Песочная терапия – один из методов экспрессивной терапии.




Другое название – метод Sandplay (дословно – песочная игра).

Традиционной формой психотерапевтической работы являет-

ся вербальная коммуникация в форме беседы. Но часто даже взрос-

лому человеку, а уж тем более ребенку, бывает сложно выразить

словами свои переживания. Кроме того, собственные внутренние

процессы сложны для понимания, человек рефлексирует только то,

что находится в его сознании. В этом случае помощником может

стать песочница с миниатюрными фигурками – песочная психо-

терапия, которая позволяет обходить «цензуру сознания» и иссле-

довать бессознательные процессы средствами художественной экс-

прессии, так как создаваемые человеком песочные картины, возни-

кающие у него образы, – это отражение его внутреннего состояния,

объективация его настроений и мыслей.

В начале XX в. психоаналитики столкнулись с проблемой дет-

ского психоанализа. Они обнаружили, что дети не могут описы-

вать свое беспокойство словами, как это делают взрослые, их не ин-

тересует исследование собственного прошлого или обсуждение ста-

дий развития, часто они отказываются даже пробовать свободно

ассоциировать. С 1919 г. Мелани Кляйн начала использовать в пси-

хотерапевтической работе с детьми младше 6 лет игру как более

свойственное для них действие, чем речь, и при этом, как и пове-

дение взрослых, направляемое скрытыми мотивами и свободными

ассоциациями. Ребенку предоставлялись мелкие игрушки, и все

действия с ними интерпретировались по аналогии со свободными

ассоциациями взрослого. При этом аналитик не вмешивался в дей-

ствия ребенка, а только наблюдал за различными реакциями ре-

бенка, уровнем его аффектов, установками в отношении разных

людей и предметов.

Позже появился «Тест мира», разработанный Шарлоттой Бю-

лер, или так называемый Erica метод, который до сих пор исполь-

зуется в Швеции как диагностический инструмент в детской пси-

хиатрии. Этот тест состоит из 232 моделей объектов, распределен-

ных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, люди

и т. д.). Клиент конструирует в миниатюре мир, анализ особен-

ностей которого позволяет психотерапевту получить информацию

об особенностях его личности.

В 1929 г. детский психиатр Маргарет Ловенфельд, разработа-

ла «технику построения мира» в песочнице. Эту работу заметил

К. Г. Юнг и посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить осо-

бое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке.

Он считал, что содержание человеческой души составляют и те

мысли, чувства, ощущения, которые человек осознает, и те обра-

зы, которые рождаются в индивидуальном бессознательном (то,

что было когда-то вытеснено из сознания и забыто), но подлинной

основой индивидуальной психики является коллективное бессо-

знательное, в котором сокрыт опыт наших предков и универсаль-

ные, общие для всех людей возможности, проявляющиеся у отдель-

ного человека в виде архетипов, которые переживаются через по-

вторяющиеся мифологические мотивы и образы. Эти архетипы

могут ожить в игре с песком наряду с личными знаковыми поняти-

ями. Работа в песочнице возвращает в детство и способствует акти-

визации «архетипа ребенка». Занимаясь творчеством, человек ве-

дет диалог со своим бессознательным.

Пройдя обучение у К. Г. Юнга и М. Ловенфельд, Д. Кальфф

разработала юнгианский подход к песочной терапии (терапевти-

ческий метод Sandplay), который использовался сначала для рабо-

ты с детьми, а в дальнейшем и в работе со взрослыми. Она исхо-

дила из гипотезы К. Г. Юнга, согласно которой психике человека

присуще стремление к целостности и самоисцелению. Главным

принципом работы является создание свободного и безопасного

пространства, в котором человек может свободно выражать и ис-

следовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в

зримые и осязаемые образы. Созданные клиентом картины не ин-

терпретировались, а проявленные вовне внутренние процессы рас-

сматривались с точки зрения стадиальности психического разви-

тия и проявления архетипов в символике ландшафта и выбирае-

мых человеком миниатюрных фигурах [см.: Зинкевич-Евстигнеева,

Грабенко, 2002; Штейнхард].

Метод песочной терапии в настоящее время приобрел извест-

ность и широко используется специалистами самых разных психо-

терапевтических направлений. Правда, существует и такое мнение,

что термин Sandplay правомерно относить только к юнгианской

песочной терапии, а использование лотков с песком или другими

сыпучими материалами в качестве вспомогательного инструмента

в коррекционной, развивающей, терапевтической работе в рамках

поведенческого, когнитивного, игровых и других подходов, кото-

рые подразумевают активную позицию терапевта, интерпретации

действий клиента – это другой метод – Sandtray. Но на сегодняш-

ний день это мнение не получило широкого распространения. Нет

и общей точки зрения по вопросу о том, является ли песочная те-

рапия самостоятельным психотерапевтическим направлением

или только вспомогательным методом в рамках экспрессивной те-

рапии или арт-терапии.

Действительно арт-терапевты часто используют в работе песоч-

ницу с игрушками, ведь созданная из песка картина является про-

дуктом творческого самовыражения, благодаря которому на бессо-

знательно-символическом уровне происходит «отреагирование»

внутреннего напряжения и поиск путей развития.

В психосинтезе и гештальттерапии песочница с фигурками

используется для построения клиентом новых взаимоотношений

с самим собой. Фигурки могут символизировать субличности ав-

тора песочной композиции, а сюжет их взаимодействия – спектакль

внутреннего театра личности. Наблюдая за взаимоотношениями

героев, человек может установить актуализированные в данный

момент субличности и вступить с ними в диалог.

Для психодраматерапевтов песочная терапия представляет со-

бой миниатюру психодрамы. Фигурки могут символизировать ре-

альных людей и явления окружающей среды. В песке разыгрыва-

ются жизненные ситуации, что позволяет клиенту изменить отноше-

ние к ним и найти правильные и приемлемые для себя решения.

Преимущество метода в том, что для создания спектаклей не тре-

буется помощь группы – все роли исполняют фигурки.

Используют песочницу и сказкотерапевты. Им важен такой ре-

сурс в песочных картинах, как возможность созидательного из-

менения сюжета, событий, взаимоотношений. Человек, играющий

в песочнице с фигурками, – Волшебник. Он, творчески преобразуя

ситуацию в песочнице, получает опыт самостоятельного разреше-

ния внутренних и внешних проблем, и этот опыт переносит в ре-

альность.

Песочная терапия используется и в коррекционно-развиваю-

щей, и в образовательной работе с детьми [см.: Зинкевич-Евстиг-

неева, Грабенко, 2002].

В России песочная терапия получила распространение не так

давно и имеет некоторые особенности. Зарубежные специалисты,

практикующие песочную терапию, работают в рамках определен-

ного психотерапевтического направления, т. е. по определенному

заданному алгоритму (знают, что и когда предложить клиенту, ког-

да и какой вопрос задать, как отреагировать). Большинство россий-

ских специалистов не имеют такой подготовки. Это создает, с од-

ной стороны, немало трудностей для использования песочной те-

рапии, с другой стороны, стимулирует творческий поиск каждого,

кто работает с песочницей.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко считают, что

для песочного терапевта существуют три выбора:

1) придерживаться определенной школы и встраивать работу

с песочницей в общий набор методов и техник;

2) работать так, как научил авторитетный специалист;

3) присоединившись к клиенту, следовать за ним, доверяя соб-

ственной личной и профессиональной интуиции.

Третий путь, по мнению авторов, наиболее предпочтителен,

но он самый трудный. И здесь поможет соблюдение трех правил:

присоединение к клиенту; искренняя заинтересованность сюже-

тами, разворачивающимися в песочнице; строгое следование про-

фессиональной и общечеловеческой этике.

Позиция психолога по отношению к клиенту и его стратегия

ведения консультации с использованием песочницы определяют-

ся индивидуальностью специалиста, поэтому каждому важно най-

ти собственный стиль. При этом главным ограничением является

тезис: «Разрешено все, что не противоречит общечеловеческой

и профессиональной этике». Но есть и общие обязательные эти-

ческие нормы: не трогать руками чужой мир без разрешения клиен-

та; не высказывать оценочные суждения; не выносить приговор –

диагноз клиенту («у Вас фигурка находится там-то, значит, у Вас

проблема такая-то»); не настаивать на обсуждении картины, если

клиент не хочет. Атрибуты любого стиля – внимательность, дели-

катность, аккуратность в высказываниях [см.: Зинкевич-Евстигнее-

ва, Грабенко, 2002].

На первый взгляд, песочная терапия – достаточно простая тех-

ника в проведении, но данное впечатление обманчиво. Это очень

тонкий инструмент, требующий от песочного терапевта постоян-

ного личностного и профессионального развития, потому что лич-

ность терапевта, даже при минимальном вмешательстве в про-

цесс, является основным инструментом любой терапии, в том чис-

ле и песочной.

Противопоказаниями к применению песочной терапии явля-

ются эпилепсия, шизофрения, невроз навязчивых состояний, ал-

лергические, легочные, кожные заболевания, порезы на руках



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: