Культура Киевской Руси и Московского царства




С приходом христианства на Русь из Византии пришли те компоненты культуры, которых в русской культуре просто не было. Пришли тексты (античные: греческие и латинские), под влиянием литературного пласта стали развиваться жанры собственной литературы (летопись, слово, воинская повесть), пришли жанры изобразительного искусства, которых не было, из числа искусств было только прикладное, пришло каменное зодчество, живопись, мозаика, книжная миниатюра, в меньшем количестве скульптура. Пришли основы образовательной системы, пласт знаний в точных, естественных, гуманитарных науках, Киев и целый ряд крупных городов в домонгольский период развивается чрезвычайно успешно, и в экономическом плане (при Ярославе 8 рынков) и духовная составляющая (Ярослав развивал образовательную систему, появились школы, даже для девочек, дал своим 5 дочерям дал блестящее образование, женщины воспитывают будущее государство, их нельзя оставлять темными и невежественными).

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

В 10 веке приняли систему искусств из Византии, к 12 веку уже складываются территориальные школы русской архитектуры. Новгородская, владимиро-суздальская, псковская, южнорусская.

Крестово-купольная система. Исчезает многокупольность (только очень крупные соборы), в основном трехнефные, потому что русские поселения города многокупольность и масштабность храмов отторгают. Отказываются от избыточного декора, пестрота и демонстративная роскошь для русской культуры оказывается чужеродной. Противоречит природе (русские церкви стоят в северной природе, более тусклой, используют другой материал - камень, потом белят). Изменения во внутреннем убранстве церкви. Русская икона признана уникальнейшим явлением, древнерусское иконописание отличается от византийского. В Византии икона не имела такого значения как на Руси, внутренне убранство было представлено мозаикой (алтарная часть), росписи на стенах, а иконы кое-где были вкраплены, как отдельные акценты.

В Софии Киевской после реставрации обнаружили мозаику. Но русские мастера почти сразу отказались от мозаики, не было своих материалов. Само искусство мозаики на Руси показалось холодноватым по эстетике, поэтому поневоле стали делать акценты на иконописании. Самое главное, что изменилась цветовая гамма, в Византийской иконе нет красного цвета, в ней краски затемненные. Яркие цветы только в русской иконе, нет аналогов. Используется резьба, но акцентным явлением становится икона.

Складывается система иконостаса, чего не было в Византии.

Алтарное пространство было открыто, заканчивалось тремя апсидами, к 15 веку складывается иконостас и алтарная стена вся в иконах.

Успешное развитие было прервано историческими событиями - феодальная раздробленность Руси, и гибельное нашествие монголо-татар. На несколько веков культура погрузилась в несколько иное состояние и энергичное развитие прекратилось.

Московская Русь

Времена ига, культурное развитие замедляется, усиливается восточное влияние, до 14 века сама жизнь Руси находилась в некотором замедлении. Киевская Русь свое значение утратила. Вокруг Москвы начинает собирать вокруг себя другие города, стала новым центром нового государства. Даже этнически Московская Руси отличалась от киевской, изначально возникает с другими идеями. С одной стороны очень подчеркивает преемственность с Киевом - все те же Рюрики, из Киева в Москву со временем перебирается митрополит. С другой стороны Москва изначально становится центростремительным явлением (от периферии к центру), Киев никогда не доминировал, он был первым среди главных. Москва становится единственным доминантным центром, местные центры подчинены Москве в гораздо большей степени чем Киеву. Именно в Московской Руси культура начинает приобретать единый характер. В 15 веке Москва как центр окончательно оформилась.

К началу 16 века формируется представление о Москве как о третьем Риме, формирование идеи связано с падением Константинополя. Слава византии начинает закатываться. Христианская церковь делится на западную и восточную, Константинополь начинает сдавать позиции, подвергался разграблению крестоносцев, в 12-13 веке Константинополь утратил значение, Европа переносит свои интересы в Рим, в сер. 15 века османы завершают историю великой Византии. В этих условиях Москва начинает ощущать себя последним центром православия, духовным центром всех народов и культур, которые исповедуют единственно правильную религию. Русь начинает ощущать свою единственность, некую уникальность, потому что с этого времени не православная страна в православном мире, а воплощение православной веры среди иноверцев. Приводит к тому, что начинают формироваться условия изоляции, в которых будет развиваться культура московского времени. Связи с западом после принятия великой миссии - третьего Рима - насильственно отчуждаются.

Влияние на светские формы культуры и князья становятся царями, более того самодержцами.

Разница между монархией и самодержавием (вассалы и холопы).

В русской традиции совершенно неслучайно возникло выражение царь-батюшка, патриархальная модель отношений - отец (царь)-дети (остальные). Все формы власти которые осмысливаются социально,, они какие-то ограничения все равно имеют, отеческая власть ограничений не имеет, требует полного детского послушания, поэтому проводить параллели между верхушкой русской и европейской невозможно, они изначально находятся на разных позициях. Принципы, законы сословной морали - значимы для Европы, король - первый среди равных, король имеет право казнить за провинность,, он имеет право унизить, так как нравственный кодекс у них одинаковый, имеет некую степень свободы. Русская система всего этого в себе не несет, поэтому аристократия как некая выделенное сословие, являющаяся образцом, идеалом на Руси не формируется. Боярин отличатся знатностью рода, материальный достатком, но больше ничего специфического нет. У аристократии русской нет своего отличительного языка, нет кодекса поведения, морали, он единый, диктуется традицией культуры и религии, единый образ жизни у всех, отличается тем что у бояр богаче, а у крестьян беднее, и свободы нет ни у кого. Отсюда заторможенность в развитии науки образования (нет образованных сословий, есть только отдельные личности), мысль не воспитана в культуре.

Даже церковь по сути дела, которая имеет достаточную власть, фактически подчинена государству.

Средневековая культура создает 4 сферы - клерикальная, рыцарская, городская и крестьянская. НА Руси таких сфер не существует, средневековая культура Руси практически вся клерикальная - верхний слой, под ним слой народно-крестьянской культуры, в культуре это создает с одной стороны монолитность, целостность, единство (единство языка, письменности, единство религии и церкви, единство художественных форм) эта целостность сыграла свою положительную роль - Русь не распалась. С другой стороны, когда в культуре нет внутренних противоречий развитие происходит медленно, а может вообще наступить период застоя. Поэтому однозначно оценить период московской Руси невозможно. Содержит в себе основы, которые позволили государству сформироваться и уцелеть, одновременно те же самые основы выступали в роли тормозов развития культуры, отсутствие внешних влияние (которые когда-то ее сформировали) способствует провисанию культуры.

Все это приводит к тому, что противоречие между полож. и отриц. Сторонами в 17 веке приходит к пределу, начинают назревать перемены.

Период смутного времени

Первая половина 17 века - поиски нового царя, целые края пустеют и вымирают (частью от эпидемий, частью от голода), города в разрухе, по границам, особенно западным, бесконечная череда военных конфликтов, торговля скудеет. На краю катастрофы.

Во второй половине 17 века вдруг начинается интенсивное быстрое развитие, сопровождающееся новыми формами и явлениями, начинает оформляться торговля, во второй половине 17 века складывается единый русский рынок. В это время у власти оказываются люди, которые оказались способными наладить и укрепить вялые, почти отсутствующие связи с Европой. Все это приводит к тому что на Руси появляются первые ростки светской городской культуры, т.е. появляется первые ростки секуляризации культуры.

В 17 веке древнерусская литература создает новые явления, новые жанры - жанр повести, демократическая сатира. Эту литературу называют посадской - зарождающаяся городская светская культура. Посады, окружающие Москву, где селились грамотные люди (дьяки, священнослужители, часть купечества), в этой среде вызревает потребность в светской культуре. Если посмотреть на другие виды искусства, в частности иконопись, она остается главным видом живописи, но возникает такое явление как парсуна - ранний портрет, изображение исторического лица, не имеющего отношение к священному. В самой иконописании возникают новые черты. Сюжет троицы - Рублев (15 век) писал свою троицу по канону. Для Рублева суть истории состояла в драматическом моменте, что один из троих должен принести жертву ради всего человеческого, чаша (с вином) - символ страдания в древнерусской иконописи.

В 17 веке тоже пишут этот сюжет. Один из кремлевских мастеров пишет троицу. Никакой высокой идеи в этой живописи не воплощено, нельзя назвать культовой живописью -реалии быта, складки плаща и другие детали.

В архитектуре тоже начали перемены, начиная с 16 века каменное зодчество перестало быть чисто каменным, строятся палаты дома, чтобы там было тепло уютно безопасно благополучно жить.

К концу 17 века существует клерикальный уровень, народно-крестьянская сфера, но уже начинает формироваться городская культура, под конец возникает первое высшее учебное заведение - славяно-греко-латинская академия (светское явление) учат богословию, языкам, истории и т.д.

В течение многих веков идет спор и петровских реформах - для одних Петр остается великим реформатором, который придал стране совершенно другое направление развития, для других Петр остается деятелем, которые сломал России хребет, и направил развитие по чуждому ей направлению. суть и смысл реформ Петра закладывались и раньше, вторая половина 17 века - предпосылки для его будущих реформ. Секуляризация культуры уже была в культуре представлена.

Формировалась русская культура как открытый тип, в дальнейшем - 15-16 вв. - развивается как закрытый тип культуры. Нет однозначного объяснения такого явления.

Модель культуры, развивающаяся в рамках самодержавия отличается устойчивыми характеристиками:

-вера в вечность и совершенство миропорядка, каждая попытка изменить эту модель встречается как посягательство на устойчивость самого миропорядка

-характерно представление об империи как о некой земле обетованной, идеальном пространстве, Европа всегда существовала как некое сообщество государств, в России эмиграция всегда представляла собой некий глобальный перелом жизни - не приемлет языковой культурной принадлежности, тогда как в Европе это обычный переезд - смена места жительства

-характерно мифологизация личности правителя, сакрализация верховного правителя (черта закрытой культуры) - устойчивая черта

-сознание такой культуры носит как правило иррациональный характер, основано не на разуме, а на вере

-тоталитарный характер правления успешно формируется и удерживается в системе такого сознания

-такая культура тяготеет к частым нарушениям баланса в социуме, такая культура обречена на чередование стабильности и смутного времени (есть мнение, что в 19 веке каждые 25 лет)

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Ахнезер А.С. Социокультурная динамика России: к методологии исследования // Политические исследования. - 2000.

2) Василькова В.В. Волновые процессы в общественном развитии. - Новосибирск, 2001.

3) Динамика культурных и социальных связей. - М., 2002.

4) Кравченко А.И. Культурология. - М., 2000. Разд. I. Гл. 6.

5) Моль. А. "Социодинамика культуры" Москва,1973

6) Пригожий И. Нововведения: стимулы и препятствия //Социальные проблемы инноватики. - М., 2001.

7) Сорокин П. Кризис нашего времени: диагноз кризиса // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.

8) Флиер Н.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: