Другое название – метод Sandplay (дословно – песочная игра).
Традиционной формой психотерапевтической работы являет-
ся вербальная коммуникация в форме беседы. Но часто даже взрос-
лому человеку, а уж тем более ребенку, бывает сложно выразить
словами свои переживания. Кроме того, собственные внутренние
процессы сложны для понимания, человек рефлексирует только то,
что находится в его сознании. В этом случае помощником может
стать песочница с миниатюрными фигурками – песочная психо-
терапия, которая позволяет обходить «цензуру сознания» и иссле-
довать бессознательные процессы средствами художественной экс-
прессии, так как создаваемые человеком песочные картины, возни-
кающие у него образы, – это отражение его внутреннего состояния,
объективация его настроений и мыслей.
В начале XX в. психоаналитики столкнулись с проблемой дет-
ского психоанализа. Они обнаружили, что дети не могут описы-
вать свое беспокойство словами, как это делают взрослые, их не ин-
тересует исследование собственного прошлого или обсуждение ста-
дий развития, часто они отказываются даже пробовать свободно
ассоциировать. С 1919 г. Мелани Кляйн начала использовать в пси-
хотерапевтической работе с детьми младше 6 лет игру как более
свойственное для них действие, чем речь, и при этом, как и пове-
дение взрослых, направляемое скрытыми мотивами и свободными
ассоциациями. Ребенку предоставлялись мелкие игрушки, и все
действия с ними интерпретировались по аналогии со свободными
ассоциациями взрослого. При этом аналитик не вмешивался в дей-
ствия ребенка, а только наблюдал за различными реакциями ре-
бенка, уровнем его аффектов, установками в отношении разных
|
людей и предметов.
Позже появился «Тест мира», разработанный Шарлоттой Бю-
лер, или так называемый Erica метод, который до сих пор исполь-
зуется в Швеции как диагностический инструмент в детской пси-
хиатрии. Этот тест состоит из 232 моделей объектов, распределен-
ных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, люди
и т. д.). Клиент конструирует в миниатюре мир, анализ особен-
ностей которого позволяет психотерапевту получить информацию
об особенностях его личности.
В 1929 г. детский психиатр Маргарет Ловенфельд, разработа-
ла «технику построения мира» в песочнице. Эту работу заметил
К. Г. Юнг и посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить осо-
бое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке.
Он считал, что содержание человеческой души составляют и те
мысли, чувства, ощущения, которые человек осознает, и те обра-
зы, которые рождаются в индивидуальном бессознательном (то,
что было когда-то вытеснено из сознания и забыто), но подлинной
основой индивидуальной психики является коллективное бессо-
знательное, в котором сокрыт опыт наших предков и универсаль-
ные, общие для всех людей возможности, проявляющиеся у отдель-
ного человека в виде архетипов, которые переживаются через по-
вторяющиеся мифологические мотивы и образы. Эти архетипы
могут ожить в игре с песком наряду с личными знаковыми поняти-
ями. Работа в песочнице возвращает в детство и способствует акти-
визации «архетипа ребенка». Занимаясь творчеством, человек ве-
дет диалог со своим бессознательным.
|
Пройдя обучение у К. Г. Юнга и М. Ловенфельд, Д. Кальфф
разработала юнгианский подход к песочной терапии (терапевти-
ческий метод Sandplay), который использовался сначала для рабо-
ты с детьми, а в дальнейшем и в работе со взрослыми. Она исхо-
дила из гипотезы К. Г. Юнга, согласно которой психике человека
присуще стремление к целостности и самоисцелению. Главным
принципом работы является создание свободного и безопасного
пространства, в котором человек может свободно выражать и ис-
следовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания в
зримые и осязаемые образы. Созданные клиентом картины не ин-
терпретировались, а проявленные вовне внутренние процессы рас-
сматривались с точки зрения стадиальности психического разви-
тия и проявления архетипов в символике ландшафта и выбирае-
мых человеком миниатюрных фигурах [см.: Зинкевич-Евстигнеева,
Грабенко, 2002; Штейнхард].
Метод песочной терапии в настоящее время приобрел извест-
ность и широко используется специалистами самых разных психо-
терапевтических направлений. Правда, существует и такое мнение,
что термин Sandplay правомерно относить только к юнгианской
песочной терапии, а использование лотков с песком или другими
сыпучими материалами в качестве вспомогательного инструмента
в коррекционной, развивающей, терапевтической работе в рамках
поведенческого, когнитивного, игровых и других подходов, кото-
рые подразумевают активную позицию терапевта, интерпретации
действий клиента – это другой метод – Sandtray. Но на сегодняш-
ний день это мнение не получило широкого распространения. Нет
|
и общей точки зрения по вопросу о том, является ли песочная те-
рапия самостоятельным психотерапевтическим направлением
или только вспомогательным методом в рамках экспрессивной те-
рапии или арт-терапии.
Действительно арт-терапевты часто используют в работе песоч-
ницу с игрушками, ведь созданная из песка картина является про-
дуктом творческого самовыражения, благодаря которому на бессо-
знательно-символическом уровне происходит «отреагирование»
внутреннего напряжения и поиск путей развития.
В психосинтезе и гештальттерапии песочница с фигурками
используется для построения клиентом новых взаимоотношений
с самим собой. Фигурки могут символизировать субличности ав-
тора песочной композиции, а сюжет их взаимодействия – спектакль
внутреннего театра личности. Наблюдая за взаимоотношениями
героев, человек может установить актуализированные в данный
момент субличности и вступить с ними в диалог.
Для психодраматерапевтов песочная терапия представляет со-
бой миниатюру психодрамы. Фигурки могут символизировать ре-
альных людей и явления окружающей среды. В песке разыгрыва-
ются жизненные ситуации, что позволяет клиенту изменить отноше-
ние к ним и найти правильные и приемлемые для себя решения.
Преимущество метода в том, что для создания спектаклей не тре-
буется помощь группы – все роли исполняют фигурки.
Используют песочницу и сказкотерапевты. Им важен такой ре-
сурс в песочных картинах, как возможность созидательного из-
менения сюжета, событий, взаимоотношений. Человек, играющий
в песочнице с фигурками, – Волшебник. Он, творчески преобразуя
ситуацию в песочнице, получает опыт самостоятельного разреше-
ния внутренних и внешних проблем, и этот опыт переносит в ре-
альность.
Песочная терапия используется и в коррекционно-развиваю-
щей, и в образовательной работе с детьми [см.: Зинкевич-Евстиг-
неева, Грабенко, 2002].
В России песочная терапия получила распространение не так
давно и имеет некоторые особенности. Зарубежные специалисты,
практикующие песочную терапию, работают в рамках определен-
ного психотерапевтического направления, т. е. по определенному
заданному алгоритму (знают, что и когда предложить клиенту, ког-
да и какой вопрос задать, как отреагировать). Большинство россий-
ских специалистов не имеют такой подготовки. Это создает, с од-
ной стороны, немало трудностей для использования песочной те-
рапии, с другой стороны, стимулирует творческий поиск каждого,
кто работает с песочницей.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко считают, что
для песочного терапевта существуют три выбора:
1) придерживаться определенной школы и встраивать работу
с песочницей в общий набор методов и техник;
2) работать так, как научил авторитетный специалист;
3) присоединившись к клиенту, следовать за ним, доверяя соб-
ственной личной и профессиональной интуиции.
Третий путь, по мнению авторов, наиболее предпочтителен,
но он самый трудный. И здесь поможет соблюдение трех правил:
присоединение к клиенту; искренняя заинтересованность сюже-
тами, разворачивающимися в песочнице; строгое следование про-
фессиональной и общечеловеческой этике.
Позиция психолога по отношению к клиенту и его стратегия
ведения консультации с использованием песочницы определяют-
ся индивидуальностью специалиста, поэтому каждому важно най-
ти собственный стиль. При этом главным ограничением является
тезис: «Разрешено все, что не противоречит общечеловеческой
и профессиональной этике». Но есть и общие обязательные эти-
ческие нормы: не трогать руками чужой мир без разрешения клиен-
та; не высказывать оценочные суждения; не выносить приговор –
диагноз клиенту («у Вас фигурка находится там-то, значит, у Вас
проблема такая-то»); не настаивать на обсуждении картины, если
клиент не хочет. Атрибуты любого стиля – внимательность, дели-
катность, аккуратность в высказываниях [см.: Зинкевич-Евстигнее-
ва, Грабенко, 2002].
На первый взгляд, песочная терапия – достаточно простая тех-
ника в проведении, но данное впечатление обманчиво. Это очень
тонкий инструмент, требующий от песочного терапевта постоян-
ного личностного и профессионального развития, потому что лич-
ность терапевта, даже при минимальном вмешательстве в про-
цесс, является основным инструментом любой терапии, в том чис-
ле и песочной.
Противопоказаниями к применению песочной терапии явля-
ются эпилепсия, шизофрения, невроз навязчивых состояний, ал-
лергические, легочные, кожные заболевания, порезы на руках