К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, выделяя существенные характеристики каждой стадии, традиционно относят периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. Рассмотрим периодизацию развития Д.Б. Эльконина. Основанием периодизации психического развития для Эльконина послужили положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений; «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь — это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого.
Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый — это «общественный» взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется сама личность ребенка. Однако, составляя единый процесс освоения систем «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование систем «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». В табл. 2 представлены возрастные периоды смены ведущей деятельности.
|
Таблица 2. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
Возрастные периоды | Ведущая деятельность |
Младенческий (0-1 год) | Общение со взрослым |
Раннее детство (1-2 года) | Предметная деятельность |
Дошкольный возраст (3-6 лет) | Игра |
Младший школьный возраст (7-12 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (12-16 лет) | Общение со сверстниками |
Юношеский возраст (16-18) | Учебно-профессиональная деятельность |
Во вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность юноши. Деятельности второй группы имеют дело в основном с системой «ребенок - общественный предмет», или «человек - вещь». В деятельностях первой группы развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй группы — интеллектуально-познавательная. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе.
|
К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-вещь». Как раз те моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие следующей.
Таблица 16.2 Сравнение периодизаций психического развития детей.
Возраст | Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | ||
0-1 год. | сенсомоторная стадия | общение | оральная | орально-сенсорная (доверие — недоверие) | ||
1-2 года | предметная деятельность | анальная | мышечно-анальная (автономия — стыд и сомнения) | |||
3-6 лет | дооперационального мышления | игровая деятельность | фаллическая | локомоторно-генитальная (инициатива — вина) | ||
7-12 лет | конкретных операций | учебная деятельность | латентная | латентная | ||
12-16 лет | формальных операций | общение со сверстниками | генитальная | подростковая (эго-идентич-ность — спутанность ролей) | ||
16-18 лет | - | учебно-профессиональ-ная деятельность | - | |||
20-25 лет | - | - | - | ранняя зрелость (близость — изоляция) | ||
25-40 лет | - | - | - | средняя зрелость (продуктив- ность — застой) | ||
40-60 (64) лет | - | - | - | |||
60-65 лет | - | - | - | поздняя зрелость (Эго-интеграция — отчаяние) | ||
65-75 лет | - | - | - | |||
после 75 лет | - | - | - | |||