает, что после многочисленных этапов противоборства эти два начала слились в древнегреческой трагедии, ибо и то и другое оказались одинаково необходимы греку: этическое начало Аполлона стало как бы своеобразной защитой от ужасов бытия, как его дополнение и ограничение; в то же время силы Диониса олицетворяли преклонение перед неисчерпаемой во всей ее чрезмерностью мощью самой жизни. Именно в "Рождении трагедии" Ницше формулирует ставшую сакраментальной фразу о том, что "только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности".

Проанализировав причины появления аполлонического начала, Ницше заключил, что оно при всех различиях родственно также «варварскому» и «титаническому», и само лежит на скрытой почве страдания. Поэтому он восклицает: «Аполлон не мог жить без Диониса!». Музыка Диониса может существовать сама по себе, пластические образы требуют для своего появления дионисического воздействия. Только под воздействием обеих этих сил появляются на свет произведения, потрясающие всех своей глубиной.

 

Заключение

 

Труд Ницше - это глубоко философское исследование, опирающееся не на доказательства, а на непосредственный эмпирический опыт человечества. Всё многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения.

В своём восхвалении Диониса Ницше сильно увлекся, сведя до вредного и презренного явления того, что он называл сократизмом, а проще – науку. Наука всегда пользовалась большим интересов и философ хотел оградить искусство от омассовления и развлекательности. Ницше объяснил сущность музыки. Это открытие было совершено не без помощи Шопенгауэра, но Ницше довёл его до конца.

 

Список использованной литературы

1. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – Санкт – Петербург.: Лань, 2007. – 669 с.

2. Гуревич П.С. Культурология / М.: Проект, 2003. - 336 с.

3. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. Г.А. Рачинского/ М.: Азбука СПб, 2014. – 224 с.

4. Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах/ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

5. Руднев В.П. Словарь культурологии 20-ого в: Ключевые понятия и тексты / М.: 1999.

 

 


[1] Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки

[2] Гуревич П.С. Культурология

[3] Борзова Е.П. История мировой культуры

[4] Ф. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: