Периодизация психического развития ребенка Д.Б. Эльконина




К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причи­ны, движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой ста­дии, традиционно относят периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Рас­смотрим периодизацию развития Д.Б. Эльконина. Основанием периодизации психического развития для Эльконина послужили по­ложения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практиче­ская деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социаль­но. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений; «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего упо­требления, способы действий с нею. Таким образом, вещь — это общественный пред­мет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого.

 

Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как предста­витель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, сте­реотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый — это «общественный» взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок - об­щественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая до­минирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельно­сти определяют последовательное чередование систем «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». В табл. 2 представлены возрастные периоды смены ведущей деятель­ности.

 

Таблица 2. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина


Возрастные периоды Ведущая деятельность
Младенческий (0-1 год) Общение со взрослым
Раннее детство (1-2 года) Предметная деятельность
Дошкольный возраст (3-6 лет) Игра
Младший школьный возраст (7-12 лет) Учебная деятельность
Подростковый возраст (12-16 лет) Общение со сверстниками
Юношеский возраст (16-18) Учебно-профессиональная деятельность

 

Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формиру­ются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность юноши. Деятельности второй группы имеют дело в основном с системой «ребенок - общественный пред­мет», или «человек - вещь». В деятельностях первой группы развивается преимуще­ственно мотивационно-потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй груп­пы — интеллектуально-познавательная. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе.

К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-вещь». Как раз те моменты, когда это рас­хождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после кото­рых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.


 

Таблица 16.2 Сравнение периодизаций психического развития детей.

  Возраст Пиаже Эльконин Фрейд Эриксон  
0-1 год. сенсомоторная стадия общение оральная орально-сенсорная (доверие — недоверие)  
1-2 года предметная деятельность анальная мышечно-анальная (автономия — стыд и сомне­ния)
3-6 лет дооперационального мышления игровая деятельность фаллическая локомоторно-генитальная (инициатива — вина)  
7-12 лет конкретных операций учебная деятельность латентная латентная  
12-16 лет формальных операций общение со сверстниками генитальная подростковая (эго-идентич-ность — спутан­ность ролей)  
16-18 лет - учебно-профессиональ-ная деятельность -  
20-25 лет - - - ранняя зре­лость (бли­зость — изо­ляция)  
25-40 лет - - - средняя зре­лость (продуктив- ность — застой)  
40-60 (64) лет - - -  
60-65 лет - - - поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние)  
65-75 лет - - -  
после 75 лет - - -  
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: